Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2006
Ж.-К. ДЕССАНЖ  01 мая 2006

В борьбе за рынок развлечений

– В Европе рынок потребительских широкополосных сетей начал развиваться с внедрением в конце 90-х годов технологии ADSL для доступа в Интернет. Чем шире этот процесс охватывал рынок, тем интенсивнее операторы связи искали новые способы извлечения прибыли из своей инфраструктуры xDSL.

Сталкиваясь с проблемой рентабельности и удержания клиентов на рынке, который становился массовым, операторы начали активно организовывать службы передачи голоса, видео и данных по широкополосным сетям. В итоге многие сервис-провайдеры волей-неволей вышли на новый для себя сегмент рынка – развлечений, а позже стали на него стремиться. Да и сама медиаиндустрия сегодня уже всерьез рассматривает широкополосные сети как один из инструментов распространения информации. Таким образом, широкополосные сети не только преобразовали мир телекоммуникаций, но и меняют медиаиндустрию, открывая новый способ доставки современных услуг десяткам миллионов пользователей.

Услуги народного потребления

В 2005 г. уровень проникновения широкополосного доступа в домохозяйствах Западной Европы составил около 10–15%. Это означает, что люди уже рассматривают широкополосный доступ как товар, такой же, как вода, электричество и газ. Мы наблюдаем, что потребитель готов платить за быстрый доступ в Интернет так же, как он платит за другие коммунальные услуги. При этом все более привлекательной становится услуга «видео по широкополосному доступу».

На фоне жесткой конкуренции в Европе уже в ближайшие месяцы количество операторов, предлагающих услуги видео через хDSL в той или иной форме (в форме ТВ-вещания или услуги «видео по требованию»), вероятно, возрастет – либо в кооперации, либо в «кооперенции» (новообразование от сочетания слов «кооперация» и «конкуренция») с владельцами контента и медиакомпаниями. Первыми действующими системами, по всей видимости, станут системы ТВ через хDSL – в этой сфере операторы будут сотрудничать с телевещательными компаниями. В долгосрочной же перспективе операторы начнут добавлять к существующим услугам свой собственный контент.

Стратегическая цель поставщиков новых инфокоммуникационных услуг – закрепить свое «присутствие» в каждом доме, стать неотъемлемой частью быта каждого человека. Один из руководителей France Telecom заметил как-то, что конкурентами компании являются не альтернативные операторы или сервис-провайдеры, ее соперники – известные компании во Франции, которые производят товары «народного развлечения» (например, сигареты и алкоголь). Иначе говоря, оператор стремится «переманить» деньги у потребителя, чтобы он готов был потратить их на услуги вместо сигарет и алкоголя. И за десять лет FT смогла в этой конкуренции существенно потеснить производителей товаров: услуга «голос + данные + видео» стала действительно «услугой народного потребления». Покупатель выбирает весь пакет, рассматривая «тройную услугу» как цельный товар. При этом стоимость услуги triple play во Франции сегодня самая низкая в мире – 30 евро в месяц.

Орудие завоевания пользователя

Мы сейчас переживаем период ажиотажного интереса к IPTV, в то время как еще два-три года назад многие операторы относились к перспективам этой технологии скептически. Почему? Мы полагаем, что внедрение IPТV окажет мощное влияние на индустрию развлечений и представляет собой процесс, сравнимый по значимости с переходом от аналоговых ТВ-технологий к цифровым, но является следующим после цифрового ТВ этапом в эволюции этой индустрии.

Конечная цель IPTV (и одна из сильных его сторон) – завоевание домашнего пользователя. Все хотят «владеть» пользователем, и видео – один из видов оружия, которым его можно завоевать.

Фактически IPTV представляет собой вещание для одного зрителя. Поставщики услуг широкополосного доступа смогли выделиться для пользователя среди конкурентов именно благодаря услугам IPTV. Теперь они должны сделать следующий шаг – решить тройную задачу: предоставить абонентам наиболее полное предложение (интерактивность; разнообразные абонентские устройства, на которых можно смотреть телевизор и с которых можно управлять телевизором), предложить привлекательный контент, обеспечить надежность и качество услуги.

В том, что касается выполнения первых двух частей задачи, мы придерживаемся мнения, что IPTV – это больше, чем ТВ, а видео по требованию – больше, чем IPTV. Причем «по требованию» могут быть не только стандартные услуги просмотра кинофильмов, спортивных и новостных передач и пр. IPTV дает возможность «читать по телевизору», как мы читаем книгу: возвращаться к тем или иным фрагментам, формировать программу ТВ-передач по собственному усмотрению. Обычно «по требованию» распространяется преимущественно сегодняшний телевизионный контент. Завтра к нему добавится и содержание архивов. Например, в Италии создан Национальный институт архивирования, который хранит архивы Общественного телевидения за последние 60 лет. Получение материалов из такого архива и их просмотр – это уже не просто развлечение, а огромный информационный и образовательный потенциал. Это чрезвычайно полезно, увлекательно и перспективно: на наш взгляд, в ближайшие пять лет более 90% контента будут предоставляться именно по требованию.

Но, чтобы все это стало частью нашей жизни, необходимо иметь соответствующий инструментарий.

IPTV не случается, как дождь

И одно из базовых условий его развития – эффективные технологические решения.

Что касается последнего фактора, то собственно технология передачи видео по широкополосным сетям развивается с 90-х годов и год от года укрепляет свои позиции вследствие все большей «оцифровки» видеоматериалов, совершенствования взаимодействия между конструктивными блоками, все более интенсивного использования IP-сетей и Ethernet. А последние разработки технологий доступа и агрегирования на базе Ethernet и IP, наряду с экономически эффективной транспортировкой данных по оптическим линиям связи, позволили сервис-провайдерам задуматься о массовом охвате рынков.

С точки зрения технологии важно, чтобы новые широкополосные решения наращивались до миллионов и даже десятков миллионов абонентов, обеспечивая множество услуг при многомегабитных скоростях и одновременно повышая качество просмотра для абонентов. Еще один важный фактор – полоса пропускания (провайдеры должны иметь возможность пропускать по агрегированной сети огромные объемы трафика). При этом надо учесть, что дополнительную нагрузку на сеть создадут службы «видео по запросу», которые в зависимости от темпов внедрения обусловят потребность в гигантской полосе пропускания от источников к приемникам. Все эти проблемы, а также задачу сокращения времени вывода новых услуг на рынок призван решить широкий набор уже существующих IP-инструментов. Так, спектр решений Cisco простирается от асимметричных сетей и отказоустойчивых сценариев послеаварийного восстановления до механизмов безопасности и мониторинга.

В целом же новые решения призваны помочь сервис-провайдерам преодолеть главную трудность – перевод видеоуслуг на следующий порядковый уровень, с сотен тысяч абонентов на миллионы, наиболее эффективным способом
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!