Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 3 2006
01 марта 2006

Billing в транскрипции Петер-Сервис

НАЧАЛО. Из доиндустриальной истории. Трудно даже представить, что каких-нибудь 15 лет назад индустрия биллинга как таковая не существовала. В междугородной и международной фиксированной связи к началу 90х годов минуты телефонных разговоров, разумеется, уже считались, но только зарождавшаяся сотовая связь нуждалась в своих счетчиках, каковых в России еще не делали (да и на Западе они лишь по являлись). Поэтому когда в Петербурге начал работать первый сотовый оператор Дельта Телеком, систему биллинга для него установили импортную. Очень скоро выяснилось, что по многим параметрам она не может поддерживать работу компании. Тогда оператор обратился к отечественным программистам за помощью: нужно было ни много ни мало переписать программу. Группа специалистов, рискнувшая взяться за переписку, в итоге создала новый продукт – информационно-биллинговую систему, которая была установлена и многие годы проработала на сети Дельта Телеком. А ее разработчики объединились в компанию Петер-Сервис (официально зарегистрирована в 1992 г.).

Очень скоро тому же коллективу было поручено разработать биллинг по заказу нового оператора фиксированной связи – ПетерСтар, созданного для телекоммуникационной поддержки проходивших в 1994 г. в С.Петербурге Игр доброй воли. В результате появилась автоматизированная система расчетов (АСР) с поддержкой карт предоплаты (prepaid). Программисты, не мудрствуя лукаво, решили назвать свое детище Биллинговая информационная система (Billing and Information System). Так появилась торговая марка PeterService BIS, впоследствии одной из первых сертифицированная в системе Минсвязи России. К слову, Общие технические требования – первый нормативный документ Минсвязи России, регламентирующий требования к АСР, – вышли в свет в 1998 г. К тому времени Петер Сервис, опираясь на собственный опыт разработки биллинговых систем для сотового и фиксированного операторов, уже создал универсальную тиражируемую АСР.

РАСЦВЕТ. В мире изоBILLия. К началу сотового бума (1998 г.) Петер-Сервис подошел вооруженным сертификатом Минсвязи России на тиражируемую биллинговую систему, способную обслуживать 300 тыс. абонентов. Тогда повсеместнов регионах России возникали многочисленные компании сотовой связи, которым требовался биллинг, и за тиражируемыми решениями новые операторы буквально выстраивались в очередь. На этой волне Петер-Сервис реализовал многочисленные проекты, которые успешно работают сегодня не только по всей России, но и в ближнем и дальнем зарубежье.

Но тогда же жизнь показала, что в рамки классического понятия биллинга (bill – счет) стало невозможно вместить всю функциональность, которая необходима быстро растущим операторам. Поэтому стали появляться специализированные решения. В 2000 г. – это был знаменательный этап развития компании – Петер-Сервис вывел на российский рынок два совершенно новых специализированных решения: систему поддержки роуминга операторов GSM (PeterService RSS) и систему поддержки взаиморасчетов между операторами (интерконнект Peter Service ITC). Впервые RSS была установлена на сети КиевСтар, ITC – на сети Ростелеком. За этими инновациями, уже даже не по запросу, а по требованию времени, разрабатывается конвергентное биллинговое решение PeterService BISrt, позволяющее организовать обслуживание контрактных и prepaid абонентов.

В настоящее время около 50 крупных операторов сотовой и фиксированной связи – клиенты компании Петер-Сервис. Помимо большой тройки сюда входят Скай Линк, Ростелеком, МТТ, ПТТ, СевероЗападный Телеком, ПетерСтар, КиевСтар и др.

Надо сказать, что первое пятилетие нынешнего века стало периодом экспансии решений компании Петер Сервис как на технологическом фронте, так и в географическом, организационном и кадровом направлениях. Обширная география инсталляций (в Калининграде и Владивостоке, в Мурманске и Краснодаре) затрудняла управление процессами сопровождения проектов. Компания начала активно развивать филиальную сеть, численность сотрудников возросла с 50 человек в 1998 г. до 400 – в 2005 г. (при этом особое внимание уделялось внутреннему обучению – сопровождению программных продуктов Петер-Сервис, чему, кроме как в самой компании, нигде больше не научат). К новому витку биллинговой гонки, начавшемуся буквально в прошлом году, Петер Сервис вышел с новыми решениями.

