Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 9 2006
Наталия КИЙ  01 сентября 2006

В России запрет на измену оператору с сохранением номера

Хочу изменить оператору, да не могу. Жалко номер терять. Таких, как я, нелояльных абонентов, причем достаточно «тяжелых», в летней аудитории конференции Mobile Number Portability-2006 набралось больше десятка. Хотели бы в рай, да государство не пускает.

Дело в том, что внедрение услуги переносимости номера как не рыночной по сути в большинстве стран инициируется сверху, государством. В этом смысле MNP, практикуемая на всех развитых рынках, близка «бесплатным входящим» и СОРМу. Только подобное решение регулятора будет ко времени не на этапе стремительного роста рынка, а тогда, когда конкуренция смещается в сферу тарифных планов и сервисов. Короче, самая пора. Осталось оценить потребность, последствия, затраты и выгоду, разумеется.

Если завтра… MNP

Такое предположение сделал в своем более чем аргументированном выступлении Е. Соломатин («Коминфо Консалтинг»). Итак, что же произойдет? Разумеется, перераспределение абонентов между операторами – убыль у одного и прибыль у другого. И здесь как раз размер имеет значение. Итак, по данным исследования «Коминфо» в типовом регионе (город с населением более 1 млн человек, опрос 1200 физических абонентов и представителей 100 предприятий плюс экспертное интервью операторов), при оптимистичном сценарии до 20% абонентов будут готовы покинуть своего оператора (сюда входят совсем неудовлетворенные и не очень удовлетворенные, но сдерживаемые силой привычки). Естественно, ключевое влияние на цифры окажут административная процедура, стоимость переноса номера и сроки (в мире они колеблются от 2 часов до 2 месяцев). При цене $5 и оформлении в течение суток за первый год услугой MNP могут воспользоваться 3,7% мобильных клиентов, при бесплатном переносе – 7,8% (пессимистичная оценка). А вот при стоимости этой услуги в $20 охотников к перемене оператора почти не найдется. По мнению Е. Соломатина, первый год после внедрения MNP будет беспокойным, но потом ситуация стабилизируется.

Сходную оценку дает и J`son & Partners: число абонентов, неудовлетворенных оператором, – 15%, остальные не хотят перемен; при стоимости MNP $7 в первые три месяца «в путь» отправятся 1–2 млн пользователей; незначительно ускорится перераспределение долей рынка по доходам; динамика рынка и ARPU практически не изменятся. «MNP – ненасущная потребность, – делает вывод М. Мучкаев из J&P. – И без нее рынок может развиваться активными темпами».

Нужен ли MNP операторам и кто под угрозой

в условиях, когда абонентская база давно распределена, рыночные доли стабилизировались, а услуга по сути социальная?

Под угрозой рынок многоговорящих абонентов (APRU $30 и выше), для которых, собственно, и предназначено MNP. Случись переносимость номера, МТС резко снизит эту «тяжелую» долю рынка, «МегаФон» нарастит, а «Билайн» почти не изменит – прогноз М. Мучкаева. Одно непонятно: почему «тяжелые» абоненты побегут в «МегаФон»?

Но для немосковского рынка направление мысли верное: MNP выгодна более молодому, растущему оператору и сулит некое обновление «крови» на рынке. Например, в Германии в результате перераспределения рынка через год после внедрения переносимости номера традиционный оператор T-Mobile потерял абонентов, зато O2 приобрел. По данным «Коминфо», наиболее высокий спрос на MNP в Гонконге – перенесено 80% номеров, наиболее инертна Северная Европа. По сведениям другой консалтинговой фирмы, «Современные телекоммуникации», 60% абонентов, воспользовавшихся этой услугой, перешли к виртуальным операторам. В ноябре этого года переносимость номера станет доступной в Японии.

«В регионах высокодоходную базу теряет старый оператор и приобретает новый и активный. Необходимости в переносимости номера нет, но она может активизировать конкуренцию и укрепить позиции нового оператора в регионе без ценовых войн и снижения доходов с абонента», – говорит М. Мучкаев. Таким образом, лучше здоровая конкуренция, чем бесконечная ценовая война. Под этими словами подписались бы десятки не самых маленьких операторов России.

Аналитики признают, что к революционным изменениям на рынке переносимость номера не приведет, дополнительных доходов, кроме затрат, операторам не принесет, но создаст победителей и проигравших и даст возможность иным грамотно использовать ситуацию перераспределения рынка. А значит, подвигнет операторов к инвестициям в программы лояльности абонентов. Хорошо бы…

За чем же дело стало?

Несколькими годами ранее цены на технологические решения по переносимости номера измерялись десятками миллионов долларов. Сейчас упали от двух до пяти раз, что делает услугу более привлекательной. Гуру MNP в России Д. Гуркин, ныне работающий в Lucent Technologies, выделяет два варианта ее реализации: на основе интеллектуальных сетей для фиксированной связи и на основе MNP-SRF для мобильной. К техническим проблемам внедрения услуги переносимости номера он относит разделение понятий «маршрутный номер» и «идентификатор абонента», упрощение схемы маршрутизации вызовов по перенесенным номерам, общую надежность системно-сетевых решений. По результатам деятельности рабочей группы MNP, завершившейся уже год назад, переносимость номера у нас может быть внедрена в кратчайшие сроки, принятые схемы построения сети и межсетевого взаимодействия могут быть сохранены, есть возможность поэтапного внедрения при минимальных требованиях к фиксированной сети.

ЦНИИС в качестве соисполнителя НИР по MNP выделяет два основных способа маршрутизации к пере носимому номеру: как приемлемый – возвращение вызова назад, в сеть-донор (dropback routing); как наиболее подходящий и широко используемый – запрос на освобождение (query on release routing).

Как всегда, технические вопросы – наиболее легко решаемые при внедрении новации. Свое оборудование и решения для MNP готовы предоставить и Huawei Technologies, и Lucent Technologies, и Telcordia Technologies совместно с интеграторской компанией «Телеком Экспресс».

Как всегда, дело – за политическим решением регулятора. Другие страны начали в конце 90-х годов прошлого века с переносимости фиксированных номеров (NP), с 2002 г. NP пришла в мобильные сети. В США этот принцип реализуется в рамках отдельной территории (Local NP), в Европе – в рамках каждой страны.

В России логично было бы начать с переноса мобильных номеров. И есть надежда, что MNP дисциплинировала бы операторов. Но, по сообщениям печати, регулятор после введения «бесплатных входящих» решил повременить с очередным катаклизмом – слишком уж не просчитываемы последствия. Посему введение Number Portability обещают провести одновременно и для мобильных, и для фиксированных сетей – по мере технической готовности последних. А цифровизация проводной инфраструктуры, по планам, завершится к 2012 г.

***


К этому времени Россия будет полностью готова к переносу номеров. Правда, если за шесть лет в мире не придумают чего-нибудь новенького.

Операторы имеют право взимать плату

с клиентов за перенос номера в Нидерландах, Швеции, Великобритании (8 евро), Франции (в стране мушкетеров не все поставщики услуг делают MNP платным).

В Германии эта услуга бесплатна.

В России ЦНИИС рекомендует плату за MNP не взимать.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!