Повышение эффективности — главный приоритет развития для 62% российских компаний в эпоху ИИ
Сбер и СберУниверситет провели исследование и выяснили, как крупнейшие компании России управляют операционной эффективностью в условиях стремительного развития искусственного интеллекта. Повышение эффективности было названо главным приоритетом для 62% участников исследования. Из них треть респондентов уже внедряют ИИ-решения, а половина компаний имеют это в планах.
Другие приоритеты развития включают создание партнерств и новых совместных продуктов (13%), инвестиции (8%), выход на новые рынки (7%). Среди прочего респонденты отмечали приобретение компаний и открытие новых офисов.
Исследование показало, что у 30% компаний, нацеленных на повышение внутренней эффективности, не реализованы базовые элементы управления. Например, системы мониторинга операционными показателями нет у более 70% компаний. Лишь 11% опрошенных организаций выделили бюджет и сформировали портфель проектов по повышению операционной эффективности, всего 6% — портфель трансформационных инициатив. Только 5% создали проектный офис и утвердили полноценную стратегию.
Кроме того, каждая пятая компания (21%) с фокусом на внутреннюю эффективность не внедряла никаких профильных проектов за последние два года. Остальные занимались автоматизацией (18%), цифровизацией (16%) и оптимизацией процессов (16%). При этом различия между сегментами заметны: если в среднем бизнесе масштабные инициативы встречаются редко, то крупный и крупнейший бизнес демонстрируют заметно более высокую активность — прежде всего в сфере автоматизации и цифровизации.
Есть зависимость между внедрением различных технологических решений и размером компаний. Для разных сегментов бизнеса характерны свои приоритеты:
- крупнейший бизнес — интеграция IoT и Big Data в ключевые процессы и развитием дополнительных компетенций и работа с технологиями,
- крупный бизнес — роботизация бизнес-процессов (RPA, workflow-системы),
- средний бизнес — построение системы метрик эффективности подразделений, процессов и команд.
Основные барьеры
Несмотря на стратегический интерес к повышению операционной эффективности, компании разного масштаба сталкиваются с целым рядом барьеров. Среди самых популярных:
- недостаток экспертизы внутри организации — 43%,
- недостаток бюджета — 17%,
- сопротивление сотрудников изменениям — 8%,
- сложности интеграции новых технологий и цифровых решений из-за большого количества legacy-систем / устаревшей технологической архитектуры — 7%,
- регуляторные или compliance-ограничения — 6%.
Интересно, что компании, уже внедрившие ИИ-решения, воспринимают картину иначе. Они реже указывают на дефицит бюджета или экспертизы, но чаще отмечают сопротивление сотрудников и регуляторные ограничения. Это указывает на то, что внедрение ИИ становится своеобразным маркером зрелости: такие компании демонстрируют более высокую адаптивность и развитую систему управления изменениями.
В исследовании также показаны основные вызовы повышения операционной эффективности: кадровый голод, медленное выполнение задач и низкий уровень автоматизации процессов.
Отдельное внимание уделено различиям в приоритетах операционных проблем в зависимости от роли руководителя:
- CEO — несоблюдение сроков и низкая скорость выполнения задач (43%), дефицит профильных кадров (21%),
- CFO — дефицит профильных кадров (25%),
- COO — рост трудозатрат / низкий уровень автоматизации (36%) и неэффективные процессы (21%).
Отдельный пласт анализа касается поддерживающих функций. Для компаний с инхаус-командами наиболее заметны несоблюдение сроков и неэффективный оргдизайн. Те же, кто передаёт функции на аутсорсинг, чаще сталкиваются с нехваткой кадров и высокими трудозатратами
Планы на будущее
Предиктивная аналитика (19%), облачные технологии (18%) и принятие решений (14%) на основе данных — три главных технологии для внедрения в будущем. Генеративный ИИ для HR и операционного управления (13%) и Цифровые двойники с ИИ-симуляцией (12%) замыкают топ-5 направлений. При этом предиктивная аналитика более интересует крупнейших бизнес, её отметила почти треть (32%) компаний этого сегмента.
Компании, ориентированные на интенсивное развитие, планируют внедрять более «традиционные» технологии, сопряженные с ИИ. Остальные делают ставку на ИИ для HR и операционного управления без интеграции с сопутствующими технологиями.
Источник: Сбер
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Оставить свой комментарий:
Комментарии по материалу
Данный материал еще не комментировался.