Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2009
Лилия ПАВЛОВА  29 января 2009

Связь для ведомств: что год грядущий нам готовит?

В начале декабря в МВЦ «Крокус Экспо» проходила выставка и конференция «Ведомственные и корпоративные сети связи» (ВКСС-2008). От былого шумного «городка ВКСС» остались лишь воспоминания и холодный сквознячок сомнений относительно дальнейшей судьбы форума. Хотя сама по себе ведомственная связь вполне благополучно развивается на фоне как общего кризиса, так и частного – жанрового.

 «ИКС» о ВКСС: Все январские номера журнала за 1998–2008 годы!

Статистика выставки показывает, что в первые шесть лет ее существования число участников поступательно возрастало: в 1998 г. она собрала примерно 130 экспонентов, в 1999 г. – около 160, в 2000—2002 гг. – до 180, в 2003 г. – 193.

С 2004 г., когда число участников сократилось до 185, отрицательная динамика усиливалась, и на ВКСС-2007 г. было представлено всего 113 экспонентов, а на ВКСС-2008 – меньше 80.
ВКСС: кризис жанра?


Замминистра Минкомсвязи Н.Мардер (крайний слева) совершает обходУже в 2007 г. ВКСС-городок исчез с карты выставки, его покинули большинство обитателей «центральной площади» – операторы («Газком», ГПКС, «Газсвязь», «ТрансТелеКом», РТКОММ, структуры МВД России, Минобороны, ГТК, ЦБ РФ, ФСБ). В 2008 г. операторский блок состоял из РЖД и Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы, обширные стенды которых все же заняли центральную площадку выставки (в стороне от ведомственных «китов» развернули свои стенды оператор спутниковой связи «СТЭК.КОМ» и подмосковный BWA-оператор «Флекс»). Круг экспонентов сузился и «сменил парадигму». Теперь площади выставки заняты в основном российскими разработчиками и системными интеграторами (что отметил как достоинство ВКСС-2008 замминистра Минкомсвязи Н.С. Мардер), а также – почти треть участников – разнообразными изданиями (нас как представителей именно этого блока особенно интриговал перманентно пустовавший стенд издания «Российские нанотехнологии»).

Верность выставке сохранили ее крупные российские экспоненты – ГК «Информтехника», ГК НАТЕКС, «Микролинк-Связь», ФГУП ГРПЗ. И очень заметным стало участие предприятий оборонной промышленности.

На ретроспективном фоне, когда в Гостином Дворе соревновались за престижные позиции своих стендов практически все зарубежные вендоры, экспозиция Siemens Enterprise Communications на ВКСС-2008, решившейся в одиночку представлять этот блок, вызывает только уважение.

В общем, трудно теперь при всем желании представить себе ВКСС в образе городка. Да и не в форме дело: поубавилось не только участников, но и посетителей. То ли кризис подкосил привычное многолюдье, то ли удаленность «Крокуса»… Впрочем, оба аргумента как-то не убеждают, ведь они не подкосили «Инфоком», проходивший за два месяца до ВКСС, и вряд ли сильно навредят CSTB-2009, которая пройдет через два месяца после ВКСС. Конечно, можно еще говорить, что здесь не было праздных зевак, здесь – только профессионалы...

Пострадала и деловая программа: на конференцию по беспроводному ШПД практически половина спикеров не явилась; сорвалась запланированная конференция по ГЛОНАСС (и впервые за много лет выпала из программы традиционная секция спутниковой связи для ведомственных сетей); не состоялось ожидаемое выступление представителя ФСБ на секции «Транспортный комплекс», а вместе с ним еще целый ряд докладчиков манкировали это мероприятие. Тем не менее даже в крайне усеченном своем виде конференция принесла «нечаянные радости».

Российский мобильный WiMAX на подходе

И это оборудование, в отличие от продвигаемого «Скартел» (Yota), адресовано рынку ведомственной связи. Немного предыстории анонсируемого события.

