Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2005
01 мая 2005

Дискуссионный клуб «ИКС»

К созданию коллективного портрета российского мобильного контент-провайдинга «ИКС» пригласил компании как из десятки лидеров, так и недавно заявивших о себе молодых поставщиков «начинки» для мобильных услуг.
Разброс мнений, общность проблемы и диаметральность оценок отражают подвижность формирующегося рынка. Всё еще впереди.

В дискуссии участвуют:
  • Д. БАЛТРУКОВ, генеральный директор компании «ТелеКлик».
  • Е. БЕЛОВА, компания Jippii.
  • С. БОРИСОВ, исполнительный директор компании «Никита Мобайл».
  • И. КРАВЧУК, генеральный директор «Нева Лайн».
  • Е. КУРБАНОВА, руководитель направления контент-провайдинга компании «Адмирал Софт».
  • С. ПОПОВ, генеральный директор «Информ-Мобил».
  • Д. СЕРГЕЕВ, главный операционный директор холдинга Next Media Group.
  • Р. ХРОМОВ, генеральный директор компании SIBIUS.
  • О. ШЕБУНЯЕВА, заместитель генерального директора «Информ-Мобил».
  • В. ШИЛОВ, генеральный директор компании «Мобильные ответы».
  • К. ШРАМКО, генеральный директор «Рустар Холдинг» (торговые марки INFON, «Агрегатор» ).
Погода на рынке

ИКС: Как вы оцениваете конкурентную среду а рынке контент-провайдинга?

С. БОРИСОВ: Российский рынок контента растет достаточно быстрыми темпами как вширь (число провайдеров), так и вглубь (ассортимент и качество услуг). Удорожание рекламных площадок и возросшая конкуренция между основными игроками значительно осложнили ситуацию для новичков, но, думаю, весь этот и, возможно, следующий год объем рынка будет расти. При этом нас ждет дальнейшее обострение конкуренции, возможно, объединение отдельных игроков в более крупные компании, появление новых классов приложений и нишевых направлений, где будут сильны малоизвестные прежде контентпровайдеры. Кроме того, мы ожидаем обновления условий сотрудничества и нормативных документов со стороны операторов и, конечно, дальнейшего развития качества контента.

Р. ХРОМОВ: Ситуация сложная. Если еще недавно каждая из компаний, входящих в десятку лидеров, исторически держала пальму первенства в одной из областей, то сейчас все смотрят по сторонам и развивают новые для себя направления. Компании, которые раньше занимались только рингтонами, теперь пытаются заняться мобильным маркетингом. Мы же, в свою очередь, обязательно будем предоставлять логотипы и рингтоны. Соответственно, переход из одной ниши в другую ведет к ужесточению конкуренции. Так, будучи сегодня представленными в нишах информационно-развлекательных сервисов, медиапроектов, мобильного маркетинга, мы чувствуем обострение конкуренции во всех трех направлениях. Думаю, 2005 г. станет годом перераспределения рынка, кто-то из этих 10 – 12 лидеров уйдет, кто-то с кем-то объединится, а кто-то за счет собственной энергии сможет укрепить свои позиции. Словом, конкуренция достаточно серьезная – конкурируют все со всеми и на всех сегментах рынка.

В. ШИЛОВ: Конкуренция есть, но я бы не сказал, что она большая. Серьезных провайдеров не более 30, из них одни занимаются медиапроектами, другие – разработкой контента, тех же игр. Поэтому компаний с напрямую пересекающимися предложениями, которые массированно доносятся до потребителя, не более 10. Конкурентную среду я бы охарактеризовал как умеренную.

Е. КУРБАНОВА: Явных монополистов на рынке пока нет. Число контент-провайдеров непрерывно растет, но рынок так велик, что говорить о жесткой конкуренции пока рано. Да, есть крупные игроки, но места еще много, и нехватка контента на руку всем. Один предлагает логотипы и мелодии, другой – игры, кто-то – информационный контент, кто-то справочный. Логотипов сейчас заказывают столько, что непонятно, как они в телефонах хранятся.

На развитие рынка во многом повлияет поведение операторов. Сейчас мелкие компании выходят на региональный уровень, но дальше пробиться им сложно изза правил по обеспечению трафика, которых придерживается «большая тройка».

С. ПОПОВ: Конкурентная среда сейчас очень мощная, жесткая. Мы все работаем в одном и том же поле, у нас одни и те же сервисы, которые мы продаем, те же самые ресурсы коммуникации, которые позволяют нам это делать. Но есть и объединяющие моменты – работа с операторами и правообладателями. И если мы не будем объединяться и влиять на них совместно, нас просто «пощелкают» поодиночке.

Один из актуальных примеров – проблема с SMS-центром у оператора «большой тройки», где возникает 20 – 50% отказов. Для контент-провайдеров эта проблема несовершенства технологической платформы оператора оборачивается не просто недополучением прибыли. К нам пришел потребитель, привлеченный нашей рекламой, настроенный на покупку и лишенный возможности ее совершить. Мы не только теряем доход, но и получаем негативное отношение потребителя. И это не в пределах допустимой погрешности (1 – 1,5%), как у других операторов, а 50% !Совместно с другими контент-провайдерами мы подготовили обращение к оператору о необходимости скорейшего решения этой проблемы.

К. ШРАМКО: Уровень конкуренции достаточно высокий, это связано с выходом на рынок большого числа новых контент-провайдеров. Можно говорить и о том, что сформировалась группа лидеров с сильной маркетинговой и региональной политикой.

Мы согласны с прогнозами аналитиков, предвещающих в 2005 г. выход на российский рынок мобильного контента нескольких зарубежных компаний (на данный момент уже есть несколько примеров), а также считаем, что этот год станет годом слияний и поглощений.

Д. БАЛТРУКОВ: Жесткая конкуренция в СанктПетербурге и в Москве, в Новосибирске, на Кубани. В других регионах работать проще.

И. КРАВЧУК: Конкурентная борьба ведет к снижению маржинального дохода, поэтому в долгосрочной перспективе останутся только крупные игроки, готовые нести многомиллионные инвестиции в развитие новых услуг.

ИКС: Ваше отношение к агрегаторской модели? Ожидаете ли вы появления контент-агрегаторов?

Р. ХРОМОВ: На Западе контент-агрегатор ничем иным, кроме как подключением к себе других контент-провайдеров, не занимается. Он выступает в роли технического посредника, некоего хаба. У нас сегодня на рынке такой компании, контентагрегатора в правильном – западном – понимании нет. Есть попытка INFON работать на рынке агрегаторства, но я думаю, что агрегаторство и наличие мощного контента собственной разработки несовместимы.

