Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 1 2008
Владимир ДРОЖЖИНОВ  28 января 2008

Система стандартизации информационного общества

Россия больше не может мириться с ведомственной разобщенностью, наблюдаемой на протяжении всего инновационного цикла создания отечественных ИТ – от фундаментальных и прикладных НИР до поставки товаров на глобальный рынок. Стандартизация информационных технологий – важный элемент этого цикла – позволяет сократить затраты на их создание и применение.

 

Дрожжинов В.Процесс стандартизации информационных технологий имеет глобальный характер, поскольку его целью является полномасштабная комплексная стандартизация. Мировое сообщество создало фундаментальные нормативно-методические решения, в частности, разработаны стандарты, определяющие:

*глобальные концепции развития области ИТ;
 
*концептуальный базис и эталонные модели основных разделов ИТ;

*функции, протоколы взаимодействия, интерфейсы и другие аспекты ИТ;

*языки программирования, спецификаций информационных ресурсов и манипулирования базами данных;

*модели технологических процессов создания и использования ИТ-систем, а также языки описания таких моделей;

*методы проверки соответствия ИТ-систем исходным стандартам и профилям;

*методы и процедуры функционирования системы стандартов ИТ;

*метаязыки и нотации для описания стандартов ИТ;

*общесистемные функции ИТ (такие, как безопасность, администрирование, интернационализация, качество сервисов и пр.).

Интенсивные усилия по стандартизации ИТ, предпринимаемые в мировом масштабе, обеспечили развитие соответствующей системы стандартов до такого уровня, который позволяет ей стать научно-методической основой ИТ-области (рис. 1). В отдаленной перспективе значительного экономического и социального эффекта ожидают от практического воплощения концепций глобального информационного общества (Global Information Society, GIS) и глобальной информационной инфраструктуры (Global Information Infrastructure, GII). При этом GII является важнейшим элементом среды формирования и существования GIS.

Активное внедрение ИТ в самых разных сферах дает новые стимулы для ускорения стандартизации ИТ. Этот процесс интегрируется со стандартизацией общих бизнес-процессов и данных управления качеством (ISO 9000), проектами, отношениями с клиентами, бухгалтерским учетом, жизненным циклом компьютерных программ, сложных изделий и др. В результате возникли термины электронное правительство, электронное правосудие, электронное образование, электронное здравоохранение, электронный бизнес, электронное сельское хозяйство и пр. Решается задача обеспечения интероперабельности информационных систем за счет стандартизации в перечисленных областях деятельности.

Очертания стандартизации

Для решения задач стандартизации ИТ создана мощная международная система, в состав которой входит множество специализированных государственных и общественных организаций. Важные черты процесса стандартизации таковы:

  • всеобъемлющий характер, нацеленность на полномасштабную комплексную стандартизацию всех основных направлений ИТ и всего диапазона решений – от концептуальных и методических аспектов до конкретных функций;
  • многоуровневость, взаимосвязь разработки и сопровождения стандартов де-юре, де-факто (открытых спецификаций, промышленных стандартов) и локальных стандартов (например, региональных и национальных);
  • быстрое развитие системы международной стандартизации за счет вовлечения в процесс стандартизации все большего числа организаций и специалистов, повышения эффективности их взаимодействия;
  • появление новых организационных форм разработки стандартов ИТ. Например, создаются консорциумы предприятий (в том числе конкурирующих между собой), заинтересованных в объединении усилий для быстрого продвижения новых технологий в конкретных областях;
  • существенное повышение эффективности работы международных организаций по стандартизации. В частности, это стало возможным благодаря проведенному в конце 90-х годов реинжинирингу их деятельности и внедрению современных методов коллективной работы (таких, как электронная почта, телеконференции, веб-технологии);
  • ориентация международной стандартизации на интересы бизнеса и конечного пользователя, что позволяет вести такую деятельность на принципах самоокупаемости.
В конце 90-х годов прошлого века эти тенденции привели к тому, что система стандартизации информационного общества (Information Society Standardization System, ISSS) стала ориентиром развития международной стандартизации. В качестве примера рассмотрим организацию в Европейском комитете по стандартизации (CEN) соответствующей деятельности, которая отличается от принятой в ISO – инерционной и неторопливой.

Структура системы CEN/ISSS

Деятельность CEN в области ISSS обозначают как CEN/ISSS (www.cen.eu). Работа системы, созданной в 1997 г., координируется Форумом CEN/ISSS. В рамках системы действуют технические комитеты, рабочие и фокус-группы.

Официальные технические комитеты формируются из представителей национальных членов CEN. Они создают стандарты традиционными способами.