В конце мая 2008 г. ОАО «Концерн Созвездие», израильская компания Runcom Techologies Ltd. и ОАО «Коммерческая компания Группа Альянс» объявили о создании СП «Russian WiMAX Alliance» (RWM Alliance). «Созвездие» выступает в этом проекте разработчиком и производителем конечного оборудования мобильного WiMAX, Runcom – поставщиком технологий и микросхем мобильного WiMAX, а «Альянс» осуществляет общее управление проектом и системную интеграцию.

В апреле RWM Alliance сообщил о начале российской сертификации базовых станций и абонентских устройств мобильного WiMAX (чипсет Runcom к тому времени уже получил от WiMAX Forum сертификат WiMAX ready) и о планах приступить к серийному выпуску оборудования в IV квартале 2008 г.

А.Савинков, НТК "Концерн Созвездие"Очевидно, эти сроки сдвинулись: по словам заместителя директора НТК «Концерн Созвездие» А. Савинкова, серийный выпуск намечается теперь на начало 2009 г. Он сообщил, что комплект оборудования AstraMAX (базовые станции и абонентские терминалы в различном исполнении) сегодня проходит завершающую стадию полевых испытаний в Воронеже и процесс сертификации этого оборудования также близится к завершению. Основные технические показатели AstraMAX: протокол IEEE 802.16e Rev.2; диапазон частот 2,3–2,5 ГГц; ширина канала от 1,25 до 20 МГц; максимальная скорость передачи 10 Мбит/с; интерфейс БС – 1G Ethernet; интерфейсы МС – USB, Ethernet, PCMCIA, Mini PCI, CF. «На сегодняшний день это оборудование представляет собой, пожалуй, одно из самых передовых решений в области мобильного WiMAX», – считает А. Савинков. Одно неясно, будет ли оно совместимо с оборудованием других поставщиков, ведь сертификация чипсета об этом никак не свидетельствует. Да и заявленная стоимость терминалов (при скорости 10 Мбит/с) далека от идеала в $100.

В.Тамаркин, модератор конференцииПо мнению В. Тамаркина, представителя ОАО «РЖД» и модератора конференции, технология мобильного WiMAX могла бы в значительной степени закрыть потребности железных дорог в передаче видеоинформации и данных. Он сообщил, что РЖД планирует в скором времени проводить испытания WiMAX на станциях. «Размеры зоны станции редко превосходят 5 км, – отметил В. Тамаркин. – И мобильный WiMAX, который, как показали испытания «Концерна Созвездие», при высоте подвеса антенны 20 м работает в диаметре 6 км, закрыл бы многие наши проблемы. Известная проблема WiMAX одна – с частотами. Если нам удастся ее решить, то я считаю, что WiMAX как технология дистанционной работы может найти на железных дорогах широкое применение».

$30 млрд – вне кризиса?

Конференция преподнесла приятный сюрприз в виде некоторых цифр. Скажем, именно здесь впервые прозвучало, что, по некоторым оценкам, ежегодный объем российского рынка профессиональной радиосвязи составляет около 800 млрд руб. (около $30 млрд, что, заметим, сопоставимо с объемом всего «гражданского» телеком-рынка России), причем почти половина этой суммы осваивается РЖД. Такие данные привел представитель «Концерна Созвездие». С ним не согласился Р. Маннанов, заместитель руководителя департамента спецпроектов ГК ATGroup, который считает, что у милиции потребности в радиосредствах ничуть не ниже, чем у железнодорожников: для органов внутренних дел требуется 1 млн 300 тыс. радиостанций, причем каждые пять лет мобильный парк должен обновляться. «Можете себе представить, какие деньги крутятся на этом рынке, – резюмировал Р. Маннанов. – И он практически бездонный». Он отметил также, что до недавних пор милиция работала на старом оборудовании, порой даже производства 70-х годов, однако «сейчас появились возможности и идет серьезное насыщение радиосредствами органов внутренних дел». А по данным источников «ИКС», кое-где в МВД наступило перенасыщение радиостанциями.

