Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2009
Олег ВАТУЛИН  Виталий КРАМАРЬ  Александр Евгеньевич ЛУЦЕНКО  Алексей Александрович ТРИФОНОВ-ЯКОВЛЕВ  10 ноября 2009

«Стена плача»

Решения ГКРЧ. Спасибо, но мало...

Плюс на минус дает...

Алексей ТРИФОНОВ-ЯКОВЛЕВ, директор департамента развития бизнеса, «Московский телепорт»

Известное решение ГКРЧ от 26.02.2008 № 08-23-03-001 об упрощении регистрации VSAT-станций оказало на ситуацию на рынке VSAT разнонаправленное влияние. С одной стороны, появилась возможность оформлять разрешения на использование радиочастот не для всех станций сети, а только для центральной. С другой же стороны, уменьшена полоса частот, в которой оформление осуществляется по упрощенной процедуре в соответствии с решением ГКРЧ от 06.12.2004 № 04-03-02-001. Кроме того, положительная составляющая решения ГКРЧ от 26.02.2008 нивелируется необходимостью разработки системного проекта на любую VSAT-сеть. Полагаю, что для ускорения развития рынка VSAT необходимо:

•распространить решения ГКРЧ по VSAT (в том числе и по перевозимым ЗССС) на иностранные спутники;

•провести конверсию радиочастотного спектра (расширить полосы под VSAT);

•принять решения ГКРЧ по VSAT на подвижных объектах;

•распространить СанПиН, отменяющие необходимость получения санитарно-эпидемиологического заключения для VSAT, на все ЗССС VSAT.

Однако ряд госструктур выступают против принятия этих мер (особенно против распространения решений ГКРЧ на иностранные спутники).



Нужны радикальные меры

Виталий КРАМАРЬ, генеральный директор, «Телепорт-Сервис»

Последние решения ГКРЧ существенно упростили жизнь VSAT-операторам и их клиентам. В части регулирования сетей, предназначенных для работы со спутниками семейства «Экспресс», осталось сделать совсем немного – ввести упрощенную процедуру для всего Ku-диапазона, а не для отдельных полос и упростить санитарные нормы по размещению VSAT на стенах зданий. Принятие обобщенного решения ГКРЧ о распространении упрощенной процедуры регистрации VSAT на иностранные спутники могло бы стимулировать рост сегмента, но это вряд ли возможно при текущих трендах. Операторам VSAT-сетей приходится надеяться только на частные решения, но прецеденты пока неизвестны. Возможны, конечно, технические способы преодоления дефицита спутникового ресурса: модернизация сетей, замена оборудования на более экономичное с точки зрения использования спектра и аренда ресурса у конкурентов, не загрузивших свои сети (если таковые найдутся).

Для стимулирования рынка спутниковой связи как такового необходимы более радикальные меры, в частности: разрешение на создание частных российских компаний, полностью владеющих бортами и отвечающих за их функционирование, как это делают, например, Intelsat или Eutelsat; обеспечение возможности конкуренции между частными операторами бортов, в том числе с иностранными поставщиками орбитально-частотного ресурса.



Толкование с подвохом

Александр ЛУЦЕНКО, технический директор, КБ «Искра»

Операторы всегда с нетерпением ждут выхода документов, упрощающих процедуры ввода объектов в эксплуатацию. Но долгожданное решение ГКРЧ от 26.02.2008 № 08-23-03-001 вызвало разочарование. Допустим, есть у оператора спутниковый ресурс в полосах с упрощенной процедурой регистрации VSAT-станций и есть свидетельство о регистрации РЭС для центральной станции сети. Казалось бы, все просто: ставь VSAT и неси документы на регистрацию. Однако оказывается, что термин «пользовательское оборудование» может трактоваться по-разному. Мы столкнулись с тем, что территориальные органы, ответственные за регистрацию РЭС, рассматривают VSAT-станцию с точки зрения ее собственника. И если станция принадлежит пользователю, выдают свидетельство о регистрации, если же она принадлежит оператору, в регистрации отказывают, требуя сначала предъявить разрешение на использование радиочастот для этой VSAT-станции. Существует даже какой-то внутренний документ, предписывающий надзорным органам поступать именно так.

Мы же рассматриваем пользовательское оборудование как абонентскую станцию спутниковой связи, работающую в сети VSAT в полосах с упрощенной процедурой регистрации и установленную на стороне пользователя. И неважно, кому она принадлежит – пользователю или оператору, параметры излучения от этого не меняются. К сожалению, убедить надзорный орган удается не всегда.



Без иностранных спутников не обойтись

Олег ВАТУЛИН, первый заместитель генерального директора, «РуСат»

Дефицит спутникового ресурса в России после аварии «Экспресса-АМ2» усилился, а запуски новых российских спутников состоятся не раньше 2010 г. Ситуация с иностранными бортами сейчас тоже достаточно сложная: Intelsat-904 (зона покрытия – европейская часть России) практически весь заполнен; Intelsat-15 имеет хорошую энергетику и хорошую зону покрытия (вся Россия), но у него ориентированы на Россию всего четыре транспондера по 36 МГц; Intelsat-17 идет на замену спутника Intelsat-704, так что свободного ресурса на нем почти нет; Eutelsat-W7 (зона покрытия – европейская часть РФ) – спутник не связной, а вещательный; NSS 12 также идет на замену устаревшему спутнику и свободного ресурса не имеет. Тем не менее единственная возможность как-то смягчить дефицит ресурса – это использование зарубежных спутников.

Однако при работе с зарубежными спутниками регистрацию VSAT-станций приходится оформлять не по упрощенной, а по полной процедуре. Необходимо получать частное решение ГКРЧ на частоты, что повышает стоимость оформления разрешительных документов по сравнению с российскими бортами на порядок.

Причина, по которой упрощенная процедура регистрации спутниковых станций, работающих с иностранными бортами, до сих пор не введена хотя бы как временная мера, возможно, состоит в том, что для этого требуется сложное и длительное согласование с силовыми структурами. Также, вероятно, преследуются интересы защиты внутреннего российского рынка.

«РуСат» практически с момента своего основания оказывает услуги через иностранный спутник (Intelsat-904). В 2003 г. по заказу нашей компании проведена НИР, в результате которой дано положительное заключение о возможности применения упрощенной процедуры регистрации VSAT-станций, работающих с иностранными спутниками. Конечно, для этого оператор должен иметь центральную станцию, которая на 100% соответствует законодательству, в частности на ней должен быть реализован план СОРМ. В начале 2009 г. мы направили письмо министру связи и массовых коммуникаций РФ Игорю Щеголеву с просьбой ввести упрощенную процедуру регистрации для иностранных спутников, которые допускается использовать на территории России. Это помогло бы частично компенсировать дефицит спутникового ресурса. Как нам сообщили, по нашему обращению работа ведется, но, к сожалению, никакого решения – ни положительного, ни отрицательного – до настоящего момента мы не получили.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!