Rambler's Top100
Статьи ИКС № 6 2009
Йоким ФИЛИПСОН  16 июня 2009

Мультимедиа – командная игра. Создаем экосистему

Чтобы добиться успеха на новом рынке мультимедийных услуг, все игроки, особенно операторы мобильной связи, должны быть открыты для сотрудничества, быстрого завязывания взаимовыгодных партнерских отношений и нестандартных подходов  к организации бизнеса. Готовы ли они к этому?

Йоким ФИЛИПСОН, EricssonВ поисках ответа на этот вопрос Ericsson провела исследование, посвященное перспективам развития телекоммуникаций, медиа и Интернета в ближайшие три года. В исследовании приняли участие 22 крупнейшие интернет- и медиакомпании*.

Респонденты отвечали на следующие вопросы:

• Каковы основные тенденции, влияющие на развитие отрасли?

• В чем заключаются основные проблемы рынка мультимедийных услуг?

• Какую роль на этом рынке должны играть операторы связи? Каким бизнес-моделям им необходимо следовать?

Все стремятся к мобильности

Перспективы рынка мобильных услуг привлекают и интернет-, и медиакомпании. По оценкам и тех и других, к 2010 г. мультимедийные услуги в структуре доходов займут 10–17% (сейчас их доля всего 1–3%). Некоторые интернет-компании даже присваивают мобильности наивысший приоритет, полагая, что «через пять лет среди наших клиентов будет больше абонентов мобильной связи, чем обычных пользователей Интернета».

Новые модели поведения и бизнес-возможности – результат образа жизни современного человека, жизни в Сети. Посмотрите, как ваш ребенок с легкостью делает несколько дел одновременно: отправляет электронную почту, смотрит телепередачи, болтает в чате и ищет информацию в Интернете – и все это с помощью одного устройства! А в будущем, когда мобильность станет реальностью, пользователям понадобятся полноценные приложения, позволяющие работать в Интернете в любом месте.

Необходима хорошо организованная экосистема

Для создания нового рынка, как подметил один из респондентов, «все, что нужно, уже есть – сети, устройства, приложения. Но нет главного – экосистемы». А на молодом рынке успеха можно добиться только при наличии открытых партнерских отношений между участниками.

И интернет-, и медиакомпании видят много возможных рыночных новаторских решений, однако их можно будет реализовать только тогда, когда препятствия к организации полноценной экосистемы будут устранены. В чем же заключаются эти препятствия?

Мобильные операторы не до конца уверены в целесообразности сотрудничества с интернет- и медиакомпаниями. Последние играют решающую роль на этапе становления рынка, однако имеют сильные позиции в сфере предоставления услуг и эффективные механизмы создания добавочной стоимости, поэтому воспринимаются как серьезные соперники. Директора операторских компаний так сформулировали свои опасения:

•Новые игроки приходят и берут на себя б'ольшую часть реализации услуг, отнимая у нас потенциальную прибыль. Google, MSN и Disney уже создали точки соприкосновения с пользователями и могут выбросить меня из цепочки создания стоимости. Как я могу сохранить свое место в этой цепочке, если они рады избавиться от коммуникационной составляющей?

•Музыку можно слушать на мобильном устройстве, для пользователей это очень важно. Однако мне непонятна роль операторов в долгосрочной перспективе. Какие услуги они могут оказывать, кроме услуг доступа?

•Операторы фиксированной связи не смогли создать каких-либо финансовых связей с миром Интернета. Как могут этого добиться мобильные операторы? Существует ли для оператора на рынке Интернета и мультимедиа роль, помимо создания решений обмена данными между мобильными устройствами?

Оказалось, что интернет-компании на операторов тоже смотрят с сильным недоверием. Настроенные наиболее критично заявили, что искусственное ограничение доступа пользователей к услугам сдерживает появление новаторских рыночных решений и не дает отрасли расцвести. Кроме того, на рынке мобильной связи молодым игрокам негде развернуться. Ограниченность покрытия сотовых сетей препятствует развитию бизнеса: «Нам не нужен такой посредник. В Интернете на пути создания крупной, процветающей компании таких проблем нет».

Интернет-компании хотят тесно сотрудничать с производителями устройств, чтобы интегрировать свои сервисы и брендовые решения непосредственно в телефон: «Любой игрок, который сможет обеспечить удобство использования своих услуг, получит долгосрочные конкурентные преимущества». Некоторые воспринимали iPhone как вопиющий пример, подрывающий сложившиеся принципы разработки устройств, игнорирующий общепринятые телекоммуникационные стандарты и одновременно утверждающий собственные стандарты. Упор делался на удобство использования: «Работая на ПК, вы можете благополучно справиться со многими проблемами, но в случае маленького экрана простота использования играет гораздо большую роль». Предоставив потребителю простой, не требующий настройки доступ к услуге, вы будете выгодно выделяться на фоне своих конкурентов.

Легко нарушаются авторские права на контент. Изначально в правовых нормах не предусматривалась возможность распространения контента через несколько различных устройств. Медиакомпании поняли это и приложили много усилий, чтобы обеспечить защиту авторских прав и создать подходящую модель выплаты лицензионных отчислений.

Ожидается, что огромное влияние на рынок мобильных медиауслуг окажет реклама, однако для этого необходимо определить бизнес-процессы и ответственность сторон.

Итак, для создания экосистемы интернет-игрокам следует наладить партнерские отношения с операторами. Кроме того, нужно решить проблему ограниченных возможностей устройств. Медиакомпании должны адаптировать свой контент к требованиям, предъявляемым мобильными каналами распространения.

Чего медиаигроки ждут от операторов

Две трети респондентов видят в операторах своих партнеров. Интернет-компаниям операторы нужны, чтобы обеспечить доступ к пользовательской аудитории, а самим операторам требуются медиакомпании, которые предоставляют фирменный контент. Кроме того, интернет- и медиакомпании рассматривают операторов не просто как организаторов связи – две трети из них предпочитают, чтобы оператор был сервис-провайдером или организатором сервиса.

Медиакомпании воспринимают операторов как сервис-провайдеров, которые пакетируют и распространяют ТВ-контент по широкополосным каналам и следят за тем, чтобы соблюдались требования к качеству обслуживания. Интернет-компании (так же, как и медиакомпании) считают, что оператор должен обеспечивать подключение и организацию сервиса. Это необходимо с точки зрения функциональных возможностей, которые предоставляются пользователям: «Важная роль оператора – быть связующим элементом, т.е. делать так, чтобы все работало», – объяснил один из респондентов.

Как интернет-, так и медиакомпании хотели бы пользоваться возможностями операторов для организации рекламы, в частности учитывать данные из профилей абонентов в сочетании с информацией об их местоположении, – это усилит действие рекламы. «Данные о пользователях позволят оператору сделать рекламу и таргетированной, и контекстной. Она будет намного более релевантной, чем в Интернете, возможно, втрое!».

Рождение новой экосистемы, ориентированной на пользователя

Каковы же бизнес-модели и задачи, с которыми столкнутся участники «мультимедийной игры» при создании новой экосистемы? Говоря коротко, ориентироваться нужно в первую очередь на опыт конечного пользователя, его удобство, бизнес-модель идет следом, и, наконец, надо быть открытым для сотрудничества. Как заявила одна из крупнейших интернет-компаний, «если можно придумать идеальный для пользователя продукт, то сначала надо реализовать его, а потом уже выбирать подходящую бизнес-модель. Вот почему Apple добилась такого успеха с iPod. Этот плеер она создавала с учетом всех функциональных возможностей, которые необходимы пользователю, – вне зависимости от бизнес-модели – и затем всего лишь упростила его».

Интернет-компании привыкли так действовать; рождение и продвижение инноваций у них начинается с пользовательского опыта. У всех интернет-компаний, участвовавших в опросе, ключевые показатели эффективности связаны с опытом пользователя, который тот получает при пользовании услугой.

По мнению одного из респондентов, «интернет-компа-нии могут ускорить развитие рынка мобильных услуг, поскольку имеют глобальную зону покрытия, множество партнеров и сервисов, а также доступ к их ресурсам и рекламным сообществам. Роль интернет-компаний может быть огромной, потому что они не скованы какими-либо географическими или возрастными рамками». Интернет-компании считают, что операторы – не лучший партнер для обеспечения удобства использования услуг или продажи медиаконтента. Скорее операторы могут уменьшить технологические сложности и заставить сервисы работать.

Чтобы добиться успеха, необходимо работать в экосистеме и найти устойчивую бизнес-модель, выгодную для всех участников. При создании оптимального для пользователя продукта каждый из партнеров должен делать то, что у него получается лучше всего.

Поезд отправляется – задумайтесь о своих интересах

О с н о в н ы е  з а д а ч и   р ы н к а
м у л ь т и м е д и а   в  б л и ж а й ш и е
т р и   г о д а

Задачи интернет-компаний

• Преодолеть ограничения операторов на доступ пользователей к услугам и внедрить новаторские рыночные модели.

• Разработать стандарты новых пользовательских устройств с простыми в использовании интерфейсами, обеспечить их интеграцию.

• Создать для пользователей простое, удобное стандартное решение.

• Выработать новый подход к предоставлению права просматривать контент на нескольких устройствах.

Задачи медиакомпаний

• Определить бизнес-модели и принципы работы, ориентированные на рекламу.

• Выяснить, какие контент-пакеты привлекательны для пользователей, и создать бизнес-модели, отвечающие требованиям как пользователей, так и медиарынка в целом.

• Заключить партнерские соглашения, чтобы усилить свои позиции в цепочке создания стоимости.

• Обеспечить защиту прав на контент, распространяемый по нескольким каналам.

Источник: Ericsson, исследование  интернет- и медиаиндустрии.
Заключение партнерских соглашений и создание экосистемы уже идет полным ходом – игра началась. Вопрос в том, заинтересованы ли операторы в новаторских рыночных решениях? Зачастую телекоммуникационные компании сосредоточиваются на разработке новых продуктов, а не на создании инновационных бизнес-моделей хотя 86% из них считают, что создание новых бизнес-моделей может радикально изменить положение дел в телекоме).

Можно выделить несколько областей, в которых операторы могли бы попробовать себя вместе с новыми участниками команды из мира Интернета и медиа.

Новые коммуникации. Даже если не брать в расчет таких VoIP-игроков, как Skype и иже с ним, все равно встает вопрос: как будут эволюционировать коммуникации – со всеми месседжерами, сообществами и мультимедийными услугами? Активность здесь кипит: 3 использует MSN Messenger; MSN покупает долю в Facebook; Google инициировала создание набора API OpenSocial; Yahoo использует FlickR и т.д.

Сетевые медиа. Медиакомпаниям требуется защищенный канал распространения контента, и для операторов это возможность стать крупными национальными сервис-провайдерами. В области музыкального контента по этому пути уже пошли 3 и Vodafone. Однако этот рынок привлекает многих игроков из числа производителей устройств, например Apple, Nokia, Sony Ericsson. В большинстве своем они подобно Apple создают замкнутые экосистемы в качестве первого шага к продаже своих устройств.

Мобильная реклама. Интернет- и медиакомпании хотели бы, чтобы кто-нибудь из мобильной индустрии занялся продвижением рекламы. Это может быть как оператор, так и нейтральный игрок. Например, уже давно сотрудничают Vodafone и Yahoo.

Дом в Сети. Пользователю необходимы разные услуги – от установки домашних шлюзов и предоставления доступа в Интернет до обеспечения возможности обмена контентом, хранения персонального медиаконтента, а также технической поддержки и создания систем защиты домашних сетей. В сфере ТВ многое уже предпринято компаниями Sling, Orb, TiVo и Apple. Однако в долгосрочной перспективе телевидение не самое обширное поле деятельности. Оператору более всего подходит роль надежного партнера, упрощающего доступ пользователя к услугам.

  


Рынок мультимедийных услуг не сможет существовать, если игроки не будут сотрудничать в рамках единой, хорошо организованной экосистемы. Те, кому удастся воспользоваться моментом, получат невероятные конкурентные преимущества. Новые участники рынка привыкли работать сообща, быстро создавать новые альянсы, поэтому с вашей поддержкой или без нее они смогут выйти на рынок. Успейте вскочить в этот поезд, пока он не ушел!

_______________________________________________________________________________________________________________________________________
*
А именно: Google, MSN, Yahoo, Skype, YouTube, FlickR, Apple, PayPal, Disney, SonyPictures, Viacom, ESPN, BBC, ProsiebenSat.1, Chum, Endemol, BSkyB, Schibsted, NRK, Orb, Eniro и Melodeo. 
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!