Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 01-02 2011
Наталия КИЙ  07 февраля 2011

«Ищут пожарные, ищет милиция...»

...ищут операторы, поставщики контента, вендоры. Ищет весь телеком, сотрясаемый приступами «дружбы» со стороны Всемирной паутины. Ищут не «парня какого-то лет двадцати», как у Маршака, а – ну правильно, новые источники доходов. И способы сохранить старые.

Оператор, надо меняться, иначе изменят тебя! – такие «мессиджи» операторам связи вербально, визуально и даже телепатически транслирует современная инфокоммуникационная экосистема. Мощный энергетический поток и набор аргументов обеспечивают миссионеры мировых производителей. Так, Стефан Киндт, глава департамента стратегических маркетинговых программ Nokia Siemens Networks, на исходе 2010 г. напомнил российским поставщикам телекоммуникационных услуг, что с момента выхода на рынок iPhone 3GS количество загружаемого с мобильных устройств контента на YouTube увеличилось на 400%. Признаться, ответ на вопрос «как монетизировать рост с максимальной эффективностью?» не был оригинальным: ставка на конечного пользователя, которому должно быть «просто и приятно», на концепцию network of one, социализацию и индивидуализацию. Последнюю тенденцию многократно усиливает растущее число «разумных» оконечных устройств: виртуальные очки, роботы, медицинские датчики (сенсоры), планшеты, 3D HDTV, смартфоны.

 

Смартфонов в руках у пользователей все больше, хотя на рынке мобильного доступа в Интернет превалируют ноутбуки (рис. 1), которые и генерируют сегодня основной поток данных, – ведь до последнего времени большинство мобильных широкополосных сетей развивалось с прицелом на ноутбуки, а не на смартфоны. Как считают специалисты, трафик с обоих типов устройств сравняется к 2015 г., и тогда наступит «время смартфона» не только применительно к имиджу его обладателя (что происходит сейчас), но и в отношении операторского бизнеса. 

 

Приложения и контент в реальном времени, да еще из «облака» – один из рецептов «вечной молодости» оператора. Здесь опять же речь идет о мониторинге состояния здоровья, HD-видеоконференциях, 3D HDTV-стримминге, HD-Audio-стримминге, Video Sharing, мобильных платежах, «разумном» доме. На потребительскую активность работает и маркетинговая концепция «моя жизнь на трех экранах»: телевизор как пока еще центр потребления информации, персональный компьютер как побеждающая альтернатива для получения мультимедийной информации и интерактивного общения и портативное мобильное устройство, претендующее на место первого и второго атрибута человеческой жизни. К слову, NSN в сентябре прошлого года вывела на рынок решение под названием «вездесущее TB» (ubiquity TV) и в дальнейшем планирует интегрировать u-TV в IMS как одно из приложений (об u-обществе см. подробно «ИКС» №9’2010, с. 6—7). Еще один источник бизнес-потенциала NSN видит в сервисах RCS (Rich Communication Suite), которые, например, будучи интегрированы в телефонную книжку, могут обеспечить новые функции и усовершенствовать уже имеющиеся, скажем, функцию обмена сообщениями. С RCS связывают надежды и на прямые доходы от сервисов, и на косвенные доходы из различных источников.

 

Одна из опасностей телеком-рынка высокого уровня развития, о которой предупреждает С. Киндт, – большая подвижность клиентов в плане взаимоотношений с операторами, не слишком прочная «привязанность» к одной сети. Например, в России 23% абонентов уверены в своем операторе, на более развитых рынках данный показатель ниже – 18% (рис. 2). К этому идем. Основанием для недовольства оператором могут стать высокие цены на услуги (62%), неудовлетворительное качество голосовой связи (48%), недостаточное покрытие сети (41%). В тройке причин для смены оператора называются: невысокое качество связи (46%); друзья пользуются другим оператором (40%); у другого оператора есть интересное предложение (24%).

 

Чтобы оставаться конкурентоспособным не только в «межвидовой», но и «межродовой» среде, провайдеру услуг связи предстоит много, оперативно и эффективно работать и в наступившем, и в последующие годы. Игроков рынка, которые готовы помочь отбивать атаки из соседних пределов и перестраивать свои полки, у сохраняющих пока свое могущество телеком-операторов достаточно. Важно не упустить время.

   

«ИКС» продолжит поисковую работу в телекоме в 2011 г. в темах номеров «Отдам сеть в хорошие руки», «Объявлены в розыск. Перспективные источники доходов», «LTE. Готовность № ?».

 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!