Суперпотребители на распутье

Р.Маннанов, ГК ATGroupВ созданную в 2008 г. ГК ATGroup вошли две ранее уже известные группы компаний – ГК «Тетрасвязь» и ГК «Аркан». На базе TETRA, по данным Р. Маннанова, строятся сети в Москве (сегодня 15 БС, до конца 2009 г. планируется построить 30 БС с покрытием более 80% Московской области), в Нижнем Новгороде, Самаре, Твери (в планах – Краснодарский край, Владивосток). Все эти проекты реализуются в интересах местных администраций и служб оперативного реагирования. И хотя еще в 2001 г. МВД сделало свой выбор в пользу APCO 25 и эти сети тоже строятся, сегодня их запал на обе технологии явно поостыл. «И та и другая системы избыточны для МВД, – считает Р. Маннанов. – Жизнь показала, что они не смогут конкурировать с системами функционально более бедными, но менее дорогими. Например, система DMR в разы дешевле». Станет ли стандарт DMR нормой для МВД? По словам Р. Маннанова, шансов на то много. Но судя по количеству производителей оборудования (не более пяти – инфраструктуры и один – терминалы), вряд ли.

Другой суперпотребитель радиосредств – ОАО «РЖД» – в прошлом году определился с использованием стандарта GSM-R на магистралях по транспортным коридорам или прилегающих к госграницам. Кроме того, для организации каналов связи на Октябрьской и Свердловской железных дорогах используется TETRA. В настоящее время, сообщил В. Тамаркин, также исследуются возможности применения на железных дорогах технологий DECT, Wi-Fi, WiMAX.

С неожиданной стороны к вопросу применения радиотехнологий на транспорте подошел А. Ляличкин, руководитель проектов идентификации «Фирмы АйТи. Информационные технологии». Он обратился к проблемам использования радиочастотной идентификации – RFID . Эта технология в какой-то мере уже присутствует в российской практике – например, билеты в метро снабжены радиочастотными чипами, для пригородных электричек используются билеты со штрих-кодами. Только вот пассажирам, проходящим через турникеты, не всегда удобно манипулировать этими билетами – очень уж мало расстояние считывания. А в некоторых зарубежных странах (например, в Германии) билет для проезда в электричке снабжен чипом и антенной, что защищает его от подделок, позволяет контролировать и учитывать нахождение пассажиров по зонам контроля. И что особенно нравится пассажиру – проходить через поле считывания метки антенной, не вынимая билета из кармана или сумки. При посадке пассажира в поезд кондуктору достаточно проверить билет терминалом по сбору данных размером с мобильный телефон. А из терминала кондуктора информация передается в центральную базу данных по всем пассажирам. «Нужны ли такие билеты в нашей стране, можно спорить, – допускает А. Ляличкин. – Но во всем мире технология получает развитие, причем в разных областях – в прачечных и химчистках, в ресторанах, в библиотеках и музеях, на транспорте, в медицине, торговле...».

Другой вариант применения радиометок на железнодорожном транспорте – для отслеживания движения вагонов и их учета. Аналогичное решение – для идентификации вагонов и тележек с рудой, которые циркулируют внутри предприятия, – «АйТи» планирует внедрить для Челябинского металлургического комбината. В этом случае метки крепятся под брюхом вагона, считыватели ставятся между рельсами – и система отслеживает движение вагонов. Возможно, такое решение применимо и на железных дорогах, но для отслеживания движения поездов, скорее всего, более предпочтительно использование спутниковых технологий.

