Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Глава Минтранса отчитался о ходе цифровизации транспортной отрасли

22 июня 2023

Президент России Владимир Путин провел совещание с членами Правительства. Министр транспорта РФ Виталий Савельев доложил главе государства о работе, проводимой Минтрансом по цифровизации российского транспортного комплекса.

Как подчеркнул в своем докладе Виталий Савельев, в условиях санкционного давления Минтранс России в ускоренном режиме предпринял меры по переходу отрасли на отечественные цифровые решения. Соответствующие Индустриальные центры компетенций, созданные по поручению Председателя Правительства Михаила Мишустина, дали импульс развитию цифровых технологий на транспорте. «Особое внимание уделялось повышению конкурентоспособности и привлекательности услуг в сфере перевозок пассажиров и грузов», – сообщил министр.

В части автомобильного транспорта глава Минтранса рассказал о Государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД), которая начала работу осенью прошлого года. Участие в разработке системы принимали ФНС, Минцифры и МВД России. «Система позволяет в электронном виде оформлять уже 6 типов транспортных документов, среди них самые массовые – транспортная накладная и путевой лист, – пояснил Виталий Савельев. – Система позволит убрать из оборота ежегодно порядка 5 млрд бумажных документов».

Кроме того, продолжает работать государственная система взимания платы за проезд по федеральным трассам большегрузов массой свыше 12 тонн «Платон». За время работы в системе зарегистрировано свыше 1,7 млн транспортных средств, в дорожный фонд перечислено более 200 млрд рублей. Только в 2022 году за счет поступивших средств отремонтировано 1 100 км автомобильных дорог в регионах России.

В 2023 году завершено сопряжение и обеспечено постоянное информационное взаимодействие государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с Системами-112 МЧС России в 85 регионах. Количество транспортных средств, оснащенных устройствами «ЭРА-ГЛОНАСС», составляет более 9 млн единиц. «Только за прошлый год количество экстренных вызовов, обеспечивших прибытие служб в так называемый «золотой час», превысило 12 млн, что на 40 % больше значения 2021 года. Это напрямую влияет на безопасность и сохранность жизней на дорогах», – сказал глава Минтранса.

В настоящее время реализуется проект создания и развертывания Федеральной государственной информационной системы «Такси» (ФГИС Такси). Реализация принятого в декабре 2022 года Федерального закона № 580-ФЗ будет способствовать повышению безопасности перевозок. Запуск ФГИС Такси будет обеспечен Минтрансом России с 1 сентября 2023 года. Как сообщил Виталий Савельев, система охватит более 20 млн граждан и 453 тыс. легковых такси.

На железнодорожном транспорте ОАО «РЖД» реализуется проект «Беспилотные поезда». В апреле текущего года на Московском центральном кольце был проведен эксперимент по одновременному управлению двух беспилотных скоростных поездов «Ласточка» в общем потоке с другими электричками. «Планируется, что при доведении автоматизации до максимального уровня один машинист сможет управлять одновременно четырьмя «Ласточками», – добавил он.

Еще один проект цифровизации железных дорог – «Виртуальная сцепка». В 2022 году вождение поездов в режиме виртуальной сцепки осуществлялось на участке Восточного полигона Тайшет – Находка. В III квартале 2023 года участок применения технологии планируется расширить до Мариинска. «За 2022 год было проведено более 12 тыс. 200 пар поездов в режиме виртуальной сцепки, что почти в 4 раза превышает показатели 2021 года, – подчеркнул Виталий Савельев. – Основной эффект при использовании виртуальной сцепки достигается за счет минимизации интервала попутного следования и «уплотнения» графика движения поездов, что вносит вклад в расширение пропускной способности Восточного полигона».

В рамках другого цифрового проекта во взаимодействии с РЖД до конца года ГИС ЭПД будет сопряжена с системой оформления документов на железнодорожные перевозки «Этран». Это позволит автоматизировать документооборот в рамках мультимодальной перевозки, в которой задействованы и железнодорожная сеть, и автоперевозчик.

