Без инвестиций к 2042 году России грозит энергодефицит
Об этом заявил первый заместитель председателя Правления Сбербанка Александр Ведяхин в ходе делового завтрака «Энергия нового дня: симфония света», прошедшего на форуме «Российская энергетическая неделя» с участием руководителей ведущих компаний страны — производителей и поставщиков электроэнергии.
Эксперты - руководители ведущих российских производителей и поставщиков электроэнергии - обсудили энергетическую стратегию страны в условиях удорожания строительства и модернизации инфраструктуры, дефицита бюджета и жёсткой монетарной политики.
Александр Ведяхин, выступивший модератором делового завтрака, представил доклад о текущем положении дел в российской энергетике. Он отметил, что, на первый взгляд, в отрасли всё стабильно. Доля в ВВП высока, оборот — почти 10 трлн рублей, число занятых — 1,6 млн человек. Стабильные цены, чистый долг, хорошая EBITDA.
«Тем не менее в 2024 году мы столкнулись с локальным дефицитом мощности в южной части страны и на юго-востоке Сибири. При существующей динамике к 2042 году практически по всей территории страны возникнет заметный энергодефицит. И он непреодолим без колоссальных инвестиций, которые необходимо сделать в ближайшие 18 лет и даже быстрее, потому что требуется время, чтобы выйти на запланированную мощность, - отметил Александр Ведяхин. - Необходимо вложить более 26 трлн рублей. Инвестиции должны поступить в ТЭС, АЭС, возобновляемые источники энергии и гидроэлектростанции».
Растут удельные затраты строительства единицы генерации, подчеркнул спикер. Себестоимость одной единицы мощности теплоэлектростанций на газе и угле с 2020-го по 2024-й год выросла в два раза, атомная энергетика прибавила 30%, ветер — 50%, солнце — 30%. Потребуется гораздо больше инвестировать, чтобы получить те же самые результаты. К тому же нужно учитывать инфляцию.
«Доступная тарифная выручка покрывает потребности в строительстве всего лишь на 8%. Очевидно, для реализации инвестиционной программы потребуется кредитное плечо. Обычно банки дают 80 на 20%, но здесь даже до нормального кредитного плеча сложно дотянуться. И надо понимать, какой будет процентная ставка. При прогнозируемой ставке в 15% в итоговой себестоимости энергии 38% составит стоимость обслуживания кредитов. Это много, и это большой вызов. С одной стороны, нельзя без кредитов. С другой стороны, кредиты дорогие. Всё это ложится на стоимость производства и, естественно, стоимость электроэнергии для конечного потребителя.
На горизонте 2042 года, если мы пойдём по консервативному сценарию, опираясь на собственную выручку, то вместо требуемых 92 гигаватт получим всего лишь 7,5 гигаватта мощности. Это явно меньше, чем нужно. Если пойдём по той инфляции, на которую можно ориентироваться исходя из документов Центробанка и правительства, получается примерно 20–21 гигаватт мощности. А строительство 92 гигаватт повлечет за собой значительно больший рост инфляции за указанный период. Таким образом, мы зажаты, с одной стороны, необходимостью увеличения мощностей, с другой стороны — высокой стоимостью их строительства, а значит, и высокими ценами для конечных потребителей».
После своего выступления Александр Ведяхин предложил аудитории ответить на вопрос «Какие факторы вы считаете ключевыми для обеспечения долгосрочной стабильности в отрасли?». По итогам голосования в топ-3 вошли финансирование (37%), кадры (27%) и государственные программы (15%).
Источник: Сбер
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.