Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Опасности «погони за абонентом»

26 мая 2010

По мнению аналитиков «Тройки Диалог», активное наращивание абонентской базы сотовыми операторами  - явление не столь безусловно положительное, как принято думать. В частности, МТС только выиграет, если его база будет расти не такими стремительными темпами.

На днях МТС представил отчет о состоянии своей абонентской базы. В отчете было указано, что в апреле 2010 года консолидированная абонентская база МТС увеличилась на 840 тысяч пользователей, из которых на долю России пришлось 640 тысяч подключений. Таким образом, консолидированное число абонентов компании по состоянию на 30 апреля 2010 года составило 98,65 миллиона пользователей.

Пророст числа пользователей – закономерный результат политики мобильного оператора №1 в России, который, дабы сохранить за собой лидерство, вынужден брать курс на «погоню за абонентами». Но насколько верно решение заполучить «абонентов ради абонентской базы»?

Аналитики «Тройки Диалог» Анна Лепетухина и Евгений Голосной провели небольшое исследование относительно того, как пострадает рентабельность МТС, если "погоня за абонентами", ускорившаяся в 2009 году, продолжится теми же темпами. По мнению аналитиков, увеличение количества новых абонентов за шесть лет на 30% сверх текущего прогноза (118,6 млн.) может привести к сокращению свободных денежных потоков компании примерно на $1,0 млрд., а ее стоимости - ориентировочно на 7,0% (и наоборот).

Аналитики отмечают, что при валовом увеличении абонентской базы на 28,2% отток абонентов увеличился с 27,0% до 38,3%. То есть одновременно с увеличением абонентской базы на 30,4 млн. от услуг МТС отказались 25,7 млн. абонентов. То есть чистый прирост абонентов вовсе не столь велик, как кажется при беглом взгляде на цифры.

Руководство МТС уже выразило обеспокоенность ситуацией, при которой число абонентов сотовой связи в России ежемесячно растет на 3 млн., и считает, что долго так продолжаться не может, а рынок рано или поздно рационализируется. В 2009 году база абонентов МТС ежемесячно увеличивалась в среднем на 2,54 млн. человек (в 2008 году - на 1,98 млн.).

По оценкам «Тройки Диалог», в 2009 году на долю российского подразделения мобильной связи МТС пришлось 78,7% от общих затрат на продажи и маркетинг, что равно 7,6% выручки компании. Таким образом, стратегия, проводимая МТС в России, будет сказываться на рентабельности всей группы. Проведенный анализ показывает, что при увеличении базы абонентов дополнительно на 0,5 млн. при неизменном чистом приросте (т. е. при увеличении оттока абонентов) рентабельность МТС по EBITDA сокращается на 1,1 п. п. Еще показательнее другое: даже при чистом приросте абонентской базы на те же 0,5 млн. рентабельность по EBITDA все равно сокращается на 0,95 п. п., поскольку возникающее в результате этого увеличение затрат на привлечение новых абонентов не будет компенсировано ростом выручки от продажи услуг.

Исходя из этого аналитики делают вывод, что сокращение абонентской базы МТС, если оно произойдет, следует рассматривать как положительный фактор, т.к. наращивание «абонентской массы» само по себе, если оно не приносит операционной прибыли, фактор скорее негативный, нежели положительный.

По материалам компании "Тройка Диалог"

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.