Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2005
А.А. ДАГАЕВ  01 декабря 2005

Экономика знаний и/или информационное общество?

К экономике знаний обычно относят три основные сферы: НИОКР и инновации, образование и обучение, способствующие формированию человеческого капитала, и ИКТ. Хотя каждая из них сохраняет свою относительную самостоятельность, представить одну без двух других весьма сложно. По сути, мы являемся свидетелями все более тесной конвергенции трех разных сфер общественной деятельности. Развитие экономики знаний служит важнейшим условием для становления информационного общества, и vice versa.

Можно схематизировать это представление следующим образом. Площадь, окрашенная на рисунке в розовый цвет, характеризует масштабы экономики знаний. Общий участок пересечения сфер науки, образования и ИКТ (заштрихован) – это схематическое представление ядра формирования информационного общества.

Прикосновение выделенного ядра к любой из сфер человеческой деятельности, включая науку и образование, делает их средой для расширения масштабов информационного общества. Именно прикосновение ядра, а не просто сферы ИКТ, существование которой является необходимым, но еще не достаточным условием, поскольку диффузия ИТ в другие сферы деятельности невозможна без соответствующего уровня профессиональной подготовки разработчиков и минимальной информационной грамотности пользователей. Следовательно, информационное общество представлено на рисунке объединением розовых и синей площадей.

Отрасль ЖКХ (зеленый цвет) не соприкасается с выделенным ядром формирования информационного общества, хотя и имеет области пересечения со сферами образования и ИКТ. Следовательно, в рамках данного логического построения она не может быть включена в информационное общество. Вместе с тем понятно, что по мере более широкого распространения и использования на практике технологий «умного дома» мы станем свидетелями превращения этой отрасли в одно из магистральных направлений развития информационного общества в наиболее богатых индустриальных странах.

Получается, что масштабы информационного общества несколько шире масштабов экономики знаний, но при достаточно высоком уровне развития науки и образования это различие постепенно будет стираться.

Россия в экономике знаний: попытка косвенной оценки

Интересно оценить масштабы инвестиций в развитие экономики знаний в России по принятой в ОЭСР методике. Однако сделать это не просто из-за отсутствия необходимой статистики. Единственный нужный показатель, который удалось найти в официальном издании «Россия в цифрах 2005», выпускаемом Федеральной службой госстатистики, это внутренние затраты на исследования и разработки. В 2003 г. они составили 1,28% ВВП. Поэтому попытаемся оценить инвестиции в знания на основе некоторых косвенных сведений.

Для определения затрат на высшее образование используем данные о числе обучавшихся в 2003/2004 г. студентов вузов – 6 млн 456 тыс. Стоимость обучения одного студента на платном приеме варьировалась от $500 до $7000 тыс. в год. В среднем, по данным Росстата, на конец 2003 г. она составляла 24,4 тыс. руб. для бюджетных и 24 тыс. руб. для частных вузов. Таким образом, стоимость затрат на обучение студентов вузов в 2003 г. составила примерно 157,5 млрд руб. ВВП по итогам года оценивается в статсборнике «Россия в цифрах 2005» на уровне 13 201 млрд руб. Следовательно, доля затрат на обучение в высшей школе не превышала 1,19% ВВП. Если брать совокупные расходы на образование, то они достигают, по данным ректора С.-Петербургского госуниверситета Л. Вербицкой, 3,6% ВВП.

Оценить национальные расходы на разработку ПО еще труднее. Примем за верхнюю границу этого показателя приводившуюся оценку объема производства ПО в России в том же 2003 г. – $350 млн. Используя переводной коэффициент, равный 30 руб./$, получим 10,5 млрд руб., или 0,08% ВВП.

Таким образом, инвестиции в знания в 2003 г. не превысили в России 2,55% ВВП, или, в процентном отношении к ВВП, около 49% от среднего уровня по странам ОЭСР, 39% от уровня США и 67% от среднего уровня стран ЕС.

С включением в расчеты общих национальных расходов на образование показатель, характеризующий инвестиции в экономику знаний, увеличится до 4,96% ВВП, однако основные относительные пропорции к странам ОЭСР по доле ВВП сохранятся примерно на том же уровне.

Как ликвидировать отставание России в развитии экономики знаний? Из трех возможных путей самый проблематичный – увеличение финансирования высшего образования. С одной стороны, это действительно крайне необходимо, поскольку многие даже лучшие наши вузы имеют бюджет в два-три раза ниже, чем средние университеты в индустриально развитых странах. Но с другой – внутри страны сложились значительные диспропорции в качестве образовательных услуг. Как отмечалось на заседании президентского совета по науке, технологиям и образованию (октябрь 2005 г.), только около 150 российских вузов дают действительно качественное образование («Известия», 26.10.2005). К тому же в ближайшие годы нас ждет серьезный демографический кризис, связанный со снижением рождаемости на рубеже 90-х годов. Поэтому в данном случае более оправданно совершенствование сложившейся системы высшего образования, концентрация ресурсов в ведущих вузах, обеспечивающих подготовку необходимых для экономики знаний специалистов.

Другой резерв – повышение синхронно со странами ЕС национальных расходов на НИОКР до 3% ВВП. Стремиться к этому совершенно необходимо, но даже в случае успешного решения этой задачи мы не сможем приблизиться по уровню инвестиций в экономику знаний к нынешнему уровню Японии и США.

Следовательно, наиболее перспективный путь – всемерная поддержка и развитие ИКТ, в том числе производства ПО. По этому пути сегодня идет большинство развитых стран ОЭСР. Таким образом, становление экономики знаний в России напрямую зависит от того, насколько успешно продолжится формирование информационного общества.

Статистика экономики знаний и информационного общества

Формирование информационного общества в индустриально развитых странах подкрепляется заметными структурными сдвигами в экономике, связанными с расширением масштабов использования ИКТ. Экономика знаний создает фундамент для интенсивного формирования информационного общества.

В целом по странам ОЭСР инвестиции в знания (а это понятие в последнем исследовании ОЭСР «Показатели развития науки, экономики и промышленности 2005» ограничено расходами на НИОКР, высшее образование и разработку ПО) еще в 2002 г. достигли 5,2% ВВП (более новых данных в источнике не представлено). Для сравнения: инвестиции в машины и оборудование в среднем по ОЭСР составляют 6,9%. То есть экономика знаний уже в начале нового века стала реальным и заметным явлением в жизни общества. С учетом затрат не только на высшей, но и на всех других ступенях образования инвестиции в знания составляют более 9% ВВП.

Лидирующие позиции по объему инвестиций в знания среди стран ОЭСР занимают США (6,6% ВВП), затем следует Япония (5,0%) и далее страны ЕС (3,8%). Этот показатель растет с 1994 г., причем основным источником роста являются инвестиции в разработку ПО. Понимая всю опасность наметившегося отставания для конкурентоспособности своей экономики, страны ЕС выдвинули в 2000 г. политическую задачу – довести уровень расходов на НИОКР до 3% ВВП к 2010 г. В июне 2005 г. Еврокомиссия одобрила новую инициативу «i2010: Европейское информационное общество 2010».

В 2003 г., по данным ОЭСР, инвестиции в ИКТ в США, Австралии и Корее превысили 4% ВВП, тогда как во Франции, Германии, Ирландии и Португалии оставались на уровне ниже 2%. В Японии, Дании, Нидерландах и Швеции более 50% инвестиций в ИКТ приходится на разработку ПО. В Италии, Испании, Португалии, Греции и Новой Зеландии значительная часть инвестиций направлена на разработку и производство оборудования связи, а в Бельгии, Ирландии и Норвегии – на ИТ-оборудование.

Отмечается определенное снижение доли ИКТ в общем объеме инвестиций после наступления кризиса на фондовом рынке высоких технологий в конце 2000 г. Так, в Корее этот показатель снизился с 20,8% в 2000 г. до 15,5% в 2004 г. Вместе с тем снижение затрагивает главным образом информационное оборудование – инвестиции в разработку и освоение ПО за эти годы в ряде стран даже увеличились.

Суммарная доля специалистов в области ИКТ в общей занятости населения стран ОЭСР не превышает 5%, в то время как число пользователей ИКТ (включая и специалистов) достигает в среднем 20–30%, что дает основания говорить о высокой ступени развития информационного общества.

Эксперты полагают, что очень скоро страной с самым большим числом интернет-пользователей в мире станет Китай. Уже в 2004 г. их там насчитывалось около 90 млн.

Исландия, Дания, Япония и Корея лидируют по количеству домохозяйств (примерно 80%), оснащенных ПК или имеющих доступ к компьютерам. В таких странах, как Великобритания, Франция, Австрия и Испания, этот показатель с 2000 по 2004 г. вырос на 70%.

ИКТ обеспечивают самый высокий рост занятости, в среднем более 4% в год. Около трети всех работников находится в США, 37% – в странах ЕС и 15% – в Японии. В большинстве стран ОЭСР более 70% рабочих мест в секторе ИКТ связано со сферой услуг. Исключение составляют Чехия, Венгрия, Япония, Мексика и Корея, где преобладает занятость в той части сектора ИКТ, которую относят к обрабатывающей промышленности.

На долю ИКТ в странах ЕС приходится 40% прироста производительности труда и 25% прироста ВВП. В Финляндии они обеспечивают почти 23% всей добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности. От 70 до 90% общей добавленной стоимости сектора ИКТ приходится в странах ОЭСР на услуги в области телекоммуникаций и компьютерных технологий. Доля таких услуг в общей добавленной стоимости коммерческого сектора услуг составляет 7,1% в Ирландии, 6,2% в Швеции, 5,6% в США.

***


i2010: Европейское информационное общество 2010 – новая пятилетняя стратегия ЕС, направленная на ускорение роста и занятости в информационном секторе экономики. Предпосылкой для формирования программы стал переход информационного общества из пилотной фазы в фазу широкого развертывания.

Три приоритета будущей политики:
  • создание в ЕС единого конкурентного общего рынка для информационного общества и медиауслуг;
  • увеличение инвестиций в исследования в области ИКТ на 80%, что продиктовано нынешним отставанием по этому показателю от США и Японии (на долю ИКТ в странах ЕС приходится 18% всех расходов на НИОКР, в то время как в ряде других стран ОЭСР они доходят до 30%; расходы на душу населения составляют здесь 80 евро по сравнению с 350 евро в Японии и 400 евро в США);
  • содействие формированию всеобъемлющего Европейского информационного общества на основе Плана действий по созданию электронного правительства для оказания услуг населению (e-Government for citizen-centred services), трех инициатив в области ИКТ, направленных на повышение качества жизни (технологии для стареющего общества, «интеллигентные», более безопасные и чистые средства транспорта, цифровые библиотеки) и инициатив по преодолению географической и социальной «цифровой разобщенности», кульминацией которых станет в 2008 г. Европейская инициатива по электронному присоединению (European Initiative on e-Inclusion).

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!