Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Запрет импорта в госзаказе пока ограничат одной отраслью

10 июня 2020

Инициативы по расширению протекционизма в госзаказе, набравшие популярность на фоне «коронавирусного» спада в экономике, пока свелись к точечной поддержке импортозамещения лишь в электронной промышленности. 

“КоммерсантЪ”  ознакомился с проектом Минпромторга, финализирующим новую попытку промышленного лобби поддержать российское производство за счет расширенного госзаказа. Работа промышленного блока правительства в этом направлении включала в себя пакеты поправок к законам о закупках государства (ФЗ-44) и госкомпаний (ФЗ-223) — о введении обязательной доли закупок у российских поставщиков в зависимости от отрасли. При этом, как и предполагал “Ъ”, де-факто правительство Михаила Мишустина, исходя из потребностей экономики и возможностей местных предприятий, намерено ограничить применение инструмента фактически одной отраслью — электронной промышленностью, что источники “Ъ” объясняют накопленным ею потенциалом.

Подготовленный Минпромторгом проект поправок к постановлению правительства о стимулировании производства радиоэлектронной продукции расширяет перечень российских производителей, попадающих под преференции при закупках государства по ФЗ-44.

Документ направлен на согласование в Минфин, Минэкономики, ФАС и Федеральное казначейство — в ведомствах изданию подтвердили получение проекта. 

По проекту, с которым ознакомился “Ъ”, ограничения и запреты закупок иностранной электронной продукции предполагается вводить по перечню Минпромторга — в нем сейчас семь позиций в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в том числе компьютерное, электронное и оптическое оборудование, бытовые электроприборы и осветительные приборы.

В Минпромторге отмечают, что российские производители в зависимости от конкретной отрасли готовы обеспечить до 100% потребности госзаказчиков.

«Для отраслей, где производство недостаточно налажено для обеспечения полного покрытия спроса, будет действовать правило "второй лишний", допускающее участие иностранного оборудования при отсутствии отечественного. Перечень таких отраслей будет оперативно регулироваться Минпромторгом»,— добавили в ведомстве.

В действующей редакции для продукции, попадающей под ограничения, применяется более гибкая альтернатива «второго лишнего» — «третий лишний». Механизм предусматривает отказ от заявки иностранного поставщика при наличии как минимум двух российских, соответствующих требованиям ФЗ-44. «Мы, по сути, переходим к более жесткому регулированию в виде запретов на приобретение иностранных аналогов. Таким образом, мы последовательно идем по пути поддержки российского производителя — как в области радиоэлектроники, так и в других отраслях промышленности»,— пояснили “Ъ” в аппарате промышленного вице-премьера Юрия Борисова.

Всего на такие закупки, по данным мониторинга закупок Минфина, в 2019 году пришлось 260 млрд руб. из 8,3 трлн руб. годового госзаказа. Актуальная версия плана восстановления национальной экономики предполагает, что поддержка импортозамещения будет расширена в ближайшие два года до 1 трлн руб. вместо предусмотренных ранее 0,7 трлн руб.— де-факто, несмотря на масштабные поправки к ФЗ-44 и ФЗ-223 о праве правительства вводить отраслевые квоты на закупки импорта, пока речь идет об одной отрасли и совокупном дополнительном объеме закупок ее продукции не более чем в 2% госзаказа. Это можно считать точечными мерами поддержки — как поясняют “Ъ” источники в Белом доме, протекционистские идеи должны способствовать именно развитию рынка электроники и радиоэлектроники, дальнейших планов по расширению номенклатуры запретов пока нет.

Расширение протекционистских инициатив, вероятно, будет прямо зависеть от результатов, которые сможет продемонстрировать Минпромторг в насыщении госсектора отечественной электроникой.

При этом и окончательную фиксацию приоритета поставок российской электронной продукции проект относит на 2023 год: в случае возникновения проблем с реализацией «электронного» протекционизма они легко могут быть пересмотрены или отложены. При этом немаловажно и то, что резкое расширение ограничений неизбежно будет сокращать объемы инвестиционного импорта и, видимо, ограничивать темпы инвестиций, что в посткризисном восстановлении было бы отдельной проблемой.

Источник: КоммерсантЪ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.