Rambler's Top100
Статьи
Елена Ершова  18 апреля 2018

СЭД в России: драйверы и тренды

Рынок систем электронного документооборота находится еще на этапе формирования, но решения СЭД уже вышли за рамки крупных корпораций и проникают в сегмент SMB.

Фазы и драйверы роста

Обмен электронными документами в России начал практиковаться в конце 1990-х годов, однако этот процесс сдерживался отсутствием законодательной базы для юридически значимого электронного документооборота. Существовавшие системы обмена электронными документами использовались преимущественно для внутренних целей предприятий. Формализация юридически значимого электронного документооборота началась в 2012 г, когда вступил в действие Приказ Минфина России от 25.04.2011 № 50н «Об утверждении порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи». Это произвело настоящую революцию в первичном бухгалтерском документообороте: электронный формат счета-фактуры с ЭЦП, равноценный привычным бумажным бланкам с печатью и подписью, открыл новые перспективы для компаний, заинтересованных в оперативном и юридически защищенном взаимодействии с контрагентами. При этом основным драйвером роста объема электронного документооборота между организациями становится обмен электронными счетами-фактурами (ЭСФ), на которые пришлось более 50% общего оборота юридически значимых документов.

Новым импульсом для развития внешнего (т.е. между организациями) электронного документооборота стало принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям». С 2014 года данный закон сделал обязательной подачу деклараций по НДС только в электронном виде, вне зависимости от количества сотрудников и прочих параметров организации. Общение с ФНС остается основным стимулом роста данного сегмента. Полный же перечень получателей электронной отчетности включает в себя не менее двенадцати государственных ведомств, в том числе Фонд социального страхования (ФСС), Федеральная служба государственной статистики (Росстат), Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР), Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и т.д. Тогда же, в 2014 году, заметно увеличиваются объемы обращения электронных товарных накладных (форма ТОРГ-12).

По-настоящему переломным в развитии юридически значимого электронного документооборота (ЮЗЭДО) можно считать 2015 год: в течение этого года, по данным ассоциации «Разработчики и операторы систем электронных услуг» (РОСЭУ), оборот юридически значимых электронных документов вырос более чем вдвое: с 36 тыс. до 77 тыс. Причем помимо счетов-фактур (50%) и торговых накладных (24%) заметное место в структуре ЮЗЭДО заняли неструктурированные документы (договоры, доверенности, техническая документация, официальная корреспонденция) -- их доля приблизилась к доле документации ТОРГ-12 и составила 19% против 8% годом ранее (рис. 1).

Рис. 1. Динамика юридически значимого электронного документооборота, 2013–2016



Источник: iKS-Consulting

Этот факт -- важное свидетельство осознания предприятиями и организациями практической выгоды от использования СЭД не только для внутреннего электронного документооборота или для обмена строго регламентированными актами бухгалтерского и налогового учета, но и для обмена менее формализованными документами, которые еще больше увеличивают общий трафик внешнего электронного документооборота. Данная тенденция была подкреплена в 2016 году, когда абсолютный рост трафика наблюдался по всем основным группам ЮЗЭДО, однако основной прирост пришелся именно на группу неформализованных документов.

Стоит отметить, что развитие практики массового электронного документооборота происходит на фоне многообразия используемых решений. Наличие в одной компании нескольких не связанных между собой СЭД, как внешних, так и внутренних, – типичное явление для рынка. Эта ситуация возникла вследствие двух взаимодополняющих факторов:
  • во-первых, нередко переход на безбумажный документооборот, в том числе юридически значимый, происходил фрагментарно – для каждой задачи или для отдельных бизнес-подразделений выбирались разные решения;
  • во-вторых, в ходе слияний и поглощений компаний на первом этапе функционирования консолидированного юрлица закономерно возникает многообразие альтернативных систем электронного документооборота и электронной отчетности.
Развитие юридически значимого электронного документооборота изменило рынок электронного документооборота в России.

Согласно данным РОСЭУ, в 2016 году объем юридически значимого электронного документооборота в России превысил 151 млн документов, что практически в два раза больше, чем в предыдущем году и в четыре раза больше, чем в 2014 г. Согласно дополнительным подсчетам iKS-Consulting, основанным на статистике пользователей СЭД, количество юридически значимых документов, отправленных через СЭД, всего за два года выросло с 1 тыс. до 3,8 тыс. в расчете на одну организацию, что свидетельствует не только об экстенсивном росте электронного документооборота за счет присоединения новых клиентов, но и об интенсивном росте за счет увеличения трафика в организациях, уже перешедших на электронный документооборот.

Пользователи

Абсолютное большинство потребителей СЭД в России – это компании, которые по своим параметрам подходят под определение Росстата «крупные и средние предприятия и организации» (имеют численность персонала от 150 человек). Вместе с тем в последние три года наблюдался заметный рост пользователей СЭД в сегменте так называемых малых предприятий, в которых, согласно официальному определению, численность работников составляет от 16 до 100 человек включительно и чья выручка может колебаться в пределах 120--800 млн руб.

Тенденция роста численности малых предприятий, пользующихся СЭД, достаточно показательна, поскольку свидетельствует, что системы электронного документооборота могут быть интересны не только крупным компаниям и организациям. Помимо необходимости предоставлять юридически значимую электронную отчетность, переходить к электронному документообороту малые предприятия заставляет давление крупных компаний, являющихся стратегически важными партнерами. Однако данная тенденция пока не приобрела по-настоящему массового характера.

Как уже было сказано выше, сокращение численности зарегистрированных предприятий и организаций с позиций общерыночной клиентской базы СЭД далеко не всегда равнозначно потере клиента: в случае слияния или поглощения компаний численность пользователей СЭД-решения того или иного функционального типа может остаться неизменным. Причем в зависимости от стандартов и кадровой политики, принятых в обновленной компании, это могут быть пользователи как одного, так и разных решений. Но, как правило, при консолидации делается выбор в пользу решения, обладающего наиболее развитым функционалом и гибкостью. При этом, по мнению Виктора Вайнштейна, генерального директора компании «Логика бизнеса» (ГК «АйТи»), конкурентным преимуществам обладают СЭД, обладающие возможностью быстрого создания новых решений. С этой точки зрения наиболее выигрышные позиции у СЭД/ЕСМ, которые рассматриваются как платформы для решения широкого спектра прикладных задач (автоматизации закупок, претензионной деятельности, проектного документооборота и проч.) Вместе с тем, как отмечает Вячеслав Савин, главный аналитик компании «Сервионика», необходимо учесть один нюанс – понимание преимуществ «навороченных» опций приходит только после освоения базовых функций СЭД, а это непростой и длительный процесс.

Число пользователей СЭД -- важный, но не определяющий показатель популярности решения. По мнению участников рынка, эти данные сами компании предпочитают не афишировать. Вячеслав Савин отмечает, что наиболее объективной оценкой является количество электронных документов, переданных через операторов СЭД. При этом отраслью, наиболее активно использующей преимущества электронного обмена документами, по его мнению, является торговля. Виктор Вайнштейн видит ситуацию несколько иначе: исходя из опыта своей компании он говорит, что больше всего пользователей – десятки тысяч – в холдинговых структурах; в федеральных госорганах – тысячи, в региональных – сотни, в муниципальных – в пределах ста. Большинство коммерческих организаций, относящихся к классу среднего и малого бизнеса, по общерыночным меркам характеризуются сотнями пользователей.

Согласно оценкам iKS-Consulting, в 2016 году численность предприятий и организаций, использующих СЭД, увеличилась во всех основных секторах экономики России (рис. 2). Однако значительное увеличение проникновения СЭД в большей степени было обусловлено снижением общей численности зарегистрированных предприятий и организаций.

Рис. 2. Проникновение СЭД по основным секторам экономики России, 2015--2016, % общей численности предприятий и организаций


Источник: iKS-Consulting


Модели и тренды

В практике российского электронного документооборота принято выделять как минимум два типа СЭД: системы внутреннего электронного документооборота, используемые преимущественно крупными компаниями и государственными структурами для оптимизации делопроизводства внутри компании, и системы внешнего электронного документооборота, необходимые для взаимодействия с контрагентами.
 
Оба сегмента демонстрируют не только разную динамику, но и разные модели роста под влиянием отличающихся друг от друга факторов. Сегмент внутренних СЭД, несмотря на наличие потенциала дальнейшего роста, достаточно насыщен и растет преимущественно за счет интенсивных факторов. В количественном отношении клиентская база практически не увеличивается, однако рост доходов обеспечивается за счет новых внедрений на уже обслуживаемых предприятиях, модернизационных проектов, а также масштабирования старых решений. В совокупности это обеспечивает стабильное увеличение автоматизированных рабочих мест в рамках уже существующей клиентской базы пользователей внутренних СЭД.

Сегмент внешних СЭД, наоборот, растет преимущественно по экстенсивной модели, за счет подключения новых клиентов. Важную роль в этом играет необходимость соответствовать требованиям государственных органов, а также, пусть и в меньшей степени, крупных стратегически важных партнеров, которые вынуждают своих поставщиков переходить на электронный документооборот с целью соблюдения собственных стандартов. Тем не менее проекты масштабирования решений также играют значительную роль в опережающем росте сегмента.

Согласно мнению большинства участников рынка, он все еще находится на этапе формирования. В предстоящие два-три года, по мнению Вячеслава Савина, для рынка будут характерны следующие тренды:
  • увеличение количества документов, ускорение их оформления, обмена с контрагентами, а также их поиска, предоставления в контролирующие органы.
  • стимулирование перехода на электронный документооборот со стороны государства – в рамках общей стратегии перехода к цифровой экономике.
Виктор Вайнштейн отмечает, что важную роль в развитии использования СЭД будет играть экономический эффект, получаемый организациями от внедрения решений для управления электронными документами.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!