Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05 2013
Дмитрий БЕХТЕРЕВ  07 мая 2013

Платежи москвичей в адрес города – на единую платформу

Какой вклад в расширение аудитории пользователей мобильных платежей могут внести городские власти? Почему такая форма оплаты им может быть выгодна? О первых результатах создания мобильной платежной инфраструктуры в столице и ее перспективах – Дмитрий БЕХТЕРЕВ, руководитель направления мобильных разработок ДИТ Москвы.

Дмитрий БЕХТЕРЕВ, руководитель направления мобильных разработок ДИТ МосквыВ рамках государственной программы Москвы «Информационный город (2012–2016 гг.)» Департамент информационных технологий разработал информационную систему регистрации начислений и платежей (ИС РНиП), которая в том числе позволяет агрегировать информацию обо всех выставленных гражданину счетах, привязанных к тому или иному его идентификатору (номеру паспорта или свидетельства о рождении, СНИЛС, договора на оказание услуг), и представить их в его личном кабинете на городском портале госуслуг. Поставщиками такой информации о начислениях могут стать городские учреждения, оказывающие платные услуги населению, например детские сады, спортивные и музыкальные школы и т.п. Подобных организаций в городе примерно 6,5 тыс. К этой системе через единый платежный шлюз подключаются платежные агенты, и у пользователя появляется возможность из личного кабинета оплатить счет, воспользовавшись привычным способом удаленных платежей – системой интернет-банкинга, электронным кошельком, банковской картой Visa или MasterCard. Сегодня к шлюзу уже подключены Банк Москвы, Альфа-Банк, QIWI, «Элекснет», «Деньги@Mail.ru» и WebMoney.

Для предоставления пользователям столичного портала госуслуг возможности совершать платежные транзакции по счетам, собранным в РНиП, с их лицевого абонентского счета у операторов сотовой связи в городе разработана и тестируется единая мобильная платформа (ЕМП). Получив от гражданина идентификатор начисления, сумму и номер его мобильного телефона, эта информационная система должна выбрать из числа обезличенных платежных агентов того, кто берет с такой транзакции минимальную комиссию.

Сейчас идет процесс подключения к ЕМП платежных агентов, тестируется взаимодействие их информационных систем с платформой. Одновременно ведутся переговоры с Федеральным казначейством о предоставлении в ЕМП информации о начислении штрафов ГИБДД.

Пока на единой мобильной платформе горожанам доступна только оплата парковки. Услуга имеет поддержку – со всех парковок автовладельцы могут обратиться за консультацией в городской колл-центр. По нашим данным, к концу января 2013 г. услугой воспользовались около 50 тыс. человек. Именно столько автовладельцев отправили SMS на короткий номер, после чего с их лицевого счета начинали списываться средства за парковку. И надо сказать, что такой способ оплаты стоянки достаточно удобен.

В настоящее время мы работаем над улучшением этой услуги и одновременно ищем партнера, который предоставил бы нам полноценный облачный сервис, позволяющий человеку один раз ввести реквизиты своей банковской карты и сохранить их, чтобы впоследствии не вводить их заново при каждом платеже, а просто нажимать кнопку «ОК». Пока таких предложений мало. Мы продолжаем поиск, потому что понимаем: привязав к банковской карте мобильный телефон ее владельца, мы дадим жителям столицы возможность оплачивать с помощью такой связки самые разные и муниципальные, и коммерческие услуги.

Мы открываем API нашей единой мобильной платформы для разработчиков приложений. Они смогут, зарегистрировавшись на этой платформе и подписав оферту, получать с портала data.mos.ru данные, необходимые для разработки своих приложений. Сами же мы сфокусируемся на доработке функционала шести наших приложений. В ближайшее время на ЕМП появится сервис передачи показаний приборов учета воды и потребленной электроэнергии.

Пользователей услуг «мобильного правительства» становится все больше. Судите сами: всего на городском портале госуслуг зарегистрировано около 900 тыс. человек. Из них около 180 тыс. загрузили в свои телефоны наши мобильные приложения, более 85 тыс. подписались на уведомления о штрафах, выписанных в ГИБДД, еще 30 тыс. пополняют с мобильных устройств карточки для оплаты школьного питания.

Мы видим, что это удобно, востребовано, поэтому мы намерены и дальше развивать эти сервисы. 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!