Rambler's Top100
Статьи ИКС № 8 2005
А.А. БИРМАН  Игорь Олегович МАСЛЕННИКОВ  01 августа 2005

Принципы регулирования в конвергентных сетях

Постановка задачи

Развитие Интернета, мультисервисных IP-сетей, мобильных сетей с поддержкой высокоскоростной ПД, распространение широкополосных сетей абонентского проводного и радиодоступа – все это привело к появлению новых услуг, основой которых стал IP-протокол:
  • IP- и web-телефония;
  • службы интернет (IP)-пейджинга – Instant Messaging;
  • службы, основанные на механизмах определения присутствия человека, – Presence;
  • IP-ТV и РВ;
  • интернет-телерадиовещание;
  • службы дистанционного видеонаблюдения и мониторинга, охранные системы;
  • Web Casting;
  • широкополосный радио- и проводной доступ с интеграцией услуг (предоставление через одно широкополосное абонентское подключение услуг ПД, ТВ и телефонии – triple play).
Появление IP-услуг стало источником целого ряда проблем. К числу основных относятся классификация услуг, их регулирование и организация взаимодействия новых и традиционных услуг. Можно ли отнести IP-услуги к традиционным лицензируемым услугам или нужно вводить новые условия лицензируемой деятельности? Какие правила регулирования должны быть определены при введении новых лицензируемых услуг? По каким правилам и как должно регулироваться взаимодействие традиционных и новых услуг?

Появление всё новых бизнес-моделей, технологических решений и, как следствие, новых услуг делает необходимой разработку иной модели, которая: 1) была бы адекватной переходному периоду от старой телекоммуникационной парадигмы к новой, инфокоммуникационной; 2) позволяла бы классифицировать традиционные и новые (на основе IP-протокола) услуги, а также их взаимодействие с точки зрения лицензирования.

Вертикальная и уровневая модели регулирования

В основе существующей модели лицензирования (регулирования) лежат услуги, соответствующие традиционным сервисам связи, которые имеют явно выраженный «вертикальный характер» (рис. 1). Такая вертикальная модель отражает в основном этапы развития технологий связи, а потому и сервисы по большей части привязаны к определенной технологии передачи информации или виду канала связи. Внутри вертикальных групп существуют целые классы лицензируемых услуг (например, в телефонии – услуги местной, зоновой, междугородной и международной связи на сетях, определяемых географически).

Для традиционных сервисов применение вертикальной модели регулирования было вполне адекватно и оправданно. Но появление следующего поколения услуг, использующего новые технологические возможности мультисервисных IP-сетей, в частности сети Интернет, привело к ситуации, когда множество традиционных услуг может быть реализовано на совершенно другой технической базе, с другими затратами и по другим бизнес-моделям. К таковым относятся различные сервисы (и их варианты) IP-телефонии, видеосервисы в IP-сетях – видеоконференции, потоковое ТВ- и видеовещание, VoD (Video on Demand), высокоскоростной широкополосный доступ (xDSL, Ethernet, Wireless и др.). Для их регулирования была разработана многоуровневая, или так называемая с л о и с т а я, модель, предложенная вице-президентом компании MCI (США) Р. Виттом.

Слоистая модель регулирования (рис. 2) выделяет 4 уровня услуг IP-сетей: сетевой физический уровень – услуги, связанные с предоставлением каналов связи или с услугами сетей ПД (в части доступа); сетевой логический уровень – услуги сетей ПД и частично телематические (на уровне прикладных протоколов); уровень приложений – информационные услуги, отчасти лицензируемые в настоящее время в виде услуг телематики; уровень контента/транзакций – не лицензируемые в рамках телекоммуникационной отрасли информационные услуги. Последний уровень сервисов в значительной степени регулируется законами из области авторских прав и лицензиями из области масс-медиа.

Слоистая модель регулирования имеет ряд преимуществ. Во-первых, она устраняет статическую связь между услугами и поддерживающей их инфраструктурой (общая инфраструктура для многих услуг), а также позволяет отделить уровни приложений и контента от инфраструктуры. Во-вторых, дает возможность группировать и агрегировать технологически связанные услуги, подлежащие регулированию. В-третьих, дает понимание независимости услуг, реализованных разными уровнями, показывая в то же время взаимосвязь между сетевыми, прикладными и функциональными уровнями. И наконец, слоистая модель предоставляет возможность наиболее просто реализовывать услуги на основе новейших технологий на уровне приложений и контента, без влияния на «нижестоящие» уровни.

К числу ключевых принципов уровневой модели относятся: целостность уровней с точки зрения регулирования, отсутствие необходимости регулирования одного уровня (слоя) с целью устранения проблем регулирования на другом. Важно и то, что она позволяет ограничить операторов, имеющих сильные позиции по услугам на одном уровне, от автоматического переноса их «места под солнцем» на другой уровень (сектор рынка). Очень существенно для лицензирования сервиса и то, что в этой модели уровень контента представляет собой собственно передаваемую информацию (в отличие от уровня приложений – уровня информационных услуг) и большей частью не нуждается в традиционном телекоммуникационном регулировании (лицензировании).

В соответствии с уровневой моделью услуг на базе IP-технологий можно привести следующие области регулирования:
  • Использование линий доступа (хDSL, Ethernet и т.д.).
  • Услуги сетевого логического уровня (VPN, доступ в Интернет).
  • Услуги уровня приложений (VoIP, Video over IP, TV over IP).
Уровневая модель хорошо подходит для разработки схем регулирования новых услуг, реализованных на базе интернет-протоколов. Тем не менее для традиционных услуг преимущество за вертикальной моделью. Каким же образом объединить два подхода?

Комбинированный подход к регулированию

Услуги телефонной (голосовой) связи, оказываемые сегодня пользователям, как правило, являются комбинацией традиционных и IP-услуг. Чтобы адекватно представить их структуру, целесообразно ввести понятие области регулирования услуг . Это множество сервисов, которые регулируются в соответствии с одной из выбранных моделей – вертикальной или уровневой. Определим основные принципы, действующие в этой области.

Принцип первый. Если традиционные и новые услуги не пересекаются, они могут (должны) регулироваться согласно той модели, которая принята в соответствующей области.

Принцип второй. Если услуга реализована как комбинация взаимодействующих сервисов (например, традиционная и IP-телефония), то взаимоувязанное регулирование должно осуществляться на границе двух инфраструктур и в каждой области должен быть реализован собственный подход регулирования.

Принцип третий. Конкурирующие услуги в одной области регулирования (рис. 3) независимо от способа реализации должны регулироваться одинаково (см. ФЗ № 184 от 27.12.02 «О техническом регулировании», ст. 3 «Принципы технического регулирования… выполнения работ или оказания услуг»).

Примером, иллюстрирующим указанные принципы, может служить схема регулирования услуг телефонной связи как традиционных, так и на основе VoIP. И здесь надо отметить, что сервис VoIP регулируется совсем не так, как традиционная телефония.

Особый взгляд на VoIP

Согласно приведенному ранее комбинированному подходу к регулированию традиционные телефонные сервисы попадают в область вертикальной модели, а интернет-услуги – в область уровневой (рис. 4).

Что же регулируется в ТфОП?
  • использование телефонной нумерации, поскольку это непосредственная составляющая ТфОП и единственный способ идентификацииабонента. Нумерация может формироваться как на основе кода DEF, так и на базе плана местных сетей;
  • местная, междугородная и международная связь, которая связана с архитектурой построения ТфОП, затратными механизмами ее поддержания, требованиями к функционированию сети с точки зрения надежности. Традиционная ТфОП строится непосредственно на основе каналов связи, соединяющих ее узлы, и абонентских линий для подключения абонентов.
Со стороны ТфОП шлюзы, соединяющие ТфОП и Интернет (пакетные сети), выглядят и как абонентские установки (телефоны, УАТС) с соответствующими присвоенными телефонными номерами, и как узлы/телефонные станции, подключенные к ТфОП на правах транзитных или оконечных коммутаторов, а если требует схема присоединения сети, то и как блок телефонных номеров и/или кодов пунктов сигнализации (пойнт-кодов). В то же время они являются наложенными на Интернет (IP/MPLS/ATM/FR…) шлюзами к местной, зоновой, междугородной или международной телефонной сети, присоединяющейся к остальным сетям ТфОП в соответствии с ее правилами.

Таким образом, все вызовы, которые начинаются или терминируются на ТфОП и используют телефонную нумерацию, должны подпадать под регулирование ТфОП для точек подключения шлюзов (вызовы типа A–B – независимо от маршрута; A–C, A–D – независимо от типа устройства; D и С – для аппаратной или программной реализации).

Со стороны Интернета (IP/MPLS/ATM…) абонентские устройства (или ПО IP-телефонии) относятся, в соответствии со слоистой моделью регулирования, к уровню приложений и фактически являются терминалами, реализующими информационные услуги. Эти абонентские устройства могут находиться практически в любом месте, включая другие государства. Шлюз с сетью ТфОП – индивидуальное и/или групповое устройство, реализующее те же функции, что и абонентские системы. Информационные услуги в рамках телекоммуникаций не регулируются.

Технологии реализации связи (в том числе и голосовой) между абонентами сети Интернет часто базируются на совершенно других принципах, чем в традиционной телефонии. Так, например, при организации SIP-соединений между пользователями Интернета от оператора связи может потребоваться только преобразование телефонных номеров в соответствующие SIP-идентификаторы в соответствии с рекомендациями ENUM, что, по сути, является услугой DNS. Получив идентификатор, абонент (ПО приложения или SIP-телефона) самостоятельно, без участия оператора, устанавливает нужное соединение с другим пользователем Интернета. При этом сервис оператора не подпадает под регулирование традиционной телефонии, так как в данном случае предоставляется совершенно иная услуга (например, сервисы ENUM lookup в DNS, SIP proxу и NAT). Примеры нерегулируемых голосовых услуг, реализованных на сети Интернет: Free World Dial, Skype.

Во многих странах для наложенных сетей IP-телефонии приняты негеографические зоны нумерации, аналогичные применяемым в сетях сотовой связи. Это не только отражает негеографическую природу информационных услуг, реализованных на IP-сетях, но и систематизирует и стандартизирует взаимодействие двух областей регулирования. В мобильных сетях нового поколения используется слоистая модель предоставления услуг, но несколько иная, чем принятая для идентификации пользователей в системах IP-телефонии.

Однако наиболее критичной для регулирования становится область сетей широкополосного доступа, где предоставляются и традиционные, и новые IP-услуги.

Широкополосный доступ

Сервисы телефонии на проводных абонентских линиях доступа сегодня могут предоставляться двумя способами: традиционным, когда телефонный аппарат подключается к телефонным станциям, и подключением с помощью одной из современных технологий (различные варианты xDSL).

В первом случае должно применяться лицензирование по традиционной вертикальной модели, во втором – явно по слоистой (рис. 5), где основные сложности возникают при регулировании взаимосвязанных услуг. Прежде всего следует заметить, что каждый из слоев может иметь свои правила регулирования, а значит, вполне допустимо не связанное с другими слоями регулирование «последней мили» (что широко применяется на практике). Конкретные правила регулирования широкополосной «последней мили» зависят от целей, которые должны быть достигнуты.

Услуга доступа к ТВ-контенту по IP-сети является, по сути, сервисом передачи данных, реализованным соответствующими приложениями (программными или аппаратными средствами), и, следовательно, не требует дополнительного лицензирования со стороны оператора. Услуги телефонной связи (с абонентами ТфОП), предоставляемые с использованием систем широкополосного доступа по технологиям IP-телефонии, характеризуются (если применять ТфОП-область регулирования) следующими особенностями: используемой в ТфОП нумерацией, возможностью принять или сделать вызов на ТфОП, а также параметрами качества (предмет межоператорского договора). Поэтому они должны регулироваться в области ТфОП аналогично традиционным услугам телефонии.

***


Для регулирования конвергентных сетей требуется введение комбинированного подхода к регулированию. Использование понятия «область регулирования» в сочетании с применением слоистой (уровневой) модели регулирования дает возможность последовательно строить правила регулирования конвергентных сетей и четко отделять лицензирование авторских прав и массмедиа от лицензирования услуг в отрасли IT и связи.

Регулирование сервисов конвергентных сетей – проблема, свойственная не только России, но и многим другим государствам. Дискуссии по этому вопросу ведутся как в межгосударственных, так и в общественных и научных объединениях. Оценить «тяжесть» проблемы читатель сможет по ссылкам на наиболее интересные документы:
  1. Final Report for the European Commission, January 2004 on "IP Voice and Associated Convergent Services" и презентация по отчету: http://europa.eu.int/information_society/ topics/ecomm.
  2. Описание слоистой модели регулирования – в серии презентаций Р. Витта (Richard S.Whitt. Senior Director for Global Policy and Planning):http://global.mci.com.
  3. Разъяснения относительно позиции госорганов США по проблемам регулирования см. www.fcc.gov.


Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: