Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2010
Наталия КИЙ  Александра КРЫЛОВА  Андрей ЛИПОВ  09 ноября 2010

«Мы на пороге электронного межведомственного взаимодействия»

Федеральная СМЭВ должна войти в строй в декабре 2010 г. В чем разница между средой межведомственного электронного взаимодействия и системой межведомственного электронного документооборота, как унифицировать предоставление e-госуслуг в столицах и регионах и когда наступит «час X» для госорганов – в беседе с Андреем ЛИПОВЫМ, директором департамента госполитики в области информатизации и информационных технологий Минкомсвязи РФ.

Андрей ЛИПОВ, директор департамента госполитики в области информатизации и информационных технологий Минкомсвязи РФ– Андрей Юрьевич, в построении электронного правительства участвуют и государственные органы, и коммерческие компании. Как сегодня координируются их действия?

 

– В правительстве этим вопросом занимается заместитель Председателя Правительства – С.С. Собянин (на момент подготовки номера. – Прим. ред.) Он возглавляет правительственную комиссию по информатизации органов власти. А поскольку при комиссии действуют два совещательных органа – Совет главных конструкторов ведомственной информатизации и Совет по региональной информатизации, – она координирует процесс создания электронного правительства и на уровне федеральных органов исполнительной власти, и на уровне субъектов Российской Федерации и органов муниципального самоуправления.

 

Круг участников заседаний правительственной комиссии достаточно широк. В него входят те, кто отвечает за перевод оказания первоочередных услуг в электронный вид. У них есть все необходимые административные полномочия, позволяющие обеспечить проведение необходимых мероприятий, есть понимание логистических процессов, и они реализуют перевод этих услуг в электронный вид на своей стороне.

 

Минэкономразвития выступает в комиссии как орган власти, ответственный за административную реформу, а Минкомсвязи – как орган, ответственный за разработку и проведение в жизнь единой технологической политики. Задача обоих ведомств – обеспечить интеграцию этих процессов в единое технологическое и нормативное пространство, которое и называется электронным правительством.

 

– Какое направление в сфере перевода госуслуг в электронный вид требует сегодня повышенного внимания регулятора с точки зрения технологической политики?

 

– На портале www.gosusligi.ru собрано несколько сотен электронных услуг федерального уровня и несколько тысяч услуг субъектов РФ и их муниципалитетов. Огромное количество услуг регионального уровня вызвано отсутствием единого подхода даже к их названиям, не говоря уже о порядке оказания. И житель Москвы, привыкший к одной процедуре, оказавшись, например, в Новосибирске, столкнется с совершенно другой.

 

Так что сейчас, когда мы переходим к оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде, нам необходимо видеть и понимать админрегламенты каждой услуги на всех уровнях. И здесь еще достаточно много работы для федеральных органов исполнительной власти,  для Минэкономразвития и для субъектов Российской Федерации по реинжинирингу процессов оказания государственных и муниципальных услуг: по анализу регламентов, исключению дублирующих функций, унификации, разработке и принятию необходимых нормативных документов. А информационные технологии служат локомотивом оптимизации этого процесса.

 

Хороший пример показала Федеральная миграционная служба с электронной услугой выдачи паспортов. Ее специалисты тщательно продумали процесс ее оказания, оптимизировали регламенты, создали у себя все необходимые информационные системы, обеспечивающие прозрачность оказания этой услуги. Именно поэтому несколько десятков тысяч заграничных паспортов уже выдано именно через портал госуслуг.

 

«Час X» для органов федеральной власти и местного самоуправления наступит 1 июля 2011 г. С этого дня вступит в действие ряд статей Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», запрещающих органам власти, оказывающим государственные и муниципальные услуги, требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые уже находятся в тех или иных органах власти.

 

– Нет опасений, что это вызовет коллапс в госорганах?

 

– Эта революционная норма появилась в федеральном законе не без нашего участия, поскольку мы осознали, что, только поставив жесткие сроки, сможем получить результат. Тем более что для реализации этого положения закона можно воспользоваться системой межведомственного электронного взаимодействия, которая, как того требует постановление правительства РФ № 697, будет введена в эксплуатацию в конце нынешнего года. В приложении к постановлению говорится, что эта федеральная территориально распределенная государственная информационная система предназначена в том числе для обеспечения информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и выполнении государственных и муниципальных функций.

 

Иными словами, инструмент есть. Дальше – вопрос готовности руководителей органов власти, субъектов РФ и муниципалитетов его использовать и их ответственности за исполнение законодательства.

