Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Цифровая грамотность россиян в 2021 году

21 мая 2021

По итогам 2020 года – года пандемии и удаленной работы – уровень цифровых компетенций россиян вырос: сократилась доля россиян с начальным уровнем цифровой грамотности, выросла доля россиян с базовым уровнем. Однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, неизменна с 2019 года – около 27%.

Многие россияне по-прежнему обладают недостаточными знаниями и навыками в сфере цифровых технологий. 

Аналитический центр НАФИ представляет результаты  ежегодной комплексной оценки текущего уровня сформированности компетенций цифровой экономики у населения России и их готовности к жизни в условиях цифровизации. Измерения уровня цифровой грамотности россиян проводились в 2018, 2019, 2020 и 2021 годах. Репрезентативный всероссийский опрос населения по методологии DigСomp проведен с использованием платформы для оценки цифровой грамотности «Цифровой гражданин».

Федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики» заданы целевые значения по доле россиян, обладающих цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики. Это 27% населения в 2019 году, 30% – в 2020 и 32% – в 2021.

По результатам исследования НАФИ, пандемия послужила катализатором уровня компетенций прежде всего для людей, выполняющих несложные повседневные задачи в цифровой среде: за год сократилась доля людей с начальным уровнем цифровой грамотности (с 7% до 4%), выросла доля россиян с базовым уровнем цифровой грамотности (с 66% до 70%). При этом доля россиян с продвинутым уровнем цифровых компетенций не увеличилась – ими обладают 27% россиян, как и в 2020 году. Это на 5 п.п. ниже, чем заложено в паспорте федерального проекта на 2021 год.

Россияне понимают важность компетенций в цифровой сфере. Половина работающих россиян считают, что имеют низкий уровень знаний и навыков в сфере информационных технологий, и это мешает им получить более высокооплачиваемую работу. При этом чаще дополнительное обучение в области цифровой грамотности проходят те, у кого она уже и так на достаточно высоком уровне.

Индекс цифровой грамотности россиян в первой половине 2021 года составил 64 пункта по шкале от 0 до 100. Индекс рассчитывался по методологии DigСomp. В рамках данной концепции анализ цифровых компетенций производится по 5 основным параметрам:
  • информационная грамотность;
  • коммуникативная грамотность;
  • создание цифрового контента;
  • цифровая безопасность;
  • навыки решения проблем в цифровой среде.
Информационная грамотность

Данный подиндекс отражает навыки россиян по поиску информации в интернете, компетенции по работе с различными видами данных и оценке достоверности сообщений в сети. Уровень информационной грамотности россиян по результатам объективной оценки составил 67 п.п.

Коммуникативная грамотность

Навыки коммуникативной грамотности включают умения россиян пользоваться различными видами онлайн-сервисов и электронных устройств, соблюдение норм общения в сети. Этот подиндекс продемонстрировал самый высокий показатель по сравнению с другими компонентами цифровой грамотности – 67 п.п.

Создание цифрового контента

Данный подиндекс цифровой грамотности демонстрирует компетенции человека по созданию и редактированию цифрового контента, навыки по работе с авторскими правами в сети. Россияне не отличаются развитыми навыками по созданию цифрового контента – подиндекс «Создание цифрового контента» равен 59 п.п.

Цифровая безопасность

Цифровая безопасность показывает умения россиян оценивать риски социальной инженерии и онлайн-мошенничества при работе в цифровом пространстве, знание мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также понимание негативного влияния, которое цифровые устройства оказывают на окружающую среду, физическое и психическое здоровье человека. Опрошенные продемонстрировали хорошее понимание правил безопасности в сети – подиндекс «Цифровая безопасность» составил 65 п.п.

Навыки решения проблем в цифровой среде

Данный аспект цифровой грамотности определяется навыками человека по пользованию мобильными приложениями и компьютерными программами для выполнения повседневных задач, постоянным расширением знаний в сфере цифровых технологий, возможностью решать аппаратные и программные проблемы. Россияне неплохо справляются с трудностями, возникающими в цифровой среде – по итогам исследования данный подиндекс равен 65 п.п.

Социально-демографические различия

Цифровая грамотность россиян во многом определяется регионом проживания. Самыми низкими показателями цифровой грамотности обладают жители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Напротив, жители Северо-Западного федерального округа демонстрируют более высокие показатели цифровой грамотности, чем в целом по стране.

Уровень цифровой грамотности в российских столицах выше, чем в среднем по стране (72 против 64 п.п.), а в селах и поселках городского типа – ниже (60-62 п.п.).

Вырос разрыв в цифровых компетенциях между мужчинами и женщинами. В прошлом году индекс цифровой грамотности мужчин был выше на 2 п.п., в этом году – на 3 п.п. (значение индекса у мужчин – 66 п.п., у женщин – 63 п.п).

Уровень цифровой грамотности зависит от возраста человека. Так, наиболее высокие показатели индекса демонстрируют люди в возрасте до 44 лет (68 п.п.). Самые низкие значения цифровой грамотности имеют россияне в возрасте старше 55 лет (60 п.п.).

Также влияние на уровень цифровой грамотности оказывает профессиональная деятельность человека. Работающие студенты показали наиболее высокие значения индекса цифровой грамотности при сравнении с другими категориями населения (69 п.п.). Хуже всего в цифровой среде ориентируются неработающие пенсионеры – их уровень цифровой грамотности составил 55 п.п.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ: «Спровоцированный пандемией резкий и вынужденный переход к более цифровому образу жизни помог многим россиянам открыть для себя возможности современных технологий. Социально-культурные и экономические эффекты этого стали хорошо заметны – например, небывалый массовый рост потребления цифровых медиа. Рост рынка edTech – это отражение повышения общественного доверия к дистанционному образованию и ответ на запрос рынка труда на быстрое повышение квалификации, переобучение и даже смену профессии. Многие работодатели впервые увидели возможности удаленной работы, преимущества автоматизации бизнес-процессов, перехода к онлайн-дистрибуции и digital-маркетингу.

В то же время, рост уровня цифровой грамотности и цифровых компетенций в обществе произошел неравномерно и в основном за счет тех, кто такими знаниями и навыками прежде не обладал. Те, у кого цифровые компетенции были развиты средне и даже выше среднего, за пандемию новых знаний почти не приобрели. Это вызывает определенное беспокойство, так как экономический прогресс сегодня определяется именно долей интеллектуальной элиты – специалистов высокотехнологичных отраслей и видов деятельности – в общей структуре общества».

Источник: НАФИ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.