Rambler's Top100
Статьи ИКС № 8 2005
А. РАДКЕВИЧ  01 августа 2005

Ориентир – контент

– Телекоммуникации – та отрасль, где без контента, без информационного обмена любые услуги просто потеряли бы смысл. Предоставляемый контент с точки зрения его ценности для абонента для любого оператора критичен, так как в конечном счете определяет доход от услуги. Сейчас мы от вертикально интегрированных сетей, где для каждого вида услуг существовала своя собственная сеть, переходим к горизонтально интегрированным, в которых (независимо от услуги) появляется некое конвергентное транспортное ядро, а также единая конвергентная платформа предоставления услуг. Она горизонтально охватывает все возможные виды доступа и обеспечивает некоему универсальному абоненту получение любой услуги любыми имеющимися средствами доступа, т.е. он может одновременно воспользоваться всеми услугами, реализованными на базе ресурсов единого ядра и единой инфраструктуры. При переходе к новой архитектуре сеть полностью перестраивается. Соответственно, перестраивается и бизнес-модель оператора, который может теперь сконцентрировать внимание на полезности информации, адресованной клиенту.

– Как эволюционируют платформы для предоставления новых услуг?

– Создание новых услуг требует изменения всех трех компонентов, формирующих эти платформы: их аппаратной части, операционных систем и интерфейсов, отвечающих за связь платформы с окружающим миром. Общая тенденция – постепенный переход на открытые платформы. И процесс этот практически завершен. Что касается аппаратной части, то платформы реализуются на стандартном и в то же время специализированном оборудовании, например Compact PSB или (в недалеком будущем) Advanced TCA, приспособленном для решения конкретных задач.

Операционные системы также эволюционируют в направлении открытости – все чаще используется UNIX или Linux, которая, не являясь собственностью какоголибо поставщика, дает оператору возможность не зависеть от той или иной компании с точки зрения ПО. Что касается интерфейсов, то при разработке новых протоколов все большее значение придается принципам стандартизации, выработанным международным форумом по разработке отраслевых стандартов 3GPP и закрепленным в концепции архитектуры IMS. Согласно этим документам для связи платформ с внешним миром и остальными элементами IMS перспективны открытые протоколы SIP, OSA/Parlay, XML.

– По статистике доход от одного абонента новых услуг в несколько раз выше, чем от абонента традиционной телефонии. Как решения на основе triple play могут усилить позиции оператора?

– Круг пользователей любой новой услуги вначале довольно узок, и если она воспринимается потребителем как ценная, то при отсутствии конкуренции эта услуга приносит оператору высокий ARPU. По мере того как число абонентов растет, растет и конкуренция – цены на услугу снижаются, а маржа оператора падает. Становясь массовой, услуга теряет значительную долю прибыльности. Смысл бизнеса оператора при выходе на рынок с новой услугой – успеть первым привлечь слой клиентов, готовых за нее много платить, и получить прибыль, необходимую для внедрения этой услуги (а может быть, и других услуг) уже в массовом порядке. Сценарий применим и для услуг triple play.

– Какие технологии годятся для сетей доступа к интегрированным услугам?

– Не открою ничего нового, если скажу, что при выборе технологий для организации сетей доступа к интегрированным услугам оператор должен исходить из наличия сетевых и финансовых ресурсов и своих бизнес-задач. Именно эти аспекты мы обычно оговариваем при получении запроса от компании.

Самый перспективный, но и самый дорогой на сегодня способ организации доступа – с помощью оптического кабеля. Однако услуги triple play можно легко предоставлять и по меди, которая есть практически везде. Вообще для массового клиента наиболее перспективное решение на ближайшие годы – это ADSL. Возможны комбинации обоих способов – от прямого подключения абонента к АТС по меди до доведения оптического кабеля до некой промежуточной точки (если клиент находится далеко от станции) с дальнейшим переходом на медь. Исходя из ресурсов и задач, можно использовать HFC, беспроводной доступ…

– Присоединяетесь к мнению некоторых специалистов, что телекоммуникации – единственный путь для ТВ стать действительно интерактивным?

– Телевидение – это тоже телекоммуникации. ТВ по запросу, или интерактивное телевидение, – один из способов повысить ценность контента для клиента, привлекая к выбору самого клиента, который лучше всех знает, что ему интересно. Это частный случай общей тенденции персонализации услуг, которая есть не что иное, как предоставление абоненту возможности влиять на содержимое услуги (доставляемый ему контент).

Но для того, чтобы сделать ТВ интерактивным, надо понимать, в каких случаях оно полезно и кому? Кто готов за него платить? Не говоря уж о том, что нужно еще построить соответствующую инфраструктуру: хотя технически это осуществимо, но в широких масштабах достаточно дорого.

– Каковы должны быть принципы и модель регулирования в конвергентных сетях?

– Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать необходимость отраслевого регулирования, учитывающего государственные и социальные потребности общества. Не отпадает она и с появлением конвергентных сетей. При этом модели регулирования должны исходить от услуг, а не от типов сетей. Степень регулирования предоставления какого-то вполне конкретного набора услуг должна быть одинаковой независимо от типа сети. Ведь проблемы обеспечения и контроля качества услуг, безопасности доступа к ним остаются всегда, при любой инфраструктуре. При этом наметившаяся тенденция к уменьшениюобъема отраслевого регулирования, конечно, должна сохраняться.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!