Rambler's Top100
 
Все новости Новости отрасли
Гузель КУЛИКОВА 25 октября 2017

Время, вперед!

В информатизации здравоохранения время, кажется, стало идти быстрее. До конца года предстоит утвердить 15 актов для «закона о телемедицине».

Ключевая повестка дня – нормативная правовая база для закона № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», подписанного президентом России 30 июля с.г.

Напомним, документ охватывает три основных направления: работу Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ), легализацию электронных медицинских документов и применение телемедицинских технологий. Сегодня отрасль и бизнес ждут появления подзаконных актов, которые дадут ответы по отдельным аспектам применения ИТ в здравоохранении.

Правительством подписан план-график их подготовки. Первоочередные 15 актов: четыре постановления и 11 приказов от Минздрава должны быть оформлены, согласованы с экспертами до конца этого года, рассказала на недавнем международном конгрессе «Информационные технологии в медицине» Елена Бойко, директор департамента информационных технологий и связи Минздрава России (первоначальные планы – ноябрь 2017 г.).

Разработан проект постановления, утверждающего положение о ЕГИСЗ. В нем прописаны основные компоненты системы: федеральная электронная регистратура, интегрированная электронная медицинская карта, нозологический регистр, регистр медработников, медорганизаций, нормативно-справочная информация и т.д. Детально описывается, каким образом они взаимодействуют между собой и с внешними системами.

Второй нормативный акт – требования к МИС разных уровней. Согласно новому закону, их будет ратифицировать именно Минздрав. Третий документ устанавливает порядок введения нормативно-справочной информации.

Кроме того, необходимо определить порядок ведения медицинской документации в электронном формате. Внести изменения в приказы Минздрава, которые утверждают формы медицинской отчетности.

Отдельный блок посвящен электронным рецептам: будут установлены формы взаимодействия медорганизаций, которые их выписывают, и аптек, отпускающих по ним лекарственные препараты.

Предстоит урегулировать порядок оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий. В частности, чтобы закон заработал, необходимо перевести в цифровой формат ряд документов. Например, в соответствии с № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», даже устная консультация является медицинским вмешательством. «Поэтому, если мы хотим ввести дистанционные консультации, то пациент каждый раз должен не только идентифицироваться, но и автоматически давать свое согласие на получение консультации от врача», – разъяснила Е. Бойко.

До конца года запланировано обновить структуру электронной медицинской карты и исполнить требования законодательства по обезличиванию данных для сохранения врачебной тайны, решить многие другие вопросы.

«Безусловно, эти документы для нашей отрасли абсолютно новые. С учетом сжатых сроков перед нами стоит огромная задача, и в одиночку министерству с ней, безусловно, справиться трудно», – обратилась к аудитории Е. Бойко. Она призвала внешних экспертов и специалистов ознакомиться с проектами актов и отправить свои замечания на адрес электронной почты департамента di@rosminzdrav.ru с пометкой «закон» и темой, по которой есть конкретное предложение.

Осторожный оптимизм экспертов

О развитии нормативно-справочного обеспечении рассказала Татьяна Зарубина, завкафедрой медицинской кибернетики и информатики РНИМУ им. Н.И. Пирогова, заместитель директора ЦНИИОИЗ. Серьезное продвижение портала nsi.rosminzdrav.ru стало возможным благодаря совместным усилиям специалистов из Национального центра информатизации и регламентной службы ведения нормативно-справочной информации Минздрава. Также в числе значимых результатов – публикация Федерального справочника лабораторных исследований (ФСЛИ), предназначенного для информационного обеспечения передачи заказов и результатов лабораторных исследований между различными медицинскими информационными системами.

«В настоящий момент актуальной является версия 3.5 от 4 сентября 2017 г. Группа включает в себя 5 справочников общей емкостью около 25 тыс. строк. Идет подготовка профилей – это поименованный набор лабораторных тестов, созданный для облегчения работы врачей и целенаправленного предоставления лабораторных услуг пациентам», – отметила заместитель директора ЦНИИОИЗ.

