Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2009
Роланд СМЕТС  07 апреля 2009

Биллинг для условного доступа

Компания Irdeto, специализирующаяся на системах условного доступа для платного ТВ, в 2007 г. приобрела компанию IBS Interprit, став обладательницей одноименной биллинговой системы (теперь Irdeto BSS). По мнению Роланда СМЕТСА, вице-президента по управлению продуктами биллингового подразделения Irdeto (Irdeto BSS), это слияние уже приносит плоды.

– Платное ТВ – особый рынок для биллинга?

– В каждом секторе рынка есть свои традиционные поставщики биллинга, есть базовые функции, а также дополнительные к основным сервисам АСР. Мы нацелены на платное телевидение и поэтому изначально внедрили систему в этом сегменте.

– То есть нынешний биллинг Irdeto может конкурировать и в сегментах телекома, ШПД?

– Пообещать адаптировать систему для обсчета и других услуг легко – сложно это сделать в реальности.

– Рынок вендоров АСР жестко распределен по сегментам?

– Раньше так и было, но теперь происходит встречное движение компаний, которые занимались биллинговыми системами для разных сегментов рынка – телекома, платного ТВ, ШПД. В мире довольно жесткая конкуренция расчетных систем. В России пока все проще; для оплаты услуг платного ТВ используются карты предоплаты. На самом деле такие отношения с клиентами – это скорее отношения клиентов со смарт-картой. Со временем операторы переходят к более сложным схемам взаимоотношений – и тут уже требуется биллинг.

– Считаете ли вы, что сейчас это массовая тенденция – покупка биллинговых компаний?

– Наверное, немало компаний хотят контролировать заказчиков «от точки до точки». Поэтому нередко нишевых игроков приобретают более крупные компании, которым в одиночку потребовалось бы пройти больший путь, чтобы добиться тех же результатов (скажем, Irdeto – чтобы иметь хорошую биллинговую систему). В то же время, купив IBS Interprit, Irdeto получила известный и хорошо работающий продукт для своего сегмента. Взаимное влияние брендов дало конкурентные преимущества и нам, и BSS . К примеру, российская компания платного спутникового ТВ «Орион-Экспресс» уже использует систему условного доступа Irdeto, а сейчас мы ведем переговоры о внедрении там Irdeto BSS.

«Орион» – хороший пример компании, которая начинала с простой системы, потом достигла ее «потолка» и сейчас решает задачу внедрения крупной биллинговой системы. Таким образом, мы дополняем друг друга.

Вобще, изначально большинство биллинговых систем фокусировались на комплексном решении. Они предоставляли функции Billing, Rating, Provisioning and Customer Care, что позволяло операторам связи вести свой бизнес в единой системе. Но когда бизнес оператора «перерастал» данную систему, они приобретали лучший продукт, причем отдельно для каждой функции.

Между тем с развитием BSS появились специализированные продукты и компании. В последние пять лет крупные игроки стали приобретать такие компании для восполнения «пробелов» в собственном портфолио продуктов. Одновременно началось становление вендоров других продуктов как провайдеров систем Billing & Customer Care (так, например, Oracle приобрел Portal, Siebel, PeopleSoft and MetaSolv).

– Какие еще особенности биллингового рынка вы бы выделили?

– Одна из характерных черт рынка BSS – использование его игроками разных бизнес-моделей. Одни провайдеры системы фокусируют свое внимание на продаже ПО, другие – на продаже профессиональных услуг. Как всегда, лучшая модель – сочетающая оба бизнеса: 60% дохода – от продаж лицензионного ПО, 40% – от продаж профессиональных услуг.

Следует отметить, что к категории наиболее неудачных проектов относятся продукты из серии «отдельное решение для каждого направления». Общая их стоимость, как правило, превышает прибыль. Другими словами, расходы на эти проекты невозможно компенсировать. А вот самыми успешными проектами оказываются те, где комплексное решение приобретается у одного поставщика ПО и им же устанавливается.

Международные компании с известными именами, системные интеграторы обходятся очень дорого и не имеют собственного интереса в проекте. Чем дольше длится проект, тем лучше для системного интегратора. А для оператора самый лучший продукт тот, который позволяет ему построить свой бизнес на одном решении и который основан на последовательности правил. В этом случае при изменении бизнес-процессов оператор может сконфигурировать другие правила для работы системы (нет необходимости переписывать весь софт).
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!