 

– Почему для оказания госуслуг в электронном виде нужна среда межведомственного взаимодействия, а не система межведомственного электронного документооборота?

 

– Эти два понятия часто путают. Система межведомственного электронного документооборота обеспечивает обмен документами как внутри отдельного ведомства, так и между несколькими из них. В таких системах обмен осуществляется именно документами, т.е. объектами, имеющими определенные свойства – автор, адресат, статус, тема, маршрут и т.д.

 

А система межведомственного электронного взаимодействия при оказании услуги обеспечивает обмен сведениями, которые необходимы одному ведомству, но хранятся в другом. Представьте, вы – директор компании, которая планирует открыть аптеку, и приходите в орган власти за лицензией на осуществление фармацевтической деятельности. Сотрудники этого органа потребуют от вас нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации компании, справку о соответствующем образовании у директора и т.п. Но на самом деле им нужны лишь сведения о том, что вы зарегистрированы в налоговой инспекции и обладаете всеми необходимыми статусами. И если мы добьемся от органов власти понимания (а у многих из них оно уже появляется) того, что из всего документа им нужен только адрес, по которому зарегистрирована компания, или подтверждение ее названия, т.е. отдельные сведения, сами по себе документом не являющиеся, то между ними начнется информационное взаимодействие. А это значит, что как только ваша заявка попадет в лицензирующий орган, его информационная система по защищенному каналу обратится в информационную систему налоговой службы, увидит в ее базе нужные сведения и получит ответ «да» или «нет» или какое-то одно поле из соответствующей записи.

 

– Как подходит Минкомсвязи РФ к отбору типовых решений в сфере региональной информатизации и их дальнейшему тиражированию?

 

– С одной стороны, понятно желание государства найти наилучшее техническое решение, объявить его типовым и предложить всем его использовать. с другой стороны, этот путь тоже требует затрат – на локализацию таких решений.

 

Так что мы говорим, скорее, об определении типового функционала, оптимального для решения тех или иных задач в регионах. Мы выявляем лучшие практики оказания субъектами РФ госуслуг в электронном виде: какая информационная система для этого используется, какие у нее возможности, как организована логистика. Это первый подход.

 

Второй подход предполагает создание национальной программной платформы – хранилища приложений, о котором говорил С.С. Собянин на Тверском социально-экономическом форуме. Модель, похожая на ту, которую использует Apple, подразумевает разработку решений для органов госвласти и местного самоуправления с помощью некоего пакета разработчика (Software Development Kit) – благодаря чему эти решения уже априори соответствуют определенным технологическим и функциональным требованиям, – а затем их размещение на какой-либо облачной платформе. Это мы предлагаем сделать регионам, где такие решения уже действуют. Так путем объединения технологии SaaS и некоторого «облака» они станут доступны в других субъектах РФ, что позволит их администрациям не закупать софт и железо, а пользоваться сервисом и соответственно тратить гораздо меньше денег на информатизацию.

 

– Вы имеете в виду то, чем сейчас планирует заниматься «Ростелеком» – предоставлением инфраструктуры электронного правительства как комплексного сервиса?

 

– В рамках Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России нами разработаны и ведутся две карты проектов, логически связанные между собой. Первая из них позволяет контролировать ход перевода в электронный вид первоочередных федеральных госуслуг. А вторая карта под названием «Электронный регион» дает нам как технологическому ведомству возможность поддерживать достаточно сложный процесс перевода в электронный вид региональных и муниципальных услуг. Этот процесс охватывает все уровни управления информатизации и должен осуществляться с учетом лучших практик, уже реализованных в регионах и муниципалитетах. Именно на пересечении лучших практик и требований федерального органа исполнительной власти к функционалу должно находиться оптимальное вертикальное решение.

 

В ходе работ над последней картой мы привлекли как технолога компанию «Ростелеком», чтобы она создала платформу, на которой такие правильные и опробованные функциональные решения могут быть донесены до субъектов Российской Федерации.

 

– С кем еще из участников ИT-рынка государство сотрудничает в области технологического обеспечения этих работ?

 

– Когда идет речь о качестве оказания госуслуг в электронном виде или о межведомственном взаимодействии, мы как регулятор должны задавать определенные стандарты. И, естественно, мы можем через системных интеграторов императивно доводить их до органов власти, которые реализуют эти услуги.

 

Говорить напрямую с отраслью – самый короткий путь к правильным решениям. Скоро появится закон о льготах для ИТ-компаний. Но нам хотелось бы говорить с участниками рынка не только об определенных преференциях, но и призвать их присоединиться к разработке стандартов и заверить, что мы готовы вместе с ними участвовать в этой работе.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!