Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 12 2012
Константин СОЛОДУХИН  11 декабря 2012

Чего хотят низы и что могут верхи

Государство может и должно привлекать операторский бизнес к решению значимых для общества задач, используя как хорошо известные, так и новые механизмы государственно-частного партнерства, уверен Константин СОЛОДУХИН, руководитель комитета по зарубежным рынкам, НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий».

Константин СОЛОДУХИН, руководитель комитета по зарубежным рынкам, НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» 
 

Досье ИКС

Некоммерческое партнерство «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» создано в мае 2012 г. В числе его членов – «ВымпелКом», ассоциация «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», «МегаФон», МТС, ОАО «НИС», «РТКомм.РУ», «Сумма Телеком», «Яндекс». Это как производители устройств на базе навигационных технологий, так и разработчики сервисов на основе таких устройств. В результате партнерство представляет собой экосистему, способную играть важную роль в коммерциализации ГЛОНАСС.

– Раньше задача коммерциализации навигационных технологий ГЛОНАСС была возложена на одну компанию – НИС. Сейчас стало понятно, что решать ее следует с привлечением всех компаний, заинтересованных в развитии рынка навигационно-информационных услуг. Получить эффект масштаба можно, только если бизнес-сообщество увидит в ГЛОНАСС бизнес-интерес и объединит усилия. Потому и было создано НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий». Можно сказать, государственно-частное партнерство в форме взаимодействия государства и отдельной компании эволюционировало во взаимодействие государства и бизнес-сообщества.

– Почему операторы связи оказались так заинтересованы в ГЛОНАСС?

– Сейчас все сотовые операторы развивают направление М2М, и навигационные сервисы относятся к этому сегменту. Все транспортные решения, которые требуют сопряжения сотовых сетей и навигационного подсегмента для того, чтобы можно было передать координаты объекта в центр управления, создаются на стыке сетей. Все сотовые компании уже разработали или разрабатывают навигационные услуги для определенного круга потребителей – транспортных компаний, метеокомпаний и т.д. В принципе, разработчик сервиса нейтрален в выборе навигационной системы, но если в России все автомобили к определенному сроку должны быть оснащены чипами ГЛОНАСС, то сотовая компания, создавая свои приложения в сегменте М2М, должна это учитывать. Ведущую роль здесь играет решение государства. С другой стороны, чем больше сотовая компания продает таких приложений, тем выше на них спрос и тем динамичнее развивается рынок. Баланс интересов будет четко соблюден: компании – производители сервисов и оборудования будут формировать новый рынок потребления, государство получит желаемую коммерциализацию технологии.

– Вы возглавляете в НП комитет, который занимается продвижением ГЛОНАСС на зарубежные рынки. Какие государства приоритетны для экспорта?

– Каждое государство принимает технические стандарты и требования, которые обязывают определенные структуры использовать на территории страны те или иные навигационные технологии. Если это ГЛОНАСС, то в этой стране гарантированы высокие объемы продаж соответствующих чипов. Одно дело, если потребителем является только Минтранс России, и совсем другое, если это будут транспортные ведомства и других стран. Рынок начинает расти в геометрической прогрессии. В свою очередь, масштаб влияет на стоимость технологии. Чем больше объем производства чипов, тем они дешевле.

Но только государство может создать условия для того, чтобы ГЛОНАСС был признан навигационным стандартом для рынка той или иной страны. В зависимости от конкретного государства это делается через межправительственные решения, через создание совместных предприятий на государственном уровне и т.п. А бизнес должен расставить приоритеты, назвать страны, представляющие для него наибольший интерес. Потенциально наш самый «правильный» рынок – государства бывшего СССР. Поэтому сейчас основные усилия в международной деятельности партнерство направляет на работу в рамках Таможенного союза с нашими ближайшими соседями – Казахстаном, Белоруссией, Украиной. Помимо этого, конечно, работаем над проектами партнерства и за пределами пространства СНГ. Времени у нас немного – с введением в коммерческую эксплуатацию европейской системы Galileo и китайской BeiDou задача стать первым или вторым (резервным) навигационным стандартом в других странах сильно усложнится. А значит, затормозится и развитие экспортного бизнеса производителей оборудования и разработчиков приложений.

– Создание некоммерческого партнерства ГЛОНАСС – хороший пример поиска баланса государственных и бизнес-интересов. Примеры дисбаланса?

– Развитие телекоммуникационной инфраструктуры в интересах государственных и социальных проектов – тоже пример взаимодействия государства и бизнеса операторов связи. Сегодня сам госсектор привлекателен для операторов, и многие игроки помимо «Ростелекома» хотят предоставлять сервисы в этом сегменте, включающем в себя государственные программы в области образования, здравоохранения, управления госучреждениями.

Но основная проблема состоит в том, что бизнес, рассматривая предоставление таких сервисов как коммерческий проект, должен понимать его параметры (сроки возврата инвестиций, маржинальность услуг и др.). Между тем конкурсная база государственных проектов работает таким образом, что победивший оператор гарантированно предоставляет услугу только в тот период времени, на который проводился конкурс. Это год, максимум два. А дальше опять объявляется конкурс – и оператор, уже вложивший деньги в инфраструктуру, на основе которой предоставляет сервисы, не может быть уверенным, что выиграет его и в следующий раз. В этой ситуации инвестиции в проект планировать тяжело.

Операторов, имеющих готовую инфраструктуру, сегодня не так уж много. А те, кто хотел бы ее развивать, не готовы рисковать. Когда государство создаст необходимые условия, таких игроков на рынке появится больше, как и возможностей предоставления сервисов по оптимальным рыночным ценам. В этом заинтересованы все – и государство, и общество, и бизнес.

– Как достичь баланса интересов?

– Он будет достигнут, если операторы получат со стороны государства ясную картину своего будущего. А это станет возможным, если контракты на предоставление сервисов будут заключаться не на год-два, а на пять лет. Как только появятся долгосрочные контракты, у операторов поднимется интерес развивать инфраструктуру для оказания таких сервисов. Бизнес будет инвестировать с понятной отдачей денег, а государство получит инфраструктуру, на базе которой предоставляются современные сервисы.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!