Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05 2010
Александра КРЫЛОВА  05 мая 2010

Мультимедийные услуги: танго втроем

При переходе от разговоров о мультимедийных услугах к делу маркетологи сталкиваются с препятствиями, корни которых – в особенностях российского менталитета. О том, как их преодолевают разные участники рынка, шел разговор на международной конференции «Маркетинг новых продуктов и услуг в телекоме. Мультимедийные услуги и приложения».

Что касается менталитета, то исследование поведения потребителей в возрасте от 13 до 69 лет (Ericsson Consumer Land), проведенное Ericsson в том числе и в России, пролило свет на загадочную и не лишенную противоречий русскую душу.

Оказалось, что хотя у нас и меньше оптимистов, чем в других странах-участницах исследования, зато больше всего людей, считающих, что им необходимо разбираться в новых технологиях. И если россияне менее всех прочих склонны баловать себя, то и реже других меняют свое потребительское поведение даже при ухудшении материального положения.

Подавляющее большинство наших соотечественников пользуются сотовой связью и доступом в Интернет, а также проявляют интерес к новым дополнительным услугам – микроплатежам, позиционированию, к сервисам, основанным на технологии RFID, и др. Однако у россиян есть и качества, мешающие операторам и сервис-провайдерам предоставлять им такие услуги.

В создании любой мультимедийной услуги участвуют игроки разных категорий – производители устройств, держатели прав на контент, операторы фиксированной и мобильной связи, которые и делят между собой полученный от абонента доход. Впрочем, продвинутые пользователи, составляющие, по оценкам аналитиков, до 10% общей массы, умеют получить услугу бесплатно через торренты, файлообменные сети и пр.

Однако пиратство – серьезное, но не единственное препятствие на пути игроков сегмента мультимедийных услуг. Еще одним препятствием является несогласованность их интересов. Если внимательно посмотреть на трех участников цепочки – медиакомпании, операторов фиксированной связи и сотовых операторов – а именно так, по мнению Дмитрия Багдасаряна («Комстар-Регионы») выглядят поставщики triple play, – то нельзя не заметить, что приоритеты у них разные. Для первых таковым является творчество, для вторых – технологии, для третьих – маркетинг.

ГЉ. Àíêèëîâ: «Íà âîïðîñ: «Êàê çàðàáîòàòü Г­Г  êîíòåíòå?В» – ïîêà îòâåòà Г­ГҐГІВ»Танго втроем исполнять затруднительно, поскольку его участники плохо понимают друг друга, с трудом формируют общее предложение и потому стремятся найти себе пару. Так, универсальные операторы начинают формировать пакетные предложения услуг фиксированной и мобильной связи. Фиксированные операторы объединяются с медиакомпаниями для предоставления услуг платного ТВ. У операторов сотовой связи тоже есть услуги, предполагающие разделение доходов с медиаигроками.

Предоставлять полноценные мультимедийные услуги можно только пользователям широкополосного доступа. Между тем, по оценке Константина Анкилова (iKS-Consulting), российский рынок ШПД близок к насыщению, но возможностей для долгосрочного роста тоже немало. В их числе аналитик назвал выход в малые города и сельские районы, вытеснение с рынка конкурентов, приучение абонентов пользоваться услугами от двух провайдеров и, соответственно, платить им. И самую сложную – научить пользователей платить за контент.

Впрочем, из четырех возможностей наиболее реализуемой К. Анкилов считает третью, мотивируя это активизацией на российском рынке операторов мобильного широкополосного доступа. Шансы универсальных операторов аналитик оценил выше, поскольку с точки зрения абонента они имеют такие неоспоримые преимущества, как единый счет, единый бренд, единую службу поддержки и др.

Отношение же многих не универсальных операторов к одной очень распространенной мультимедийной услуге лучше всего выразил в названии своего доклада «Эволюция IPTV – от домработницы к содержанке» Олег Леонов («Сумма Телеком»). Назвав IPTV гениальным маркетинговым ходом производителей оборудования, он выразил уверенность в том, что эта услуга еще долго будет оставаться нишевой и в ближайшие годы уровень ее проникновения не превысит 10%.

Впрочем, есть надежда, что ускорить возврат инвестиций в развертывание IPTV операторам помогут новые игроки и предлагаемые ими сервисы. Так, по словам Павла Реброва («Видимакс»), в сентябре начнется коммерческая эксплуатация сервиса VidiMAX, своего рода биржи контента, позволяющей операторам, в частности, оптимизировать затраты на контент для IPTV.

Словом, участники рынка инфокоммуникаций, используя для убеждения каждый свои маркетинговые методы и аргументы, готовы постепенно, шаг за шагом, приучать пользователей потреблять лицензионный контент. А тогда, глядишь, и менталитет перестанет быть препятствием для бизнеса.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: