Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 03 2012
Дмитрий ИНШАКОВ  13 марта 2012

Облака – следующий виток развития ИТ?

Модель облачных вычислений для большинства компаний со временем должна стать удобнее и выгоднее текущих ИТ-решений.

Дмитрий ИНШАКОВ, ИТ-директор PwC в РоссииОблачные вычисления – это логичный результат развития информационных технологий, которое довольно долго шло по пути стандартизации инфраструктуры и приложений, консолидации и виртуализации вычислительных ресурсов и теперь дошло до «клаудизации», если можно так выразиться.

К основным плюсам облачных вычислений можно отнести следующие факторы: экономия за счет оплаты только реально потребленных вычислительных ресурсов, за счет покупки стандартных сервисов, которые практически всегда дешевле индивидуально изготовленных; преодоление ограничений на увеличение мощности ИТ-инфраструктуры.

Еще пять лет назад даже в небольшой компании всегда был свой почтовый сервер, а сейчас многие понимают, что более надежное и эффективное с финансовой точки зрения решение можно получить у целого ряда провайдеров онлайновых почтовых сервисов. Уже никому не приходит в голову разрабатывать собственную информационную систему по управлению бухгалтерским учетом, так как есть популярное стандартизованное решение, которое хорошо поддерживается и стоит относительно недорого. Поэтому чем больше будет появляться таких сервисов, чем больше рынок будет воспринимать их как надежные стандартные решения, тем больше у нас будет проектов по облачным вычислениям и тем дешевле они будут обходиться как провайдерам, так и потребителям.

Конечно, в реализации облачной концепции есть сложности. Одна из них состоит в том, что новая модель меняет привычный уклад взаимодействия ИТ-отдела компании с поставщиками ИТ-решений. Это, в свою очередь, может существенно уменьшить роль ИТ-менеджеров в компании, чего они не очень-то желают. Проблему в России могут представлять и каналы связи, а без быстрого и надежного сетевого соединения между клиентами и вычислительными ресурсами облачная модель работать не будет.

Еще один традиционный «тормоз» для использования облачных услуг внешних провайдеров – соображения информационной безопасности и защиты персональных данных. Многим руководителям компаний до сих пор психологически сложно отдать на сторону корпоративные данные. Они больше доверяют собственным системным администраторам. Но постепенно растет понимание того, что на самом деле внешний провайдер облачных сервисов рискует намного больше, чем свой сотрудник. Ведь в контракте с провайдером можно прописать финансовую ответственность в случае инцидентов в области ИБ, недоступности сервиса и т.д. А проштрафившегося сотрудника можно только лишить еще не выплаченной зарплаты, что вряд ли компенсирует убытки работодателя. Правда, сейчас в России размеры финансовой ответственности провайдеров не столь велики, как хотелось бы потребителям их сервисов, но с развитием рынка страхования этот пробел, надо полагать, будет хотя бы отчасти ликвидирован. Однако для провайдера гораздо более значимым следствием такого инцидента может быть репутационный ущерб – вплоть до потери бизнеса. Так что не только у потребителя облачных услуг, но и у их провайдера есть заинтересованность в обеспечении должного уровня информационной безопасности.

Еще один сдерживающий фактор – стоимость облачного решения. Здесь, на мой взгляд, многое определяется законами рынка, соотношением спроса и предложения. В России уже есть несколько крупных провайдеров и системных интеграторов, предлагающих решения для облачных вычислений. Но клиентов на сегодняшний день мало и, соответственно, мало живых примеров применения этой модели в России, особенно в крупных компаниях. А значит, нет экономии масштаба и нет существенного снижения цен на эти услуги, что серьезно сдерживает массовое движение в облака. 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!