РАЗВИТИЕ. Больше чем billing. До последнего времени Петер-Сервис акцентировал свою деятельность на оптимизации биллинговых решений, поддерживающих работу операторов с растущей абонентской базой. Однако на рынках и фиксированной, и сотовой связи начались качественные изменения. Демонополизация дальней связи означает грядущий взрывной рост связей по топологии каждый с каждым – и программное обеспечение должно быть готово поддержать эту прогрессию. Соответственно, продукты Петер-Сервис прошли новые сертификационные испытания. В частности, сертификаты соответствия были вы даны информационнобиллинговой системе для применения ее на сетях связи емкостью до 16 млн абонентов, а также системе поддержки роуминга, предоставляющей возможность обрабатывать до 100 млн учетных записей в месяц.

С насыщением сотового рынка для операторов актуальной становится задача теперь уже не привлечения, а удержания абонентов. Сегодня оператору наиболее интересны системы класса CRM. И Петер-Сервис вывел на рынок свое новое решение для оптимизации работы оператора с клиентами – систему управления контактами Contact Management System (CMS). Означает ли это смену стратегии компании, которая почти полтора десятка лет позиционировала себя как разработчик именно биллинговых систем?

Петер-Сервис, как и раньше, специализируется на биллинге, – комментирует ситуацию один из старейших сотрудников компании, заместитель директора отдела технического сопровождения Лев Дич. – Мы, как и прежде, стараемся дистанцироваться от систем другого назначения, например бухгалтерских или складских. Но биллинг многогранен, и многие из этих граней стыкуются; биллинг неизбежно выходит за пределы простой генерации счета, поскольку учитывает многие аспекты обслуживания клиентов. И мы, соответственно, должны решать комплекс задач, связанных с обслуживанием и не отделимых от биллинга. Поэтому, не меняя своей стратегии, Петер-Сервис планирует строить дальнейшее развитие по принципу: продукт один, но его функциональность расширяется.

СЕКРЕТЫ алмазного фонда. У любого коллективного организма есть свои особенности, которые определяются в первую очередь сферой деятельности. В компаниях, специализирующихся на высокотехнологичной продукции, профессионализм сотрудников становится алмазным фондом. Не секрет, что сегодня на российском рынке программного обеспечения для телекоммуникаций спрос на квалифицированных специалистов превышает предложение. Вдвойне чувствителен кадровый голод для растущих компаний. Как решает эту проблему Петер Сервис, штат которого вырос за последние несколько лет десятикратно?

Петер-Сервис ведет непрерывный поиск и набор новых сотрудников, – комментирует менеджер по персоналу Елена Гречухина. – Мы привлекаем в компанию не только высококвалифицированных специалистов, но и студентов, еще не имеющих опыт работы. Делаем ставку на подготовку специалистов для себя, что, конечно, было бы невозможно без развитой системы внутреннего обучения. Но это лишь один аспект кадровой работы. Ведь зачастую гораздо сложнее нужного сотрудника не найти, а удержать – интересной работой, хорошими условиями тру да, бонусными программами и т.д. При сегодняшнем спросе на IT специалистов это непростая задача, с которой мы, тем не менее, успешно справляемся.

Характерно, что текучесть кадров в компании чрезвычайно низкая: коллективный организм компании имеет свойство не растрачивать, но накапливать свой алмазный фонд. В компании ПетерСер вис сегодня работают и патриархи, создававшие первые информационнобиллинговые системы, и молодые талантливые программисты, которые со студенческой скамьи начинают приобретать в компании свой первый опыт. При этом вся филиальная сеть Петер-Сервис опирается на местные кадры.

Сейчас у компании три филиала – в Москве, Новосибирске и Краснодаре. Совсем скоро мы открываем представительство в Екатеринбурге, – рассказывает заместитель генерального директора Петер-Сервис Максим Самсонов. – Штат сотрудников в каждом филиале насчитывает сегодня от 10 до 50 человек, в основном это технические специалисты.

Разработанная в компании система набора кадров и обучения специалистов работе с продуктами Петер-Сервис представляет собой отлаженный механизм, который не прерывно работает на долгосрочное развитие. И очевидно, что, выходя на юбилейный, 15летний рубеж, Петер-Сервис не только подводит итоги, но и строит новые планы с учетом мощного профессионального и производственного потенциала компании.

ЗАО Петер-Сервис: 191123, СанктПетербург, ул. Шпалерная, д. 36. Тел. (812) 3261299; факс (812) 3261298; ps@billing.ru; www.billing.ru
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!