Им сегодня ОАО «РЖД» уделяет особое внимание, причем не только для навигации, но и для дистанционного зондирования и спутниковой связи. Как сообщил В. Тамаркин, в настоящее время завершается разработка Концепции применения спутниковых технологий на железных дорогах России, в которой будут отражены эти три основных блока. Спутниковой связи в этом документе отводится роль, как правило, резервирующей системы. В основном же спутниковые технологии предполагается использовать для управления безопасностью движения, контроля местоположения движущихся объектов, навигационного сопровождения управления перевозками. По данным В. Тамаркина, системы спутникового навигационного позиционирования ГЛОНАСС/GPS уже установлены на пригородных электричках, внедряются в системах управления локомотивами на станциях и частично внедрены в системах управления магистральными локомотивами. «Поскольку ОАО «РЖД» – государственная компания, мы подпадаем под жесткое регулирование и контроль, – отметил В. Тамаркин. – И если раньше на российских железных дорогах в силу отсутствия альтернативы использовались «чистые» GPS-приемники, то сейчас это ГЛОНАСС/GPS. Как правило, наиболее массово устанавливаются приемники Ижевского радиозавода».

. . .

Справедливости ради следует заметить, что переполненными оказались «прицепные вагоны» деловой программы форума. Так, аншлаг наблюдался на практических семинарах по информационной безопасности и на научно-практической конференции АПОРРС «Проектирование и расчет качественных показателей радиорелейных систем связи». Возможно, это зарождается новая тенденция, которая в будущем наберет силу и переломит синдром «шагреневой кожи» ВКСС.

На стендах ВКСС

На стенде ГК «Информтехника» – системы семейства «МиниКом», широко применяемые на ведомственных сетях таможенников, энергетиков, газовиков, нефтяников (один из недавних примеров – поставка и ввод в эксплуатацию системы «МиниКом DX-500» общей емкостью 700 портов для ОАО «Востокнефтепровод»), железнодорожников. Один из проектов, реализованных в 2008 г. для РЖД, – поставка станций «МиниКом DX-500.ЖТ» для новой ветки железнодорожного сообщения на участке Савеловский вокзал – аэропорт Шереметьево. Среди новинок «Информтехники» – модификации оборудования системы «МиниКом–DECT»: базовый радиоблок «МиниКом – DWLL-200» с интегрированным IP-шлюзом, реализующим функции VoIP, с поддержкой протокола SIP и доступом в Интернет со скоростью 64 кбит/с.; базовый радиоблок «МиниКом – DWLL-200» с интегрированным модулем беспроводного широкополосного доступа; комплексные решения для реализации системы оповещения на основе радиоканала стандарта DECT; термошкафы с источниками бесперебойного питания для размещения базовых станций, репитеров и терминальных абонентских радиоблоков.

«Микролинк-Связь»
представила новые решения для «последней мили»: оборудование широкополосного беспроводного доступа MLink-WNET; радиорелейные системы MLink-G-M/L/S диапазона 4, 6, 7, 8, 11, 13, 15, 18, 23, 26, 38 ГГц с возможностью передачи цифровых потоков от 2048 кбит/с до STM-1/4.

В 2008 г
. компания реализовала проект строительства сети ШПД на базе MLink-WNET в интересах SOCAR, государственной нефтяной компании Республики Азербайджан.

ГК НАТЕКС представила на выставке систему широкополосного радиодоступа point-to-point – Nateks-Multilink L PtP, позволяющую передавать от 2 до 18 Мбит/с; систему передачи по медным и коаксиальным кабелям на сверхдальние расстояния MEGATRANS. Среди представленных новинок – обновленная линейка мультиплексоров FlexGain – FlexGain FOM16E, V1, поддерживающих передачу 16 потоков Е1, и FlexGain FOM16OG, поддерживающий до 1 Гбит/с.

Государственный Рязанский приборный завод представил разработку ООО «Мостком», серийно выпускаемую ГРПЗ, – оборудование атмосферной оптической лазерной связи (FSO-Technology) ARTOLINK, позволяющее оперативно организовать надежный канал связи с пропускной способностью от 2 Мбит/с до 155 Мбит/с на дистанциях от 0,1 до 4 км и более. Базовые модели имеют в своем составе систему пространственной стабилизации, встроенный служебный канал и систему сетевого мониторинга состояния оборудования через IP-сети.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: