Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7 2006
Андрей Викентьевич КОРОТКОВ  01 июля 2006

Независимая экспертиза ИКТ – не очки в руках мартышки

На рынке труда в сфере ИТ сегодня остро стоит вопрос нехватки квалифицированных кадров. По всей России обучением таких специалистов занимается не менее 200 вузов. Каждый год они выпускают более 40 тыс. чел. Кроме того, в ИТ, как и в других областях, работают люди, получившие дипломы в другой сфере. И все равно специалисты нарасхват. С другой стороны, далеко не все выпускники работают по специальности: в Москве в сфере ИТ по профилю трудится примерно 70%, а в регионах – вообще только около 30% недавних студентов. Таким образом, кадровый потенциал реализован не полностью. Резервы есть.

Список проблем

Во-первых, это недостаточно разработанная система формирования курсов – из-за их недостаточной релевантности требованиям индустрии и бизнеса.

На Западе традиционно выделяют 4 области ИТ, в рамках которых ведется обучение: информатика, разработка аппаратных платформ, программная инженерия и собственно информационные технологии. В нашей образовательной системе подобная градация отсутствует. Перечень специальностей, разработанный Минобрнауки, не вполне соответствует реальным профессиям в ИТ-индустрии. Эксперты CNews Analytics вообще отдают предпочтение в области ИТобразования не госсектору, а корпоративному рынку отечественного бизнес-образования.

Во-вторых, объективная нехватка квалифицированных преподавательских кадров. Это или очень молодые преподаватели, или же мэтры, которых, к сожалению, остается не так много.

В-третьих, необходимость модернизации технической базы учебных заведений. В свое время, разрабатывая ФЦП «Электронная Россия», мы обозначили улучшение компьютерной базы и подключение к Интернету школ и вузов как одно из приоритетных направлений развития информатизации в России. Однако Интернет не панацея. Сами по себе ИТ – как те очки в руках мартышки. Необходима компьютерная грамотность населения. И начинать надо со школы. Где очевидна нехватка хорошо обученных преподавателей информатики, а также электронных образовательных ресурсов и практически полное отсутствие методических курсов школьного ИТ-образования.

Другой аспект «недостаточности образования», касающийся уже ИТ-факультетов вузов, – слабый уровень подготовки по иностранным языкам, и в первую очередь по «ИТмеждународному» – английскому. Базовые знания в этой области должен давать, разумеется, университет. Тем не менее по окончании вуза большинство ИТ-специалистов либо совсем не знают язык, либо оказываются «самоучками».

Ликвидировать разрыв

Как и в большинстве других профессиональных областей, в ИТ-сфере существует серьезный разрыв между базовым образованием, получаемым выпускниками вузов, и реальными задачами, которые ставит перед ними предприятие. В этом смысле современные вузы готовят «полуфабрикаты», которые еще надо «доводить до кондиции» на рабочем месте, что дорого. Компании сами берутся обучать молодых специалистов: устраивают тренинги, организуют их работу под началом более опытных коллег. У некоторых фирм собственные центры «повышения квалификации», или же они организуют для своих сотрудников курсы и стажировки в профессиональных УЦ.

Без дополнительного образования в ИТ-сфере сейчас нельзя. Наиболее эффективными являются тренинговые центры на базе мировых компаний ИТ-индустрии: Microsoft, IBM, Oracle, HP, Intel, Cisco Systems и др. Они могут поделиться не просто историями успеха, а конкретным опытом работы с ИТ.

Приблизить подготовку кадров к реальным задачам рынка и способствовать трудоустройству выпускников по специальности можно было бы путем привлечения преподавателей и студентов к работе в реальных проектах. К сожалению, подобных примеров у нас немного.

Разделять знания

Западная система образования в сфере ИТ выигрывает благодаря своей зрелости. Российская еще молода и не имеет четко определенных основ, школы, которая оформилась бы в тома образовательных курсов, концептуальных теорий, методик преподавания и т.д.

Однако по своей научной составляющей российское образование в области ИТ, разумеется, не уступает западному. И было бы неправильно категорически не рекомендовать выпускникам отечественной ИТшколы учиться за границей. Ведь сочетание опыта и базовых знаний, закладываемых различными ИТ-школами, – наиболее перспективный и многогранный подход к образованию в области ИТ.

Обучение наших специалистов за границей – это возможность не только приобретения нового опыта, но и обмена знаниями между странами, что для ИТ-образования и ИТсферы в целом критично. Только обмениваясь опытом и разделяя знания, мы заставляем их по-настоящему работать.

Печальной стороной этих процессов становится то, что многие наши выпускники, получив второе образование за границей, стремятся там и остаться. Для России они, таким образом, потеряны. Впрочем, с учетом того, какими быстрыми темпами идет сегодня прогресс в области ИТ в нашей стране, ситуация, будем надеяться, скоро изменится в лучшую сторону.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: