Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Стереотипы препятствуют реализации женщин в цифровой сфере

04 августа 2020

В обществе существует стереотип о том, что женщины хуже справляются с работой в сфере информационных технологий и в целом обладают более низким уровнем цифровых знаний и навыков, чем мужчины. Подобные установки не только отражаются на карьере женщин, но и мешают им становиться полноценными и успешными участниками цифровой экономики. 

Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ. 

Мужчины и женщины практически одинаково оценивают свои цифровые навыки и дают им средние оценки (чуть выше 5 по 10-балльной шкале). Однако, когда речь заходит о том, чтобы оценить знания и навыки «со стороны», ситуация меняется: четверть россиян считают, что женщины хуже справляются с работой, связанной с информационными технологиями, электронной  коммерцией и точными  науками. Cами женщины также заявляют о том, что им в целом хуже удается такая работа.

Уровень цифровой грамотности мужчин и женщин отличается незначительно – 62 п.п. у мужчин и 58 п.п. у женщин. При этом те цифровые навыки, которые непосредственно связаны с работой или интересами женщин (например, использование возможностей цифровых технологий для общения), развиты у них не меньше, чем у мужчин.

Женщины и мужчины одинаково часто пользуются персональным компьютером или ноутбуком, но женщины в целом проявляют меньший интерес к технике и сфере технологий: они реже, чем мужчины, следят за новостями, трендами, изучают новинки, меньше осведомлены о наиболее популярных программах, например, мессенджерах, социальных сетях и т. д. 

Убежденность в том, что женщины обладают меньшими знаниями и худшими навыками в цифровой сфере, проявляется на бытовом уровне: например, решения по покупке бытовой техники и электроники в семьях чаще принимают мужчины, а не женщины (28% против 18% соответственно).

Эти тенденции сохраняются и среди молодых людей, при этом уровень цифровой грамотности у них выше (76 п.п. у юношей и 71 п.п. у девушек). Юноши демонстрируют более высокий уровень цифровой грамотности за счет выраженных знаний и навыков в области компьютерных технологий (компьютерной грамотности). Более 70% юношей знают предназначение программ, установленных на их компьютере, и самостоятельно решают все вопросы, касающиеся работы компьютера и установки ПО. Среди девушек такими знаниями и навыками обладают только 40%. Такая же разница наблюдается в отношении к технологиям — только 42% девушек интересуются новостями в сфере новых технологий, в то время как 73% юношей стараются быть в курсе и следят за последними трендами в этой сфере.   

Как следствие, девушки вдвое реже юношей выбирают для профессионального развития сферу IT. Этому способствуют и родительские установки: родители втрое реже рекомендуют IT-сферу для получения образования и дальнейшего построения карьеры своим дочерям, нежели сыновьям (3% и 10% опрошенных родителей соответственно).

«Женщины в IT меньше представлены на позициях, связанных с разработкой различных программ, а больше заняты в качестве торговых представителей и менеджеров. Это разделение берет начало в семье, когда мальчиков больше ориентируют на развитие естественно-научных способностей, а девочек – творческих. В итоге в вузах на STEM-направления поступает девушек меньше, чем юношей, и в последнее время даже наблюдается усугубление ситуации, – комментирует Елена Никишова, директор направления социально-экономических исследований Аналитического центра НАФИ. – Сложившиеся установки приводят к тому, что женщины, не испытывая уверенности в собственных возможностях, реже выбирают сферу информационных технологий для профессионального развития».

Елена Никишова отметила, что система стереотипов воспроизводится, и без дополнительной мотивации девушек к занятию информационными технологиями разрыв между ними и юношами в цифровой грамотности как минимум не будет сокращен, а в худшем случае будет усиливаться. «Мы получаем замкнутый круг, вырваться из которого можно только путем сознательных регулярных усилий, например, мотивацией девушек к занятию информационными технологиями, к повышению уровня их цифровой грамотности, стимулированием их более активного участия в IT-сфере». 

Источник: НАФИ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.