Мы не против контент-агрегаторского бизнеса, это совершенно естественный сценарий развития рынка, его структурирование. Операторам неинтересно работать с большим числом контент-провайдеров. Им выгоднее иметь 5 – 10 контент-агрегаторов. Например, в Польше контент-провайдеров две или три сотни, а агрегаторов, получивших такой статус у сотовых операторов, 7 – 8. В результате число контрагентов у операторов сокращается с 200 – 300 до 7 – 8. При этом подавляющее число агрегаторов не поставляют собственный контент. Так что говорить о появлении в России полноценного контент-агрегатора, думаю, еще рано.

Е. КУРБАНОВА: В условиях ужесточения операторами правил агрегаторская модель будет востребована. С агрегатором оператору работать проще. Появление в цепочке еще одного звена не совсем приятно контент-провайдерам: им придется делиться и с агрегаторами. На мой взгляд, эта модель имеет право на существование при условии смягчения условий оператора. «Адмирал Софт» работает с поставщиками контента по партнерской программе, где оговариваются распределение дохода и соблюдение авторского права поставщика контента.

Д. БАЛТРУКОВ: Мы в какой-то степени тоже занимаемся услугами, которые называем «виртуальный контент-провайдер» : за небольшие суммы (5 – 10% ) обеспечиваем разработчикам контента доступ к нашей платформе, реализуем для них услуги, договариваемся с операторами. Есть у нас и партнерская программа, определяющая условия сотрудничества с поставщиками контента.

К. ШРАМКО: Наш ответ на этот вопрос – образование в 2004 г. компании «Агрегатор» в результате выделения в отдельное направление B2B-услуг. Сферой ее деятельности является производство и предоставление контент-провайдерам комплекса технических решений для распространения с помощью технологий мобильной связи широкого спектра SMSуслуг, среди которых картинки и мелодии (в том числе полифония и цветные картинки) ; Java-игры, текстовые рассылки, SMS-чаты, SMS-голосования, SMS-викторины, текстовая информация по запросу, текстовая рассылка по запросу.

Развлечения, знакомства, эротика … или Вырастим пользователя делового контента?

ИКС: Какие виды контента сегодня востребованы в деловых центрах и регионах. Какие, на ваш взгляд, наиболее перспективны?

С. БОРИСОВ: Вид контента жестко привязан к глубине проникновения рынка сотовых телефонов. Вплоть до сего времени россияне в основном выбирали недорогие модели, зачастую с черно-белым экраном и монофоническим типом звонка, что сдерживало развитие рынка. Относительно недавно стали доступными по цене модели с цветными экранами, полифоническими звонками, доступом к WAP-и web-ресурсам, что заметно повлияло на общее предложение сервисов – они стали красочнее, богаче по содержанию и ассортименту. Вне зависимости от типа терминала бесспорными лидерами по объему продаж являются «Мобильные знакомства», доставка логотипов и рингтонов, за ними следуют Java-приложения – игры или слайд-шоу эротического содержания.

С. ПОПОВ: Наиболее востребованные контентресурсы сегодня связаны с развлечениями и общениями, знакомствами, эротикой. Могу сказать, что killer applications все еще нет. Есть killer-технологии, которые позволят сделать качественными уже представленные на рынках продукты. Пока все предлагают приблизительно одно и то же. А между тем есть технологии, позволяющие сделать тот же банальный заказ мелодии удобнее, например IVR, которые сделают популярными старые продукты в новой упаковке. Тот, кто сделает эту услугу проще, технологичнее, качественнее, будет иметь успех.

К. ШРАМКО: На первом месте повсюду остаются услуги персонализации сотовых телефонов – логотипы и рингтоны. Возрастет популярность медиаинтерактивных услуг, предполагающих интеграцию SMS-сервисов в медиапроекты. Одним из наиболее перспективных видов контента являются и Java-игры, что связано с увеличением числа моделей телефонов со встроенной поддержкой этой технологии.

Е. БЕЛОВА: Из огромного спектра развлекательных контентуслуг Jippii трудно выделить какойлибо один наиболее востребованный. Самым популярным рингтоном всю вторую половину прошлого года была мелодия «Черный бумер». Инновационные текстовые сервисы также стали весьма популярными.

Д. БАЛТРУКОВ: В Санкт-Петербурге на рынке мобильных сервисов преобладают картинки и мелодии. В этом направлении на рынок оказывается определенный прессинг, а доля остального контента не столь значительна: абонент тратит $2 – 3, которые он готов заплатить за развлекательный контент, за заказ мелодий или логотипов, на остальное же ему денег жалко. В регионах, где рекламное давление меньше, лучше идет другой контент – те же информационные сервисы, курсы валют, новости.

Р. ХРОМОВ: Интенсивность использования дополнительных услуг в регионах несколько меньше. На мой взгляд, региональная специфика не столь сильно превалирует, так как маркетинговые приемы и атмосфера предоставления услуг сотовой связи в регионах и в целом по России одинаковы. Есть некоторые факты полукурьезного характера, связанные с территориальным положением того или иного региона. Например, в Норильске и в Ямало-Ненецком АО у нас трафик по «SMS-Флирту» в 4 – 5 раз выше (на одного абонента), чем в Москве. Единственное объяснение, которое мы находим: в долгую полярную ночь люди активно флиртуют, знакомятся друг с другом с помощью нашего сервиса.

В. ШИЛОВ: Наибольшим спросом сегодня пользуются контент-услуги, связанные с кастомизацией мобильных телефонов пользователей: загрузкой мелодий, игр, картинок. Поэтому данное направление – наиболее перспективное и быстро окупаемое. Именно здесь все сейчас и «копают» – подобный контент становится все более качественным и разнообразным. Эволюционирует и его подача потребителю – от «трехкопеечных» графических рекламных роликов к дорогостоящим видеороликам с участием известных актеров.

Е. КУРБАНОВА: В регионах активнее развивается развлекательный контент, в основном логотипы. Наша «Мобильная доска объявлений» идет там хорошо, но приучение к ней абонентов заняло гораздо больше времени, чем в С. -Петербурге. Видимо, многое зависит от уровня подготовки пользователей. В регионах пункт коллективного доступа в Интернет найти сложно, а о существовании мобильного Интернета большинство жителей даже не догадываются. Деловой контент больше востребован операторами сетей CDMA-450, в частности «Скай Линк», который с самого начала позиционирует себя как оператор для деловых людей.

Д. СЕРГЕЕВ. В краткосрочной перспективе будет происходить смещение от монофонического и чернобелого контента к полифонии, mp3, видео, а также к цветному контенту (в том числе и анимации) Одним из перспективных видов контента, сегодня фактически не представленных на рынке, являются темы для мобильных телефонов – более комплексная кастомизация, которую уже поддерживают десятки моделей.

ИКС: Каково соотношение развлекательного и делового контента в портфеле компании?

С. ПОПОВ: На долю развлекательных сервисов приходится 99, 9% доходов компании. Делового контента практически нет – курсы валют, новости я таким не считаю. Деловые люди сегодня получают информацию из других источников: из Интернета, от секретаря, от специальных подразделений в компании. И я не думаю, что в ближайшее время ситуация изменится. Возможно, лет через 5, когда появятся хорошие интерфейсы, новое ПО и новые терминалы, что-то и поменяется, но, на мой взгляд, это отдаленная перспектива. Кстати, за рубежом контент-ресурсы, «заточенные» под бизнес-пользователей, дотируются либо местным бюджетом, либо заказчиками, либо авторами бизнес-приложений.



Р. ХРОМОВ: Предлагаемый сегодня контент носит в основном информационно-развлекательный характер. Делового контента, в строгом смысле этого слова, нет. И, насколько мне известно, не предполагается. К тому же по структуре прироста абонентской базы видно, что доля деловых пользователей невелика. Бо ’льшая часть – это молодежный и околомолодежный сегмент рынка, который в основном интересуют развлекательные сервисы. Хотя, если брать в расчет логику развития рынка, молодежь повзрослеет, сегодняшние студенты станут клерками, менеджерами, и со временем доля делового контента будет расти.

Д. БАЛТРУКОВ: Доля информационного контента (новости, курсы валют, SMS-трансляции футбольных матчей, гороскопы) у нас порядка 10%, может быть, потому, что мы изначально уделяли большое внимание этому направлению.

Е. КУРБАНОВА: В портфеле нашей компании соотношение развлекательного и делового контента примерно 4:1.

К. ШРАМКО: Доля развлекательного контента – 80%.

«Нет killer applications, есть killer technologies»

ИКС: Какие технологии и решения вы используете при разработке и поставке контента?

С. ПОПОВ: Мы работаем со всеми существующими сегодня на рынке технологиями: WAP, GPRS, SMS, MMS, IVR, J2ME, USSD, STK, WEB, JUST – и готовы разрабатывать ресурсы на любой технологической базе. У нас очень приличное «железо». При этом мы уже сейчас стремимся реализовывать технологическую интеграцию продуктов, созданных на разных платформах: ведь абоненту все равно, на каком транспорте построен тот или иной сервис, для него важны разнообразие возможностей и удобство пользования. Одно из наших самых высокотехнологичных решений – SIM-Cafe. С его помощью абоненты сетей GSM получают доступ не только к традиционным услугам (знакомства, анекдоты и пр.), но и к услугам, которые были разработаны для сетей 3-го поколения, – видеопочте, видео по запросу, мобильному ТВ и т. д. Некоторые «фишки» в этом решении (например, сервисы автоматической настройки телефона на работу WAP/GPRS/MMS, автоматическое определение модели телефона и др.) не видны абоненту, но делают его пребывание в мире контент-услуг комфортным. Эта открытая платформа, будучи разработкой «Информ-Мобил», позволяет предлагать абонентам доступ к сервисам и сторонних контент-провайдеров.

С. БОРИСОВ: Являясь разработчиками игрового ПО, мы сами создали и внедрили системы учета трафика, его анализа и передачи, систему онлайнового контроля «закачек» контента. Техническое оборудование и ПО серверной платформы было закуплено у ведущих производителей. Мы считаем, что подобное оборудование требует постоянного обновления и дальнейшего развития, а потому бо ’льшую часть изменений в ПО вносим сами.

Р. ХРОМОВ: Мы с самого начала разрабатывали платформу для предоставления сервисов, поэтому значительная часть реализуемых нами контент-услуг очень быстро собирается из «строительных блоков», изготовленных заранее. Однажды инвестировав достаточно серьезные средства в создание платформы разработки таких «строительных модулей», мы теперь существенно экономим за счет сокращения цикла «производства» услуг. Решение задачи разработки очередного сервиса для медиапартнера занимает у нас считанные дни. У нас достаточно мощная инфраструктура: кластерное решение обеспечивает повышенную надежность и отказоустойчивость, а также высокую производительность путем балансировки нагрузки и т. д. Эта наша разработка выполнена на основе общепризнанного ПО мировых производителей баз данных, ОС и т. д. В настоящее время мы развиваем свою платформу быстрой разработки SMS-сервисов в сторону IVR и MMS.

К. ШРАМКО: Задача транспортировки контента решается с помощью ПО от ведущих компаний-разработчиков. На сегодняшний день набор технологических решений и оборудования компании мы считаем достаточным и следим за новыми разработками.

Д. СЕРГЕЕВ. Next Media Group разрабатывает и эксплуатирует собственные технологические платформы и системы, в числе которых система приема и обработки SMS/MMS (конструктор SMS-сервисов) ; система многопользовательских SMS-игр с поддержкой различных игровых механик; система доставки J2ME, логотипов, мелодий, видео; система партнерских программ; система создания и управления WAPсайтами; система голосовых сервисов (IVR) ; платежная система (микроплатежи, купоны и т. д. ). Наши системы поддерживают как однопользовательские режимы взаимодействия, так и многопользовательские, позволяют осуществлять постоянный контроль качества, комплексную техническую поддержку сервисов, наращивать функционал и пропускную способность платформы с учетом развития технологий, а также модифицировать систему и отдельные сервисы под нужды конкретных проектов.

Все эти системы имеют встроенные конструкторы сервисов с поддержкой сложных механик взаимодействия с абонентами: викторины, голосования/опросы, обработка SMS, хит-парады (заказ медиаэлементов с 24-часовой realtime-интеграцией и синхронизацией), квесты (мини-игры), информация по запросу и подписке, общение, знакомства, настраиваемые в зависимости от целевой аудитории механики PvP (Player vs Player) -поединков, конструкторы WAP-сайтов, Java-апплетов, голосовых сервисов.

Д. БАЛТРУКОВ: Нашим партнером является компания «Телеком Дизайн», которая разрабатывает для нас и голосовые, и SMS-услуги. Небольшой штат наших ITспециалистов занимается настройкой сервисов.

И. КРАВЧУК: В качестве платформы ИСС мы используем оборудование Exсell. Оборудование и ПО поставляет «Телеком Дизайн». Для расширения географии предоставления услуг и снижения их себестоимости «Нева Лайн» планирует построить распределенную по федеральным округам платформу ИСС.

В. ШИЛОВ: ПО для доставки контента мы разработали сами – это набор решений FastOtvet Information Delievery Platform. Если инсталлировать его на хороший двухпроцессорный сервер вместе с несколькими платами компьютерной телефонии семейства «Ольха», то получится программно-аппаратный комплекс компании «Мобильные ответы», с помощью которого можно обслуживать телефонные вызовы до 90 пользователей одновременно, обрабатывать запросы абонентов по SMS.

