Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Госдума отрегулировала цифровые права без блокчейна и криптовалют

06 марта 2019

Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект «О цифровых правах». Законопроект является верхнеуровневым документом: он представляет собой поправки в Гражданский кодекс, цель которых – ввести базовые понятия для функционирования цифровой экономики.

Законопроект был разработан в 2018 г. председателем Госдумы Вячеславом Володиным и главой парламентского комитета по государственному строительству и законодательству Павлом Крашенинниковым. Законопроект был одобрен в первом чтении в мае 2018 г., однако затем претерпел значительные изменения.

В нынешней версии документ под «цифровыми правами» (аналог токенов) подразумевает «обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признаком». Передача, залог, обременение и иное распоряжение цифровыми правами возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу.

Обладателем цифрового права является лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность ими распоряжаться. Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву.

В предыдущей версии законопроекта говорилось о том, что цифровые права функционируют в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системе. То есть такого рода система должна была работать на технологии блокчейн.

Нынешней законопроект предполагает, что письменная сделка может быть осуществлена с помощью электронных и иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменной виде содержание сделки. При этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю.

Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон может быть предусмотрен специальный способ достоверного определения лица, выразившего волю, а также дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований.

Указанные требования к письменным сделкам будут применяться и к письменным юридически значимым сообщениям. При соблюдении указанных требований решения собраний участников, на которых голосование проводилось с помощью электронных или иных аналогичных технических норм, будут иметь юридическую значимость.

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, в том числе электронного, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иным данным, удовлетворяющим указанным требованиям к письменной сделке.

Аналогичным образом может быть заключен договор номинального счета и договор страхования. В то же время составления завещания с использованием электронных либо иных технических средств не допускается.

Законопроект легализует смарт-контракты, хотя само данное понятие в документе не используется. Согласно законопроекту, «условия сделки могут предусматривать исполнение ее сторонами возникающих из нее обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательства отдельно выраженного дополнительного волеизъявления его сторон путем применения информационных технологий, определенных условиями сделки».

В части работы с большими данными говорится, что договор, в силу которого исполнитель обязуется совершить действия по предоставлению определенной информации заказчику (договор об оказании услуг по предоставлению информации), может быть предусмотрена обязанность одно из сторон или обеих сторон не совершать в течение определенного периода действия, в результате которых информация может быть раскрыта третьим лицам.

В то же время из законопроекта, по сравнению с его первоначальной редакцией, исключили главу о «цифровых деньгах» (криптовалютах). Павел Крашенинников напомнил, что в 2018 г., когда вносился законопроект, «это вещь была достаточно раскрученной». Крашенинников по-прежнему считает, что криптовалюты в ряде случае могут быть объектами наследования конкурсной и банкротной массы, но в условиях отсутствия универсальных норм было решено не прописывать в ГК данный вопрос.

В 2018 г. законопроект «О цифровых правах» был принят в первом чтении одновременно с законопроектами «О цифровых финансовых активах» и «О краудфандинге». Законопроект «О цифровых финансовых активах», разработанный главой комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолием Аксаковым, предполагал регулирование деятельности по обороту криптовалют, токенов и майнинга. Но до этого Аксаков сообщил, что ко второму чтению из законопроекта исключат сферу криптовалют, оставив только вопросы оборота майнинга.

Глава Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) Юрий Припачкин считает, что законопроекты, рассматриваемые в настоящее время Госдумой по данной теме, не решают задачи подготовки комплексного законодательства, в рамках которого описывалась бы вся совокупность бизнес-отношений, уже происходящих в настоящий момент между участниками криптовалютного рынка.

Источник: CNews

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.