Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 07-08 2011
Константин АНКИЛОВ  26 июля 2011

В питерской коммуналке

Третий по числу жителей город Европы ожидаемо формирует второй по масштабу локальный телеком-рынок в России.

Санкт-Петербург102 млрд руб. в год – это 8% дохода отрасли связи страны, столько же зарабатывают операторы всего Урала или Юга России. Неудивительно, что претендуют на этот рынок десятки игроков. И если в сотовой связи здесь все достаточно обычно – «большая тройка» и «Теле2», то на рынке связи фиксированной есть свои особенности.

Начать с того, что традиционный оператор, ныне «Ростелеком» (который, кстати, имеет питерскую прописку) получает лишь немногим более трети доходов сегмента фиксированной связи. Остальное досталось альтернативным операторам, каждому по кусочку, причем без абсолютных лидеров: крупнейший в одном сегменте – почти не заметен в соседнем.

Взять такую звезду питерского рынка, как «Петерстар» (который ныне по известным причинам просит именовать его «Мегафоном»). Компания – исторический лидер корпоративного сегмента, хотя сейчас ей вместе с родственным «Метрокомом» принадлежит лишь четверть рынка. С частными пользователями у оператора тоже сложилось своеобразно: попытки строительства Ethernet-сетей впечатляющих результатов не принесли. Правда, за «Петерстаром» был закреплен Васильевский остров с его телефонными и DSL-абонента-ми, и как справедливо указывал один из бывших руководителей компании, сам отставной военный, окруженность водой со всех сторон дает оператору важное тактическое преимущество в обороне этого небольшого кусочка рынка.

Но если не быть пророком, или провайдером, в своем отечестве, то вполне можно в чужом, соседнем – и «Мегафон»/«Петерстар» путем покупки операторов и строительства собственных сетей стал одним из заметных игроков не только корпоративного, но и частного сегментов в ряде регионов Северо-Запада.

В корпоративном сегменте за «Мегафоном», без сильного отрыва друг от друга, следует целая группа операторов – местных и гостей. Северная столица не сдавалась московским игрокам долго: крупнейшие московские операторы фиксированной связи, придя на этот рынок десять лет назад, прорвались в лидеры лишь в последние годы.

В отсутствие абсолютных чемпионов тем почетнее быть «одним из крупнейших». Вот имена героев: московский «Вымпелком», слегка француз Orange, традиционно живущий на две столицы «ВестКолл», совершенно питерские «Обит» и «Смарт Телеком» и снова московский «Комстар»/МТС. Заметим, что «Смарт Телеком» своим положением на рынке обязан еще и укрупнению за счет объединения нескольких небольших игроков. Пожалуй, нигде операторы не любят так объединяться, как здесь – возможно, дает о себе знать коммунальное прошлое Санкт-Петербурга.

Интеграционные процессы идут и в сегменте ШПД для частных пользователей. Несколько среднего масштаба домовых сетей, объединившись, превратились в одного из крупных местных провайдеров «ПиН Телеком» с рыночной долей 12% (больше, чем занимает в Москве его аналог NetByNet). Из домовых сетей крупнее здесь лишь тоже чисто местный Interzet, а вот хорошо стартовавший в свое время «Вымпелком» сейчас лишь замыкает первую пятерку.

Лидер рынка – «Ростелеком»: при близком к тотальному покрытии на базе DSL даже поздний выход на рынок не помешал ему очаровать треть петербуржцев. А вместе с ТКТ, который будет интегрирован в «Ростелеком» в скором времени, лидерство традиционного оператора станет абсолютным.

Тот же «Ростелеком»/ТКТ – безусловный лидер петербургского рынка платного ТВ с рыночной долей 83%. Но это говорит скорее о слабом развитии платного телевещания в городе: абонбазы других операторов КТВ не превышают 50 тыс., а IPTV, хотя и предоставляется полудюжиной операторов, только начинает развиваться.

  

Несмотря на консолидационные процессы, рынок Санкт-Петербурга остается сильно фрагментированным. Хотя «большая четверка» уже присутствует так или иначе во всех его ключевых сегментах, передел рынка еще предстоит.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!