Е. КУРБАНОВА: «Адмирал Софт» работает на программно-аппаратной базе собственной разработки. С 2000 г. компания занимается разработкой ПО, используя собственную технологическую платформу. Наших ресурсов достаточно для разработки и поставки контента и выполнения даже нестандартных проектов.

Делим деньги

ИКС: Какая бизнес-модель используется при взаимодействии с операторами и правообладателями?Насколько существующая схема распределения доходов позволяет развивать бизнес?

Д. БАЛТРУКОВ: Если говорить об условиях раздела прибыли с операторами, то по крайней мере у «большой тройки» они для всех контент-провайдеров болееменее одинаковы. В «Би Лайн» поставщики контента получают 70% от дохода, в МТС – 50%, «МегаФон» ввел сложную для подсчетов формулу, у Tele2 и «Скайлинк» – 50 на 50. С региональными операторами договариваемся отдельно по каждой услуге. Мы как контент-провайдеры хотели бы получать больше, но, в принципе, и при таком делении можно существовать.

Естественно, операторы заинтересованы в том, чтобы осталось ограниченное число крупных и компетентных контент-игроков, понимающих технологию и т. д.

Что касается отношений с правообладателями, то тут все определяет рынок. Разных правообладателей у нас масса. В конце концов, если контент-провайдерам станет невыгодно заниматься мелодиями, они перестанут это делать. Работать себе в убыток никто не будет, и правообладатели это почувствуют на снижении объемов продаж.

С. ПОПОВ: Что касается правообладателей, то их запросы, на мой взгляд, слишком высоки: мы отчисляем им 10 – 15% от дохода, в создании которого они реально не участвуют. Условия же с операторами на данный момент для всех контент-провайдеров одинаковые: в среднем нам остается 40 – 60% выручки. Год назад мы с надеждой говорили о том, что наверняка скоро у операторов созреет мысль о необходимости поддерживать контент-провайдеров путем увеличения их доли в доходах. Однако сегодня складывается обратная ситуация.

К. ШРАМКО: Наша компания работает по стандартной схеме, а именно: 50 – 55% получает оператор сотовой связи, 10 – 15% – правообладатель, остальное – контент-провайдер. Возможно, в будущем операторы пересмотрят свою позицию относительно перераспределения доходов в пользу контент-провайдеров и правообладателей, что станет основным стимулом развития рынка мобильных услуг.

Р. ХРОМОВ: Думаю, мы присоединимся к общему голосу контент-провайдеров, сказав, что хотели бы иметь большую долю в разделении доходов с сотовыми операторами. Существующие условия для контент-провайдеров со стороны сотовых операторов довольно жесткие. Однако мы понимаем, почему они появились: во-первых, операторы много сделали для развития этого рынка; во-вторых, они просто устали от контент-провайдеров, предоставляющих некачественные или малоприбыльные услуги. Поэтому неудивительно, что они выдвигают финансовые условия в виде «порогов» на вхождение в рынок, разных абонентских стоимостей и т. д.

Но мы все же надеемся, что по мере повышения контент-провайдерами качества услуг и расширения их спектра, увеличения объемов инвестиций в развитие этого рынка, в привлечение абонентов к пользованию услугами отношение операторов к поставщикам контента будет меняться в лучшую сторону. Так что мы смотрим на проблему разделения доходов философски.

В. ШИЛОВ: Мы платим не только за загрузку контента через SMS, но и за его прослушивание. Так, абоненты МТС в Москве прослушивают полифонические мелодии за деньги, а SMS с WAP-ссылкой получают бесплатно. Правообладатели же получают оговоренные проценты за голосовой трафик.

С операторами «большой тройки» всё как у всех – нам достается от 50 до 70%. Позволяет ли это нам развиваться?Пока да. Мы за свой счет ведем дорогостоящие рекламные кампании на ТВ. При этом прибыль не распределяем, а реинвестируем ее в операционный капитал. Все это означает, что рынок развивался бы быстрее, получай мы от операторов бо ’льшую прибыль.

Отдельно стоило бы упомянуть ситуацию с IVR. Этому направлению уделяется явно недостаточно внимания. Так, продавая контент через SMS в «Би Лайн», оператор может получать до 70% доходов от трафика, а через IVR – не более 50%. Правда, сейчас у этого оператора ситуация вроде бы должна измениться, чего не скажешь о «МегаФоне». По условиям его новой программы контент-провайдеры с IVR будут получать почти вдвое меньше, чем раньше. Везде в России и в мире операторы снижают свои доли, а «МегаФон» взял и повысил. Логика здесь предельно ясна: одни будут развивать рынок, а другие пользоваться плодами этого развития.

Е. БЕЛОВА: Jippii тесно сотрудничает с разными контентпартнерами – от графических художников до производителей Java-приложений и звукозаписывающих компаний. В простых продуктах (рингтоны, графические объекты) доля владельца 3 – 6%, в более сложных (Java-игры) может достигать 20 – 25% от цены конечного пользователя.

Д. СЕРГЕЕВ: В среднем соотношение 50: 50 или 30: 70 (30 оставляет себе оператор) от стоимости сервиса для абонента. Отдельно контент-провайдеру приходится оплачивать подключение и поддержку короткого номера оператором и в ряде случаев – MT-сообщения, идущие от контент-провайдера абоненту. Далее идут отчисления разработчику или правообладателю (для игр и мобильного контента), медиапартнеру, через которого осуществляются продажи. Иногда от исходной суммы контент-провайдеру остается всего 5 – 10%.

Е. КУРБАНОВА: Видя потенциал предлагаемого сервиса, в регионах готовы идти на уступки – снизить свою долю или принять участие в продвижении услуги.

Жесткость условий работы с операторами «большой тройки» оправдывается размерами их абонентской базы; ужесточение в виде определения нижней границы трафика и, соответственно, постепенного увеличения своей доли будет препятствовать появлению на рынке новых игроков. В итоге пострадают мелкие контент-провайдеры.

На вопрос: хватает ли доходов для развития бизнеса – отвечу «да».

О. ШЕБУНЯЕВА: Сегодня в роли локомотива в инновациях и создании новых сервисов выступают контентпровайдеры. Операторы имеют возможность предлагать их своим абонентам и получать дополнительную прибыль. Провайдеры вкладывают средства в новые технологии, в ПО, разрабатывают инновационные продукты и инвестируют громадные средства в их продвижение и рекламу – до 30% от выручки.

Реклама – двигатель контента?

ИКС: Каково соотношение затрат вашей компании на разработку новых продуктов и на продвижение их на рынке?

О. ШЕБУНЯЕВА: По оценкам РосБизнесКонсалтинга, на конец 2004 г. общий объем рекламы контент-провайдеров составлял $4,5 – 5 млн в месяц. При этом лидеры рынка расходуют от $0,5 до $1 млн в месяц. И эти средства зачастую не окупаются: например, реклама на центральном ТВ не приносит должного коммерческого эффекта. Это скорее инвестиции в долю рынка, в удержание и расширение своих позиций на рынке. Замечу, что в отличие от других контент-провайдеров мы можем позволить себе тратить на рекламу меньше: благодаря некоторым технологическим решениям, разработанным для прямого доступа абонентов к нашим сервисам, мы имеем прямой контакт с потребителями и, соответственно, можем значительно сокращать расходы на рекламу.

К. ШРАМКО: Затраты на продвижение услуг компании INFON в десятки раз превышают затраты на разработку новых продуктов: стоимость размещения рекламы во всех видах СМИ сегодня высока.

Р. ХРОМОВ: На рынке развивающемся, имеющем небольшой объем и отличающемся неясностью потребительских предпочтений, серьезные вложения в рекламу вряд ли оправданны. Соотношение между разработкой и продвижением у нас составляет 70:30. Однако структурные изменения, произошедшие за минувший год на рынке, отразились и на нашей политике. Раньше объем доходов практически совпадал с объемом вложений в расширение этого рынка и нужно было сто раз подумать, прежде чем на это решиться. Сегодня мы видим, что вкладывать уже можно, и будем развиваться в этом направлении.

Д. СЕРГЕЕВ: От 25 до 30% выручки направляется на продвижение продуктов, причем в зависимости от продукта и его адаптированности к рынку (информированность абонентов об услуге, поддержка технологии трубками и т. п. ) эти цифры могут быть меньше или больше.

Д. БАЛТРУКОВ: Численность IT-подразделения в нашей компании составляет 5% от штата, т. е. реклама у нас преобладает над разработкой. Для продвижения сервисов мы используем все СМИ, хотя отмечаем их разную эффективность. Реклама на центральном ТВ, к примеру, не окупается, средства, вложенные в показы на каналах MTV и «Муз-ТВ» возвращаются в том же объеме, и только региональные каналы обеспечивают нам ожидаемый рост доходов.

Е. КУРБАНОВА: К поиску, оценке рентабельности креатива и самой формализации идеи мы подходим очень серьезно. Затраты на реализацию проектов не так велики, поскольку мы используем собственные технологии. Но затраты на продвижение (около 80% прибыли) с лихвой перекрывают все остальные расходы, и это с учетом того, что как минимум онлайн-продвижение мы осуществляем самостоятельно.

Абонента нужно постоянно информировать об услугах – старых и новых. Причем нужно давать не просто рекламу, а понятные объяснения, кому, зачем это нужно и как этим пользоваться.

ИКС: Должны ли операторы сотовой связи участвовать в продвижении своих дополнительных услуг?

Р. ХРОМОВ: По-разному. Когда встанет вопрос о переходе из эры SMS в эру MMS, скорее всего, опять понадобится поддержка операторов, потому что нужно будет организовать выбор абонентами правильных настроек в телефонах. Второй момент – услуги, которые оператор использует для своего собственного брендинга, кообрендинговые проекты. Это отдельная категория продуктов и сервисов, участвовать в рекламе которых у оператора есть интерес. Примером может служить наше сотрудничество с «МегаФоном» и MTV. На MTV запущены телевизионные SMS-игры исключительно для абонентов «МегаФона». Оператор брендировал их под себя и сам же продвигал, потому что с их помощью он утверждает себя как инновационного оператора, предоставляющего уникальную услугу для своих абонентов – возможность играть на экране телевизора. Мы же выступаем в этом проекте как интегратор сервиса, правообладатель и поставщик контента.

Д. БАЛТРУКОВ: Я считаю, что самая честная позиция у «Би Лайн». Он никак не участвует в продвижении. Лучше, когда у оператора есть четкий прайс: хочешь, чтобы твоя реклама была в точках продаж?Это будет стоить столько-то. Так действует, например, Tele2. И каждый решает сам, соглашаться ему или нет.

Е. КУРБАНОВА: Из операторов, с которыми наша компания работает, мало кто занимается продвижением дополнительных услуг. В основном оказывать такую помощь берутся региональные операторы – «БайкалВестКом», «Ульяновский GSM».

Правовое поле

ИКС: Каковы проблемы в правовом обеспечении рынка контент-провайдинга?

В. ШИЛОВ: Так как рынок мобильного контента находится в начальной стадии своего развития, проблем здесь много. Например, отношения с правообладателями. Сегодня почти весь этот рынок псевдолегальный. И причина не только в провайдерах, имеющих злой умысел обманывать законных владельцев авторских и смежных прав. Конечно, есть и такие, но все же публичные компании, вкладывающие большие деньги в раскрутку своего бренда, заинтересованы в прозрачности и законности своих операций. Зачастую сами авторы и их представители инертны, не желают работать и с трудом ориентируются в законодательстве.

Д. БАЛТРУКОВ: Основные правовые проблемы, заставляющие иметь в компании юридический отдел, это вопросы лицензирования и взаимоотношений с правообладателями. Если на рынке мелодий последние занимают активную позицию, то в других отраслях это далеко не так. Мне, например, неизвестны прецеденты, когда кого-нибудь отдали под суд за украденную Java-игру. Видя подобные нарушения, мы всячески стараемся их пресечь.

Р. ХРОМОВ: Многие из наших призовых программ классифицируются российским законодательством как стимулирующие лотереи. Соответственно, сегодня при организации практически любой акции с розыгрышем призов приходится готовить серьезный пакет документов легального оформления прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения. И в этом смысле наши юристы – одни из лучших в стране специалистов по правовому регулированию организации призовых акций.

С. ПОПОВ: Деятельность эта лицензируется, мы получили лицензию и регистрацию в Россвязьнадзоре, сдав ему все наши технические узлы. Не все наши коллеги пошли по этому пути, и сейчас некоторые из них, насколько я знаю, столкнулись с проблемами. На сегодняшний день на рынке работают две или три компании, имеющие лицензии. Для разрешения этой ситуации необходимы разъяснения Мининформсвязи РФ в отношении лицензирования деятельности контент-провайдеров либо четкое разъяснение, что эта деятельность не лицензируется.

К. ШРАМКО: Основная проблема – высокий уровень пиратства в области мобильного контента. Это значительно снижает доходы легально работающих провайдеров, правообладателей и операторов связи. В России пиратскими способами распространяется до 20% мобильного цифрового контента.

Д. СЕРГЕЕВ: Первая проблема – отсутствие единого источника лицензирования аудиоконтента. Нет, как во всем цивилизованном мире, организации, которая бы легально вела бизнес по предоставлению контент-провайдерам необходимых соглашений с лейблами. Вторая – отсутствие борьбы с пиратством в Интернете. Чтобы закрыть пиратский сайт в Интернете, нужно преодолеть множество барьеров.

ИКС: Насколько остро стоит перед компанией проблема защиты контента?

Р. ХРОМОВ: Вопросы защиты интеллектуальной собственности, идей для нас всегда актуальны. Нам известны попытки скопировать наиболее успешные форматы наших сервисов, например, со стороны операторов стран СНГ. Несовершенство законодательного механизма в этой области вынуждает нас постоянно находиться в инновационной гонке, потому что прекрасно понимаем, что любая наша вещь, которую мы сегодня придумали и выпустили на рынок, завтра может быть скопирована, и защиты законодательной у нас нет. Выпуская продукт на рынок, приходится уже думать о следующем, чтобы к тому моменту, как конкуренты его скопируют, мы могли бы предложить что-то другое. Особенно это касается наших медиасервисов. Доходит порой до смешного: мы запускаем сервис совместно с одним из изданий медиахолдинга, а кто-то, скопировав продукт до последней запятой, приходит и предлагает его как собственную разработку другому изданию, которое в соседней комнате и находится.

К. ШРАМКО: Наша компания предлагает абонентам сотовых операторов только лицензированный контент, он уже защищен авторскими правами и используется легально. В настоящее время у компании подписаны лицензионные соглашения с крупнейшими правообладателями и музыкальными издательствами.

И. КРАВЧУК: Вопросы защиты контента решаются включением условий в договоры о соблюдении авторских и/или смежных прав, а также предоставлением копий соответствующих документов для обеспечения защиты авторских и/или смежных прав третьих лиц и принятием всех иных зависящих от компании мер, позволяющих предотвратить нанесение правообладателю убытков.

Е. БЕЛОВА: Jippii использует стандарт OMA для DRM-механизма forward lock, который запрещает пользователю пересылать/копировать контент после того, как он был сохранен на мобильном телефоне.

Е. КУРБАНОВА: Юридически все наши разработки защищены ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» и соответствующим образом патентуются. Для защиты от пиратства мы используем и программные методы.

Д. СЕРГЕЕВ: Защиту мы обеспечиваем уникальными ссылками на контент, которые «исчезают» после того, как медиаэлемент (картинка, логотип, игра) был скачан пользователем. В принципе от пиратства никто не застрахован. Долю контрафактной продукции мы оцениваем в 45 – 50%. Помимо этого есть проблема распространения некоторыми провайдерами контента, на который должным образом не оформлены лицензии. Это подрывает доверие правообладателей к рынку в целом и затрудняет процесс лицензирования контента.

Катализаторы и ингибиторы рынка

ИКС: Каковы сдерживающие факторы и катализаторы развития этого рынка?

Р. ХРОМОВ: Для ряда сервисов сдерживающим фактором являются финансовые условия и схемы разделения доходов, а также несовершенство законодательных механизмов защиты интеллектуальной собственности. Еще один фактор неопределенности – реструктурирование самих сотовых операторов. Меняется цепочка принятия решения, меняются контактные лица, которые в этом участвуют, меняется стратегия сотовых операторов, в основном это касается МТС и «МегаФона». Запуская на «Европе Плюс» короткий номер у 51 оператора, мы испытывали трудности. Например, в Германии ты подключился к контент-агрегатору, платишь ему 5% за трафик и за 1 – 2 недели получаешь доступ к абонентам 7 операторов. Мы желаем операторам поскорее завершить этот процесс, чтобы и они, и мы вышли в «зону спокойствия» и занимались бы каждый своим бизнесом.

Главным катализатором станет момент насыщения рынка сотовой связи. После этого операторы будут вынуждены перейти от слов к делу в плане увеличения ARPU, и это, безусловно, подстегнет рынок дополнительных услуг.

Влияние второго катализатора – прихода инвестиционных денег на рынок, с одной стороны, значительно, а с другой – носит частный характер. Повышая эффективность той или иной компании, они, возможно, будут способствовать консолидации рынка, повышению производительности и т. д., однако коренным образом рынок не изменят.

Д. БАЛТРУКОВ: Мешает развиваться упавшая за последнее время рентабельность из-за обострившейся конкуренции. Соответственно, для более быстрого развития необходимы бо ’льшие финансовые вливания. Пообщавшись с другими контент-провайдерами, я понял, что все они в той или иной степени испытывают недостаток оборотных средств.

Катализатором рынка может стать появление новых идей, новых услуг. На мой взгляд, потенциал картинок и мелодий скоро будет исчерпан, что со временем приведет к замедлению развития рынка. В качестве альтернативы логотипам и мелодиям мы предлагаем очень популярную и в Азии, и в Европе услугу CRBT и нашу совместную с «Телеком Дизайном» разработку Total Voice Mail.

И. КРАВЧУК: Сдерживающий фактор – слабая законодательная база по защите авторских прав. Катализатором рынка может стать введение лицензирования или конкурсов для сервис-провайдеров. Это позволит установить контроль, в том числе и над использованием авторских прав контент-провайдерами.

К. ШРАМКО: Основными сдерживающими факторами, на наш взгляд, являются невозможность осуществления микроплатежей при помощи SMS-технологий; неготовность операторов к типовым способам предоставления MMS-услуг; нелегальная продажа контента для мобильных телефонов, т. е. пиратство; недостаточное качество работы сетевой инфраструктуры отдельных операторов мобильной связи.

Снижение ARPU стало решающим фактором для развития рынка дополнительных услуг, так как операторы начали искать дополнительные источники дохода. К основным катализаторам развития рынка можно отнести расширение абонентской базы операторов сотовой связи в регионах РФ, увеличение доли мобильных телефонов нового поколения, а также внедрение современных технологий сотовой связи, например 3G.

С. БОРИСОВ: Основной сдерживающий фактор – низкий уровень проникновения высокотехнологичных аппаратов. Провайдеры выпускают востребованный контент, а это в большинстве своем простые монофонические мелодии и черно-белые картинки. С приходом связи 3-го поколения ситуация, безусловно, изменится.

Д. СЕРГЕЕВ: Сдерживающие факторы – нецивилизованность и непро-зрачность рынка, огромное количество нелицензионной продукции, масса некачественного контента, что отпугивает пользователей от повторных покупок и негативно влияет на развитие рынка. Кроме того, это демпинг и хаотичная ценовая политика отдельных игроков, а также неосведомленность пользователей об услугах, неспособность самостоятельно подключить и настроить на телефоне необходимую для получения контента услугу WAP и GPRS.

Катализаторы – увеличение абонентских баз, массмедийные интерактивные проекты, способствующие осведомленности абонентов о контент-услугах, улучшение трубок и снижение порога цена/функциональность для бюджетных решений, а также внимание западных разработчиков к российскому рынку. Еще один важный фактор – активное продвижение производителями мобильных телефонов новых функций в рекламе телефонных аппаратов.

Е. КУРБАНОВА: Главный сдерживающий фактор – это непонимание абонентами предлагаемых технологий: WAP, GPRS, MMS. Если в Москве, Питере, Нижнем, Самаре они развиты, то в регионах нет. Катализатором можно считать удешевление мобильной связи и активное ее проникновение в регионы. Телефоны развиваются, в них появляются фотокамеры и функции потокового видео. Разработки услуг для таких аппаратов появляются, есть они и у нас, хотя как их внедрять?

В. ШИЛОВ: Катализатор рынка – это свобода и демократизм операторов и медиаструктур. У последних с демократией возникли проблемы. Слияние провайдеров и медиа ведет к формированию «междусобойных» точек. В результате, медиаканалы замыкаются на одних и тех же игроках, создают для них благоприятные условия. Провайдеры хорошо себя чувствуют, расслабляются. Расслабление, удовлетворенность, «халява» ведут к снижению эффективности их работы. Мышление становится шаблонным и все менее оригинальным. В результате предложения потребителю все менее интересны, а тот же медиаканал и не подозревает, что уже многое упустил.

Повторюсь: серьезным катализатором рынка станет снижение доли операторов, ведь средства, которые ведущие провайдеры получают от операторов, практически полностью вкладываются в развитие рынка.

О мобильной (без) грамотности

ИКС: Какое влияние на бизнес компании оказывает уровень подготовки пользователей?

О. ШЕБУНЯЕВА: Уровень подготовки потребителей, абонентов и покупателей – их телефонная/мобильная грамотность – один из факторов, сдерживающих развитие рынка контент-услуг. На сегодняшний день возможности телефона используются ими всего на 5 – 10%. Изощряясь в дизайне, соревнуясь в причудливости форм или цветов терминалов, производители не уделяют должного внимания возможностям внедрения в телефонные аппараты простых и удобных способов доступа к контенту, что, на наш взгляд, могло бы привлечь потребителя новым конкурентным преимуществом. Мы обратились к производителям с предложением сделать нечто подобное. Это позволит задействовать 80% технологических возможностей современных телефонов – GPS, встроенную высококачественную камеру, MP3 и т. п. Пока наша идея у многих вызывает улыбку, но в ближайшее время мы выведем этот продукт на рынок и тогда сможем о нем подробнее поговорить. Он позволит пользователям гораздо эффективнее использовать возможности мобильных технологий посредством самого аппарата. Мы уверены, что только благодаря инновациям, в том числе и таким, «на стыке ниш», сможем и дальше удерживать свои позиции на стремительно растущем рынке.

К. ШРАМКО: Мобильная безграмотность мешает абонентам эффективно использовать все функции своих мобильных телефонов, увеличивая число ошибочных запросов. Кроме того, оля сотовых телефонов с поддержкой современных технологий, таких как MMS, J2Me, WAP, GPRS, e-mail, MP3, amr и др., невелика: всего 25 – 30%. Поэтому новые услуги на их основе развиваются недостаточно активно. Но в то же время наблюдается тенденция замены мобильных телефонов низкой ценовой категории на более дорогие смартфоны и терминалы бизнес-класса.

С. БОРИСОВ: Неподготовленный пользователь с технически несовершенным терминалом не сможет воспользоваться современными услугами, а значит, для него спектр мобильных удовольствий будет существенно ограничен, как и бизнес контент-провайдера.

Р. ХРОМОВ: Это системообразующая задача, которую без поддержки оператора не решить. Пока у абонента не будет правильно настроен WAP/GPRS, пока он не научится скачивать WAP-ссылки с полифонической мелодией, никакого рынка полифонических мелодий не будет. Пока ему не объяснят, как с его телефона отправлять MMS, не будет никакого рынка MMS.

Е. БЕЛОВА: Jippii своими силами обеспечивает help desk, чтобы поддерживать клиентов в проблемных ситуациях. В этих целях мы тесно сотрудничаем и с операторами.

Д. БАЛТРУКОВ: Абонент, который заказал Java-игру и не сумел ее скачать, недовольный абонент. Мы стараемся максимально отслеживать по запросам «крики» пользователей о помощи и помогаем им получить услугу, расписывая абоненту порядок действий «по шагам». По сути, в ТВ-рекламе у контент-провайдера нет времени объяснять, как пользоваться услугой, его хватает только на то, чтобы сказать: «Пошли SMS, скачай мелодию!». Абоненту приходит WAP-ссылка, а он в принципе не понимает, что это такое. Насколько мне известно, порядка 30% заказов, предполагающих скачивание, остаются незавершенными. И в этом случае абонент все равно платит.

В. ШИЛОВ: Сегодня мы наблюдаем интересную ситуацию. Рынок контента вроде бы значительный, мелодий и картинок загружают много, но вопрос «что такое WAP?»– самый популярный у наших пользователей. Это главное подтверждение того, что рынок находится еще в начальной стадии развития. Мобильные телефоны – это,, конечно, один из наиболее влиятельных факторов развития контент-бизнеса. К нашему счастью, мобильный телефон все больше фетиш. Ну, зачем, например, покупать телефон за $300 или за $700. Явно для того, чтобы выделиться, а не для того, чтобы говорить. На этой тенденции и играет сегодня контент-бизнес.


Эскизы к контент-портрету

«Адмирал Софт» основан на базе интернет-агентств, работающих на рынке Санкт-Петербурга с 2000 г. Направление контент-провайдинга активно развивается с 2003 г. Начинали с предоставления SMS-услуг, потом к ним добавились сервисы на базе WAP и GPRS. Среди развлекательных услуг – «Создай СВОЙ логотип», «Лого-текст», «Говорящая открытка». Информационно-справочные услуги реализованы на базе WAP-и интернет-технологий – «Поиск лекарств в аптеках Санкт-Петербурга», «Мобильная доска объявлений», действующая в С. -Петербурге, Самаре, Иркутске (скоро – в Челябинске и Саратове). Услуги доступны абонентам «МТС – Санкт-Петербург», «МегаФон-Поволжье» и «МегаФон – Северо-Запад», СМАРТС, «Би Лайн», Tele2, «Скай Линк», «БайкалВестКом».

Деятельность «Информ-Мобил» началась в 2000 г. с разработки первых WAP-ресурсов для МТС. Появление технологии SMS вдохновило на создание SMS-знакомств. Выпущено свыше 1000 продуктов. Среди партнеров – практически все операторы РФ. Обеспечивается работа и поддержка более 300 сервисов, доступных в России, на Украине и в Беларуси. Выходит на рынки Средней Азии (Казахстана, Киргизии).

«Мобильные ответы» образовались в 2004 г. (до этого деятельность на рынке контент-услуг велась от имени ЗАО «Эйвидж» ). Основное предложение – информационно-развлекательный портал «Мобильные ответы» (прогноз погоды, новости, юмор, голосовые знакомства, полифонические мелодии и т. д. ). Портал продвигается в Москве и области для абонентов МТС, «Би Лайн» и «МегаФона», а также в Центрально-Черноземном регионе. Партнерами также являются «Нижегородская Сотовая Связь» и «БелСел» (Беларусь).

«Нева Лайн» продвигает интеллектуальные услуги и контент с 2003 г., начав с предложения услуг ИСС компании «Аудиотеле» (доступ по коду 8-809). За 2 года «Нева Лайн» заключила договоры с 17 операторами, в том числе «МегаФон – Северо-Запад», «Мобиком-Кавказ», «МСС-Поволжье», СМАРТС и др. Год спустя приступила к организации контент-услуг на 10 коротких сервисных номерах, выделенных для нее операторами «большой тройки». Звонки абонентов проходят через платформу ИСС «Нева Лайн» на ресурсы, часть из которых размещена на технологической площадке «Нева Лайн», а другую (ряд call-центров и IVR-платформ) предоставляют партнеры. Заключены соглашения с INFON, «ТелеКлик», «Северозападная Инфомедиа», а также «Аудиотеле».

«Никита Мобайл» работает на рынке игровых программ с 1991 г. Одна из самых опытных игровых компаний в России, создавшая более сотни компьютерных игр (среди них «Перестройка», «Parkan. Хроника Империи» и первый российский многопользовательский онлайновый ролевой проект «Сфера» ). В 2000 г. было принято решение о развитии направления игр для мобильных телефонов. Первыми стали игры для «ВымпелКома», позднее появились коробочные продукты: «Футбол», «Мобильные знакомства» (услугой воспользовалось более 3 млн абонентов) и «Лабиринты удачи». Спектр сервисов – от рингтонов и логотипов до проектов с участием крупнейших медиапартнеров. Партнеры – операторы «большой тройки», СМАРТС, «Уралсвязьинформ» и др.

«ТелеКлик» создан в 2003 г. в Санкт-Петербурге. Работает с операторами «большой тройки», Tele2, «Скай Линк» и рядом региональных операторов. Спектр предоставляемого контента – от картинок и мелодий, Java-игр, информационных услуг до специфических решений типа голосовой почты. Сейчас на сети одного из операторов внедряется услуга Colour Ring Back Tone (CRBT). Сервисы компании получают абоненты Киргизстана, в ближайшее время они станут доступны в Грузии, Армении, Азербайджане, Узбекистане, Казахстане.

INFON («Рустар Холдинг» ) образована в январе 2001 г. в Санкт-Петербурге. Основные направления деятельности – продажа мелодий, картинок, Java-игр и Java-приложений для мобильных телефонов и реалтонов (более 35 тыс. медиаэлементов), а также интеграция SMS-сервисов в медиапроекты. Услуги доступны в сетях более 30 операторов, в числе которых, помимо «большой тройки», «Скай Линк», СМАРТС, Tele2 и др. Имеет успешный опыт реализации интерактивных проектов с ТВ-каналами и издательскими домами. По данным TNS Gallup Media, INFON входит в число 30 крупнейших рекламодателей на ТВ и в печатных СМИ. С 2004 г. имеет офис в Москве.

В 2004 г. Jippii Mobile Entertainment OY была приобретена британским контент-провайдером iTouch Plc, специализирующимся на продаже игр, логотипов и заставок для мобильных телефонов, благодаря чему получила выход на рынок 25 стран (включая Россию). Jippii – развлекательный бренд, ориентированный на молодежь. Предоставляет онлайн-сервисы и развлекательные порталы с более чем 30 млн игровых сессий в месяц. В России имеет соглашения о совместной работе с более чем 20 российскими операторами.

Холдинг Next Media Group образован в 2004 г. Отдельные подразделения, в частности Promo Interactive, работают на рынке с 1997 г., мобильные – преимущественно с 2002 г. На рынке компания представляет практически весь спектр мобильных сервисов и продуктов на основе технологий SMS, WAP, J2ME, IVR и др. Работает со многими операторами сотовой связи на территории РФ. Предлагает развлекательный и игровой контент, а также ряд комплексных B2B-решений, в том числе для операторов сотовой связи, различных медиа и т. п.

SIBIUS вышла на рынок контент-услуг в 2001 г. в Новосибирске. Сегодня сервисы доступны в сетях почти 50 операторов: информационно-развлекательные услуги (самая известная – «SMS-Флирт» ); медиасервисы, предоставляемые совместно с партнерами (издательскими домами, радиостанцией «Европа Плюс» («Радио-SMS» ), ТВ-каналами MTV-Россия и M1 на Украине) ; мобильный маркетинг для FMCG-брендов в SMS-формате. Имеет офисы в Москве, Новосибирске и Киеве, работает на рынках СНГ. В 2005 г. готовится запустить ряд проектов в Восточной Европе, в феврале с. г. начала свою деятельность в Польше.


МНЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ

С. СКВОРЦОВА (Ericsson) :

– Мы видим большие перспективы у рынка агрегации контента. Рынок контент-услуг становится все более фрагментарным и нишевым, все больше средних и небольших компаний проявляют к нему интерес. Одновременно возрастает роль посредников, которые смогут поддерживать новых игроков в решении технических, административных и финансовых вопросов, предоставляя защищенные средства микроплатежей, а также сокращать административные издержки операторов на подключение огромного количества третьих сторон.
***

– Требования абонентов к количеству и разнообразию контент-услуг со временем дополняются возросшими требованиями к их качеству. По мере роста абонентской базы контент-услуг за счет более взрослой и требовательной публики на передний план выходит стабильность и надежность их функционирования. Одновременно растет нагрузка на средства реализации услуг и требования к их функциональности. Контент-провайдеры не меньше операторов заинтересованы в бесперебойной работе сетевого оборудования, ведь от этого зависит их прибыль. Таким образом, рынок все больше осознает важность качественных и надежных масштабируемых платформ.
***

– На оплату даже нескольких дополнительных услуг абоненту придется ежемесячно выделять еще $5 – 10. Для большинства россиян это может стать серьезным барьером. Ситуация усугубляется инерцией в поведении потребителей и их недостаточной информированностью.

Пока еще далеко не все телефонные аппараты абонентов способны принимать и передавать значительные объемы информации. Кроме того, отсутствие единого пользовательского интерфейса делает услугу более сложной для абонента. Затраты контент-провайдеров на рекламу и маркетинг сдерживают развитие их технологической базы. Еще один сдерживающий фактор – высокие операционные издержки и риски контент-провадеров, связанные с широким распространением нелегального контента.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!