Создан профиль «Клинический анализ мочи», в конце 2017 г. будет сформирован «Клинический анализ крови». Важным результатом является построение технологии, которая позволяет экспертам по клинической лабораторной диагностике и клиницистам генерировать любые профили, как в клинических целях, так и для «наполнения» медицинских услуг. С осторожным оптимизмом Татьяна Зарубина отметила, что положительные изменения происходят и это движение системное. В будущем году стоит ждать принятия подзаконных актов к закону №242ФЗ, развития федеральной системы НСИ, ее становления как обязательной к использованию при развитии всех компонентов ЕГИСЗ, массового внедрения в рамках МИС МО небольших модулей систем поддержки принятия врачебных решений.

Больничный лист: еще одна нагрузка?

В этом году с 1 июля вступил в силу закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ, который предусматривает возможность оформления электронного больничного листа. Внедрять электронный больничный лист в России будут постепенно, поэтому сейчас можно оформлять как бумажную, так и цифровую версию документа. Для реализации проекта требуется, чтобы и медицинские организации, и работодатели застрахованных (нетрудоспособных) лиц являлись участниками системы информационного взаимодействия. После того, как пациент обратился в поликлинику за медицинской помощью, с его письменного согласия врач открывает больничный в электронном виде. Сведения, содержащиеся в новой версии больничного, подписываются квалифицированными электронными подписями врача и медорганизации. Программу для оформления электронных больничных листов Фонд социального страхования предоставит бесплатно.

«Фонд выполняет основную функцию оператора, ведет данную базу. На наших ресурсах сведена вся информация по методологическому сопровождению этой технологии, созданы порталы, личные кабинеты, введена в промышленный контур СМЭВ 3, оформлены методические рекомендации для разработчиков ПО в области медицинских, бухгалтерских, кадровых информационных систем», – рассказал замглавы департамента ИТ и защиты информации ФСС Дмитрий Селиванов.

По данным ФСС, в его системе зарегистрировано 52 млн застрахованных граждан, в год россиянам выписывают более 40 млн больничных листов. При этом порядка 1,6 млн таких документов оказываются испорченными. Врач должен быть экспертом по кадровым вопросам, чтобы заполнить лист без ошибок, в то время как электронный больничный испортить невозможно, считает специалист ФСС.

Нововведения позволят уменьшить бумажный документооборот и сделать обмен информацией более быстрым и прозрачным. Не секрет, что бумажные версии листков нетрудоспособности нередко подделывают. Потери бюджета от таких случаев измеряются миллиардами рублей. При использовании же электронного документа все данные зашифрованы и передаются по защищенным каналам связи, каждое изменение отслеживается, каждая запись лечащего врача подтверждена его электронной подписью. В результате имитация документа исключается.

Справедливости ради отметим, что в кулуарах конгресса его участники говорили о нововведении не столь оптимистично, считая его еще одной утвержденной законом дополнительной нагрузкой на врачей.

Право на телемедицину

По оценкам экспертов, ближайшее годы телемедицина станет одним из самых динамично растущих секторов в России. Однако успех сектора напрямую зависит от конкретных этапов реализации закона, полноты нормативной правовой базы и своевременного включения телемедицинских услуг в систему ОМС.

Нормативные документы, регламентирующие применение телемедицинских технологий, как указал завкафедрой информационных и интернет-технологий Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Георгий Лебедев, отвечают не на все вопросы, стоящие перед профессиональным сообществом. Например, с телеконсилиумами и консультациями есть относительная ясность даже в экономическом плане. Они должны легко вписаться в систему обязательного медицинского страхования, потому как очная и заочная консультации не будут отличаться стоимостью – это тот же прием врача по вопросам профилактики, диагностики и наблюдения за состоянием здоровья пациента, как и обычный поход к врачу. «Но в том, что касается создания кабинетов телемедицины, когда врач наблюдает за пациентом дистанционно, а также мобильного здравоохранения, проблем еще много: от организации и учета процесса до обмена данными между медицинскими приборами», – подчеркнул Г. Лебедев. В частности, необходимо разработать стандарты обмена данными между приборами и электронными медицинскими картами.

Пациент пролечился по квоте в федеральном центре и возвращается к себе домой. Важно, чтобы такой больной, если в его регионе отсутствуют профильные врачи, имел возможность получить дистанционную консультацию у того врача, у которого он лечился, скажем, в Москве. Такой мониторинг станет спасением для малоподвижных пациентов.