Также глава Минтранса рассказал о работе системы «единого» билета, которая на сегодняшний день работает на 43 направлениях. «Единый» билет позволяет оформить транспортный документ на весь маршрут поездки с использованием разных видов транспорта, например, «поезд+автобус» или «поезд+самолет». За 2022 год и прошедший период 2023 года этой услугой воспользовались более 50 тыс. пассажиров.

Важные цифровые решение внедрены и на воздушном транспорте. Так, усилиями Минтранса, Минцифры и других структур с 31 октября 2022 года 100 % российских авиакомпании для оформления билетов начали использовать отечественные системы бронирования воздушных перевозок. На сегодняшний день с использованием отечественных систем бронирования оформлено более 60 млн билетов.

В терминале C международного аэропорта Шереметьево внедрена система автоматической верификации личности пассажира по биометрическим данным, хранящимся в электронной микросхеме заграничного паспорта. В 2023 году ожидается рост общего количества воспользовавшихся данной услугой пассажиров с 500 тыс. до 1 млн.

В отношении процессов организации воздушного движения для полетов беспилотных воздушных судов были созданы две цифровые платформы: Первая платформа позволяет учитывать данные беспилотных судов с максимальной взлетной массой от 150 граммов до 30 кг. Вторая платформа позволяет предоставлять доступ беспилотникам к воздушному пространству.

В области морского транспорта Виталий Савельев остановился на проекте «Автономное судовождение», реализация которого обеспечит уже в 2023 году эксплуатацию двух автономных паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский» на маршруте из Санкт-Петербурга в Калининград протяженностью 550 миль в целях доставки грузов в объеме 600 тонн в год для внутреннего потребления Калининградской области.

Отдельного внимания заслуживают проекты цифровизации пунктов пропуска через государственную границу. С марта 2020 года для перевозок отдельных групп товаров применяется электронная навигационная пломба. «Сегодня это цифровое решение масштабировано и эффективно применяется нами, например, для перевозки транзитом белорусских лесоматериалов, а в морском порту Новороссийска это позволило ускорить процедуру обработки судов с 3 суток до нескольких часов», – отметил Министр транспорта.

Существенной разгрузке пунктов пропуска через государственную границу будет способствовать реализуемый впервые в России проект по внедрению электронной очереди. Запускать электронную очередь планируется постепенно. Для грузового транспорта до конца 2023 года она заработает на автомобильных пунктах пропуска «Забайкальск», «Чернышевское» и «Бугристое». К примеру, на Забайкальске электронной очередью будет обслуживаться более 400 грузовых транспортных средств в сутки.

Минтрансом проведена значительная работа по цифровизации государственных услуг. К настоящему времени обеспечен перевод в электронный формат самых востребованных и социально значимых услуг. «За последний год выведено более 70 государственных услуг, и более 35 будет выведено до конца года, среди которых нами реализована услуга получения разрешений на движение по автодорогам тяжеловесных и крупногабаритных машин в электронном виде», – уточнил Виталий Савельев. Выведение вышеуказанного сервиса на Едином портале государственных услуг позволило исключить «серые» схемы и неудобство подачи документов, что в прошлом году дало двукратный рост выданных разрешений по сравнению с 2021 годом.

Говоря о перспективных технологиях транспортной отрасли, Министр транспорта напомнил, что 14 июня было запущено движение беспилотных грузовиков КамАЗ по автодороге М-11 «Нева».

Сейчас в соответствии с положениями экспериментального правового режима беспилотное движение осуществляется с испытателем в салоне грузовика, по аналогии с беспилотными легковыми машинами. «За время действия экспериментального правового режима будем идти к полному беспилотному управлению», – добавил министр.

Ещё одним результатом проекта станет отработка бизнес-модели беспилотного движения грузовых транспортных средств, что позволит масштабировать рынок беспилотных перевозок за счет его коммерческой состоятельности.

Источник: Минтранс РФ

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.