Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2006
Наталия КИЙ  01 октября 2006

Как заманить в дом мультисервис?


Рынок платного ТВ в прошлом году продемонстрировал 45%-ный рост и небывалую инвестиционную и M&A-активность (см. «ИКС» № 3'2006, с. 74–77). Казалось бы, вторая, с годовой периодичностью, конференция должна была дать более-менее полную картину развития сектора за истекший период. Однако об инвестициях лишь упомянул президент Ассоциации кабельного ТВ России Ю.И. Припачкин, подчеркнув, что они в основном российские. Структуру рынка в целом не представил даже аналитик, ограничившись сферой контента. Участники сосредоточились на проблемах кабельного ТВ, иные из которых с давней «бородой».

«Услуга связи в целях ТВ-вещания» –

так в современной нормативной правовой базе определяется понятие «платное телевидение». Как само определение давно не соответствует сути явления, так и правовое поле далеко от новых отношений между участниками рынка коммерческого ТВ. До сих пор остаются открытыми такие «детские» вопросы, как «кто есть вещатель?» и «что есть вещание?». «Все законы и постановления в нашей стране были разработаны исключительно в отношении эфирного телевидения. И хотя системы коммерческого ТВ существуют в России более 15 лет, ни система определений, ни правила лицензирования вещательной деятельности, ни порядок распространения зарубежных телеканалов не были доработаны для обеспечения деятельности операторов платного телевидения», – констатирует М.В. Силин, гендиректор компании «Комкор-ТВ» (бренд «АКАДО»). Надежды связываются с работой правительственной комиссии по развитию телерадиовещания и с подготовкой очередной концепции – на этот раз ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ».

Например, вопрос: требуется ли лицензия на услуги IPTV? Спорный случай. Органы надзора – за лицензию. Позиция юриста Е. Бахтиной («Парк-Медиа Консалтинг») неоднозначна: «Услуга IPTV (передача видеоконтента по сети) не является услугой связи, следовательно, требование надзора о получении лицензии неверно. Но при желании лицензию можно получить». Двоякость позиции подкрепляется неоднозначной, как большинство постулатов на этом правовом поле, схемой.

Другой пример: расплывчатый статус кабельной компании. Итог – при одной с небольшим тысяче выданных лицензий в России, по данным АКТР, работают 7 тыс. кабельных операторов (аналитики, правда, строже в оценках и насчитывают порядка 500 таких компаний – см. «ИКС» № 3'2006, с. 75).

Как выйти из тени? «Амнистию! Подобную дачной!» – призывает вице-президент АКТР В.Г. Маковеев. Он же привлекает внимание к «аналоговому неравенству», с которым свыклась Россия: «Радиочастотный ресурс российской провинции был буквально разграблен в пользу столиц: в десятках городов в эфире 12–18 телепрограмм, а на окраинах областей – не более 2–3. Когда после пожара на Останкинской башне прорабатывались альтернативные решения организации вещания, то во всем московском регионе нашлась только одна свободная частота для маломощного передатчика на севере области». Еще глубже неравенство в радиовещании, а наложившись на «цифровой разрыв», такая ситуация усугубит социальное неравенство. Выход В.Г. Маковеев видит как раз в развитии многоканального кабельного вещания: «Традиционные операторы – тяжелые танки. Кабельные операторы – мобильные отряды коммандос». Аналогия, как всегда, изящная.

«Высокое понятие triple play –

как Бог: все верят, но никто не видел» – это эмоциональное заключение В.А. Савюка (первого зам. гендиректора «Комкора») не лишено справедливости. Как известно, сеть «АКАДO» («Комкор-ТВ») предлагает Интернет, цифровое ТВ и радио – вроде бы тройную услугу, в которой отсутствует важная составляющая – телефония. Группа компаний «Комкор» предлагает IP-телефонию от лица компании ИАС. По словам В.А. Савюка, услуга «цифровой телефон» протестирована в Зеленограде и организована на базе мультисервисной сети «Комкора» и местной сети доступа «Горсеть». Среди других услуг – переадресация вызовов, голосовая почта, трехсторонняя конференц-связь, управление через веб-интефейс и др. «Это реальный пример партнерской схемы между оператором магистральной сети, оператором телефонии и оператором сети доступа», – считает В.А. Савюк.