Для апробации телемедицинских технологий недавно создан Консорциум организаций для сотрудничества в рамках проекта «Сеть телемедицинских экспресс мини-поликлиник». На различных предприятиях откроются кабинеты семейных врачей, где можно будет пройти первичную диагностику, измерить давление, пульс, уровень сахара в крови. Кроме того, врач, ведущий прием, сможет организовать телеконференцию с нужным специалистом, чтобы получить консультацию по диагнозу или лечению. Предполагается, что на начальном этапе такие консультации станут проводить специалисты Первого меда. В дальнейшем, когда схема деятельности мини-поликлиник будет апробирована, опыт планируют распространить на все регионы России.

С 1 сентября запущена обучающая программа Методического центра цифрового здравоохранения и телемедицинских технологий на базе кафедры информационных и интернет-технологий Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Основная задача курса – научить медиков работать с МИС, объяснить, что такое телемедицина и как организовать телемедицинскую консультацию.

Данное направление в медицине открывает новые перспективы и для бизнеса. Об одном из них рассказал Альберт Шагивалеев из компании «АйСиЭл Техно»: «Рабочее место фельдшера для удаленных, труднодоступных районов позволяет провести первичный скрининг в режиме «врач – врач». После того, как проведены необходимые измерения, данные автоматически передаются в ИС. Врач центральной клиники может увидеть их в реальном времени и поставить диагноз».

Управление, основанное на данных

Во время перерывов пленарных заседаний нередко можно было услышать разговоры специалистов о том, что наряду с информатизацией отрасли в разы вырос объем нагрузки в связи с подготовкой статистических отчетов. Казалось бы, столь полезная информация позволяет руководителям здравоохранения выявлять конкретные проблемы, рационально использовать кадровые, финансовые ресурсы. Однако ни медицинское профессиональное сообщество, ни общество в целом, попросту не доверяют этим цифрам.

В один голос аналитики утверждают, управление и медицинская статистика нуждаются в усовершенствовании и повышении эффективности. Возможно, именно поэтому во время доклада заместителя директора по развитию К-МИС Александра Гусева о перспективах развития поддержки принятия управленческих решений в здравоохранении в конференц-зале яблоку негде было упасть.

«В СМИ мы видим достаточно плотный поток публикаций о дискредитации медицинской статистики. По большому счету это говорит о том, что в ней начинают сомневаться как в адекватном инструменте управления, значит, этот механизм нуждается в осмыслении и совершенствовании», – отметил Александр Гусев. Для анализа информации необходимы новые подходы, в которых используются технологии Big Data, машинного обучения, искусственного интеллекта.

Внимание аналитика было обращено к работе Тима Филипса «Управление на основе данных», в которой описан подход к организации работы, предназначенный для повышения эффективности и снижения стоимости управления организациями. Что самое главное во внедрении управления на основе таких сведений?

Прежде предстоит выполнить три последовательных шага. Во-первых, необходимо автоматизировать все бизнес-операции: лечебно-диагностический процесс, ресурсное обеспечение, снабжение и другие, которыми планируется управлять. Во-вторых, автоматизация должна привести к накоплению первичных данных (электронные медицинские карты, бухгалтерия, поставки лекарств и т.д.) в электронном виде, машинообрабатываемом формате. Третий шаг – постепенное внедрение современных средств аналитической обработки: визуализация данных, Big Data, BI-платформы, правильное хранение и доступ к данным.

Эксперт утверждает, что ключевое требование к управлению, основанному на таком принципе, визуализация. Потому как статистические отчеты, например, по заболеваемости в формате таблиц – груды цифр и слов, которые не позволяют моментально увидеть проблему, стоящую за основой такого документа.

«На Западе в шутку говорят, что руководитель, который анализирует статистические таблицы, так же, как и пьяница использует фонарный столб больше для поддержания равновесия, нежели для освещения», – пояснил Александр Гусев.

Пожалуй, эта мысль иллюстрирует ту глобальную разницу в подходе к работе с управленческими системами, которые используются сегодня, и теми, что рекомендует западные аналитики. Предложенный путь мог бы стать реальным шагом в сторону цифрового здравоохранения, о котором так много говорилось во время конгресса.

* * *

Рынок ждет, что правовое поле догонит технические возможности, создаваемые для цифрового здравоохранения. 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.