Рабочие группы функционируют на постоянной основе и открыты для всех заинтересованных сторон, в том числе поставщиков продуктов, услуг, законодателей и пользователей. Стремясь к достижению европейского консенсуса по обсуждаемым вопросам, рабочие группы публикуют CEN Workshop Agreement (CWA) – соглашения о передовом опыте, кодексы поведения и формально поддерживаемые CEN предварительные стандарты.

Фокус-группы готовят доклады о стандартах, действующих в конкретных областях, с целью выработки рекомендаций по дальнейшей стандартизации. Такие группы могут создаваться по просьбе европейских законодателей для консультаций с общественностью по определенным вопросам стандартизации.

Таким образом, CEN/ISSS сочетает в себе безопасность формальной стандартизации с ориентированным на рынок «быстрым» выпуском неофициальных спецификаций, является гибкой платформой достижения консенсуса.

Позитивные особенности системы CEN/ISSS:

- механизм достижения консенсуса является открытым, прозрачным и позволяет напрямую привлекать к процессу стандартизации представителей промышленности и потребителей ИТ;

- система нацелена на интересы широкого круга организаций, а не на продвижение конкретных решений или технологий;

- система позволяет непосредственно задействовать все заинтересованные стороны в процессе стандартизации и консультироваться с ними через национальные сети связи;

- применяется множество гибких методов работы и видов представления результатов (формальные технические стандарты, неофициальные руководства и кодексы поведения, мероприятия для повышения уровня информированности аудитории, использование веб-сайтов и др.).



Связь НИР со стандартизацией и патентованием в ЕС

Создание платформы сотрудничества исследователей и стандартизаторов ИТ (COoperation Platform for Research And Standards, COPRAS) было задачей поддерживающего проекта 6-й рамочной программы НИР ЕС (она уже завершена, и сейчас выполняется 7-я рамочная программа, 2007–2013 гг.). Цели COPRAS – улучшение взаимодействия и обмена информацией между участниками работ, связанных с технологиями информационного общества, и стандартизаторами ИТ. Проект инициирован рядом европейских организаций по стандартизации и Палатой по стандартам ИКТ (ICT Standards Board, ICTSB), координирующей стандартизацию ИТ в Европе.

В рамках COPRAS была предпринята попытка синхронизации развития ИТ с процессами их стандартизация. Благодаря «трансляции» результатов НИР в органы стандартизации (для использования в их деятельности) технологические достижения должны раньше становиться доступными обществу. Уже удалось создать комплекс общих руководств, облегчающих взаимодействие исследователей и органов стандартизации. А конечная цель – предоставить всем заинтересованным сторонам платформу, содействующую такому взаимодействию и сохранению лидерства Европы в области развития ИТ.

Лидерство какой-либо страны в области ИТ определяется числом патентов, которыми владеют ее граждане и компании. Подобно тому как стандарты являются результатами прикладных НИР, патенты должны быть результатами фундаментальных НИР. Проблема состоит во временном разрыве между получением результатов НИР и выпуском стандарта и/или выдачей патента (вопрос оплаты работ, выполняемых в этот промежуток времени, в каждой стране решается по-своему или не решается вовсе). Отметим: при анализе количества заявок на ИТ-патенты, поступающих в Европейскую патентную организацию, поражают их мощные потоки из Китая и Индии.

Государства Европейского союза играют активную роль в формулировании тематики необходимых обществу исследований и обеспечении их соответствия национальным социально-экономическим целям и программам. Как видно из рис. 2, бюджет ИТ-проектов 7-й рамочной программы НИР ЕС сопоставим с бюджетом проектов в области здравоохранения и превышает бюджет направления «Нанотехнологии, материалы, технологии производства», столь превозносимого в России.

Связь НИР со стандартизацией и патентованием в России

Приходится констатировать, что с принятием закона о технических регламентах были разрушены все области отраслевой стандартизации, унаследованной от СССР. В 2002–2006 гг. в России пытались увязать НИР в области ИТ со стандартизацией в рамках ФЦП «Электронная Россия» по линии Минэкономразвития. Для этого был образован Институт архитектуры электронного государства (ИАЭГ), работа которого финансировалась за счет ежегодных членских взносов компаний, выполнявших проекты. Однако они увиливали от такой обязанности после окончания НИР и не желали проводить неоплачиваемую работу по стандартизации.

По сути, МЭРТом была предпринята попытка корпоративной (отраслевой) стандартизации. За два года ИАЭГ с огромным трудом породил порядка десяти стандартов узкого применения, о которых никто не знает. Причина в том, что не удалось решить вопрос финансирования работ по стандартизации после окончания НИР. Такая ситуация возникла в первую очередь из-за отсутствия в России системы создания отечественных ИКТ. Организации, задействованные в этом процессе, не координируют свою деятельность и ведут себя как лебедь, рак и щука. Их роли в развитии российских ИТ распределяются следующим образом.

* Мининформсвязи заботится о благоприятной правовой среде для развития ИТ-бизнеса, организовало финансируемый государством фонд развития ИТ и породило государственную программу «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Стандартизация в сфере ИТ интересовала это ведомство только в 2000–2004 гг., да и то лишь в отраслевом контексте. А результаты его деятельности еще предстоит увидеть и оценить.

* Ростехрегулирование занимается стандартизацией, в том числе ИТ. Программа разработки национальных стандартов реализуется (www.gost.ru) в девяти технических комитетах (табл. 1). Удручает смехотворно малое число действующих стандартов на использование ИТ (табл. 2). Агентство следует традиционным канонам стандартизации ISO, критикуемым за их неповоротливость. О связи стандартов с приоритетными национальными проектами (www.rost.ru) и федеральными целевыми программами (www.fcp.vpk.ru) даже речи не идет. А тем более не приходится говорить о содержательной концепции стандартизации в сфере ИТ, подобной созданной в ЕС.

* Российская академия наук, казалось бы, проводит фундаментальные НИР в сфере ИТ, но о какой-либо стандартизации или патентах на сайте ее отделения информационных технологий и вычислительных систем (http://oivta.isa.ru) нет ни слова. Не мудрено, что ИТ, продаваемые на российском рынке, имеют в основном зарубежное происхождение и на их покупку идут отечественные нефтедоллары. Сейчас уже мало кто помнит, что СССР поставлял за границу собственные ЭВМ типа БЭСМ-6 и ЕС ЭВМ.

* Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) координирует выполнение ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 гг.» и (в ее рамках) мероприятие 1.4 «Проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований и создание научно-технического задела по перспективным технологиям в области информационно-телекоммуникационных систем». Увы, в нем тоже нет места стандартизации ИТ по результатам НИР, хотя о патентах речь идет.

При этом в документах, утвержденных Президентом РФ, неоднократно указывалось на необходимость целостного управления развитием тех или иных направлений науки и техники, в том числе ИТ (управление фундаментальными и прикладными исследованиями, стандартами и патентами, кадрами). Еще в 2002 г. с подачи Совета безопасности президент утвердил «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» (www.scrf.gov.ru).

В распоряжении от 21 мая 2006 г. (Пр-843) президент определил информационно-телекоммуникационные системы как одно из приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ. В другом распоряжении, датируемом тем же числом (Пр-842), он назвал критически важными:

- технологии создания электронной компонентной базы;

- собственно ИТ-технологии (в том числе биоинформационные, обработки, хранения, передачи и защиты информации, разработки программного обеспечения, распределенных вычислений и систем);

- технологии, которые невозможны без применения ИТ (разработка интеллектуальных систем навигации и управления, создание новых видов транспортных систем и управление ими, экологически безопасное ресурсосберегающее производство, переработка сельскохозяйственного сырья и выпуск продуктов питания, проектирование новых поколений ракетно-космической, авиационной и морской техники).

В 2006 г. началось финансирование приоритетных национальных проектов в областях ЖКХ («Доступное и комфортное жилье – гражданам России»), здравоохранения, образования и сельского хозяйства (развитие агропромышленного комплекса), не поддержанное работами по стандартизации. Наконец, в 2007 г. была утверждена Стратегия развития информационного общества в России. В ней открытым текстом сказано: «Практически отсутствует производство конкурентоспособной продукции микроэлектронной промышленности, телекоммуникационного оборудования и средств вычислительной техники, в результате чего зависимость развития российской информационной инфраструктуры от поставок зарубежных информационно-коммуникационных технологий значительно превышает критический уровень… Значительные усилия, предпринимаемые государственными органами по созданию условий для интенсификации постиндустриального развития общества, недостаточно скоординированы, слабо используется потенциал бизнеса и гражданского общества».

Увы, в стратегии не говорится о стандартизации технологий информационного общества и их патентовании. А это для чиновников – важный указатель. Но если наша страна собирается к 2015 г. войти в группу 20 лидеров построения информационного общества (сейчас она на 51-м месте), ей необходимо государственно-частное партнерство в области развития и применения отечественных ИТ. Успешных примеров такого партнерства в передовых странах предостаточно, и для начала нужно взять все лучшее из этого опыта. И, конечно, следует определить одно федеральное ведомство, ответственное за создание ИКТ на всем инновационном цикле.

«ИКС» об информационном обществе: № 9'2007, с. 4; № 7'2007, с. 76; № 6'2007, с. 4; № 4'2007, с. 42; № 12'2005, с. 32: № 7'2005, с. 76


Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!