Для мелких операторов широкополосного доступа ввод дополнительных услуг – вопрос выживания. Но, по мнению представителя большого оператора, внедрение услуг IPTV и всех связанных с ними систем – для них предприятие рисковое. Отсюда – предложение «Комкора»: «Жизнеспособной может быть модель, в которой операторы домовых сетей предоставляют, по сути, свою сеть доступа в аренду более крупному провайдеру для доставки услуг IPTV. В такой схеме крупный оператор не только обеспечивает агрегацию и транзит контента, но и осуществляет биллинг и управление услугами в общей цепочке доставки».

По некоторым оценкам, домовым выделенным сетям принадлежит от 40 до 60% рынка услуг по доступу в Интернет. «Есть простая вещь – район и «последняя миля», за которой надо ухаживать. От крупных операторов потребитель ощущает недостаток внимания», – убежден В.М. Конюков, гендиректор небольшого оператора «Искрателеком». Он успешно развивает реальный triple play в столичных районах Марьино и Люблино. Сеть Iskranet на основе Metro Ethernet (оборудование Cisco) охватывает около 400 многоэтажных домов и насчитывает 12 тыс. абонентов. Магистральная сеть переведена на скорость 1 Гбит/с, развернут свой ТВ-узел, цифровое ТВ предлагает 12 спутниковых каналов, функционирует телефония, тестируется HDTV. Доступ в Интернет – по широкополосным выделенным линиям. «В нижних этажах марьинских домов располагается малый и средний бизнес – мы его и обеспечиваем, – рассказывает В.М. Конюков. – Нам многие прочат скорую смерть, но к нам идут инвесторы».

«Дойная корова» – контент

Дать возможность абонентам формировать программы под свои запросы, внедрять «видео по заказу» и телевидение высокой четкости, практиковать тарифы, сравнимые с оплатой проката видеофильмов – рецепты успеха кабельных операторов. Самый важный ингредиент – контент, стратегический ресурс и «дойная корова» и оператора, и любого канала. По заключению гендиректора Music Box Group (Interactive TV) А. Каца, в России и странах СНГ столь дорогостоящий ресурс, как контент, используется всего лишь на 20%. «Основным условием увеличения объема платных услуг для каналов широкого, а в особенности профильного направления, является крупномасштабная модернизация кабельных сетей, а также плотное сотрудничество спутниковых операторов с операторами телефонной связи», – считает А. Кац. Модернизация, по-видимому, нужна не только российским сетям, поскольку из более чем 400 партнеров Music Box Group владельцы цифровых сетей составляют лишь 1%. Тем не менее результатом работы компании со спутниковыми, кабельными и сотовыми операторами в Израиле стали коммерческие проекты, выходящие за рамки обычной трансляции. В частности, Music Box Group является поставщиком контента для услуги VoD, предоставляет клиентам возможность принимать участие в телеголосовании и отправлять сообщения на экран телевизора посредством пульта управления, а для сотовых операторов осуществляет прямую трансляцию и downloading видеофайлов. Music Box начала в тестовом режиме сотрудничество с российским «Скай Линком».

«В ближайшее время можно ожидать оттока аудитории, а вместе с ней и рекламодателей, в кабельные сети», – прогнозирует представитель лагеря производителей контента, генпродюсер «АртМедиаГрупп» И.Л. Золотаревский. Рынок зарубежного контента в России полностью сформирован, основная заслуга в этом принадлежит «НТВ-Плюс». Ведущие игроки давно присутствуют на рынке и прочно заняли свои ниши, а рынок этнического контента, который мог бы внести новую струю, пока на нуле. Российский ТВ-контент бурно растет, и не всегда это связано с качеством. Основные баталии еще впереди, по словам И.Л. Золотаревского, ситуация напоминает становление рынка платежных карточных систем. При этом цена российского контента зачастую выше, чем иностранного. Но зрителя больше интересует свое, родное – на него и спрос. Поэтому кабельные операторы руководствуются больше тематической направленностью канала, нежели его качеством. А при невысокой рентабельности есть опасность превратиться в канал повторного фильма.

Аналитики обещают российскому цифровому контенту небывалый рост – по потребностям растущей когорты мультисервисных операторов. По оценкам J`son & Partners, сегодня на телевидение и Интернет приходится лишь 20% его распространения (остальное – через мобильные каналы), в ближайшие годы доля должна вырасти до 30–40%. А за пятилетку этот рынок вырастет в пять раз: с $500 млн в 2005 г. до $2,5 млрд в 2010 г.

Первый пример организации услуг triple play уже пятилетней давности, по данным АКТР, – это «Каскад» в подмосковном Королеве. Правда, с тех пор расстановка сил среди услуг оператора изменилась: сегодня по доходам лидирует телевидение, с телефонией стало похуже.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: