Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 10 2008
Евгения ВОЛЫНКИНА  16 октября 2008

Конвергенция в поисках выхода в светлое будущее

Повсеместный перевод телекоммуникаций на цифровые технологии фактически означает неизбежность конвергенции услуг фиксированной и мобильной связи, конвергенции сетей и устройств доступа в эти сети. Однако неизбежность не означает, что переход будет гладким и безболезненным.

Это подтверждает и нынешняя ситуация на телеком-рынке: темпы роста доходов операторов неуклонно снижаются. Операторы вынуждены искать новые ниши и новые бизнес-модели. О том, в какую сторону им двигаться, шла речь на 2-й конференции «Конвергенция телекоммуникационных сетей в России. Стратегические и практические аспекты».

Сервисная платформа вместо «битовой трубы»

Е. СоломатинРазвитие интернет- и IP-технологий сильно осложнило жизнь операторам. Голосовая связь, где они еще не так давно были монополистами, стала уходить в Интернет, благодаря VoIP-сервисам, предлагаемым такими компаниями, как Skype, Google, Yahoo и т.д. Традиционные операторы поняли, что отныне им уготована роль «битовой трубы», по которой будут передаваться чужие IP-пакеты с данными, голосом, видео и другой цифровой информацией. Перспектива безрадостная, поскольку цены на трафик неуклонно падают. На первый взгляд самое простое решение в такой ситуации – стать самому сервис-провайдером. Однако в нынешних условиях отдельные услуги убыточны для провайдера, заработать можно только на больших пакетах сервисов, предлагаемых массовой аудитории, а это требует серьезных инвестиций и большого количества абонентов. По мнению Е. Соломатина («Коминфо Консалтинг»), ключевая задача для оператора – создание открытой платформы для разработки, поддержки и доставки сервисов конечному пользователю. Разработкой услуг в этом случае занимаются независимые разработчики-партнеры оператора, который дает им возможность на своей транспортной структуре продавать их сервисы своим абонентам, которых у крупного оператора сотни тысяч и миллионы. Таким образом, оператор становится брокером, который сводит поставщиков услуг и их потребителей, обеспечивает точность взаиморасчетов и вообще организует весь процесс, т.е. опять выходит на лидирующие позиции. Правда, на роль лидеров претендуют и другие игроки – крупные производители оборудования, разработчики ПО, интернет-гиганты типа Google и Yahoo. Они активно скупают компании, участвующие в создании «пищевой цепочки» рынка новых услуг.

FMC как цепь для абонента

Мобильные операторы пока такой скупкой не занимаются. Они пытаются с помощью услуг FMC решить проблему оттока абонентов. Базовые услуги у всех одинаковые и абоненты в поисках более дешевых тарифов легко меняют SIM-карты разных операторов. Удерживать абонента путем снижения цен? А стоит ли игра свеч? Фиксированным операторам проще – их абоненты «привязаны» телефонными кабелями. Поэтому сотовики начали предлагать клиентам пакеты услуг, в состав которых входят сервисы, предполагающие интеграцию с фиксированной связью. Если такие сервисы действительно нужны абоненту, то переманить его чуть более дешевыми ценами на мобильные звонки станет весьма проблематично. Для такой конвергенции мобильные операторы начинают заниматься фиксированной связью, покупая фиксированных операторов или получая соответствующие лицензии.

Отечественные изгибы FMC

Однако не все эти тенденции просматриваются на российском рынке. Универсализация операторов налицо (пример: покупка «Голден Телекома» «ВымпелКомом»). Превращение оператора в «сервисную платформу» с услугами от сторонних разработчиков неизбежно споткнется о несовместимость многих моделей мобильных телефонов, продаваемых в России, с целым рядом технологий, используемых в FMC-сервисах. Эту проблему можно решить путем прямых продаж операторами телефонов с предустановленным ПО, но такая бизнес-модель у нас пока не прижилась.

Строго говоря, FMC не разрешена российским законодательством, но наши операторы уже научились строить такие схемы своей работы, которые, по их утверждению, не нарушают ФЗ «О связи». В частности на конференции было объявлено о новом игроке на российском FMC-рынке. В конце
2008 г. «ТопТелеком» планирует запустить FMC-услугу, предусматривающую использование VoIP и создание внутренней сети типа Skype с бесплатным внутренним трафиком и возможностью подключения в любой точке Интернета. Компания уже получила 20 тыс. прямых московских номеров и рассчитывает с помощью партнеров в регионах создать сеть, где межгород будет оплачиваться по тарифам местной связи или максимум по IP-тарифам. Зарабатывать оператор собирается на дополнительных услугах. Сработает ли такая бизнес-модель, мы узнаем уже в 2009 г.

«ИКС» об FMC: 2008: № 10, с .76; № 6, с. 26; № 1, с. 40;  2007: № 1, с. 58; № 2, с. 25; № 7, с. 20; № 11, с. 60; 2006: № 2, с. 6; № 5, с. 58, 62 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: