Rambler's Top100
Статьи ИКС № 05-06 2015
Александр ЯЗЫКОВ  01 июня 2015

Единый источник правды для страховщика

Об ожидаемых и неожиданных эффектах внедрения аналитической системы – Александр ЯЗЫКОВ, главный специалист отдела финансовых систем ДСиИТ СК «ВТБ Страхование».

Александр ЯЗЫКОВ, главный специалист отдела финансовых систем ДСиИТ СК «ВТБ Страхование»

Предпосылки выбора

Особенностями страхового бизнеса являются сложные бизнес-процессы, необходимость многофакторного анализа и алгоритмически сложных расчетов, обязательность ретроспективного анализа данных о различных объектах страхования и о клиентах и, конечно же, обеспечение их информационной безопасности.

До недавнего времени для построения аналитических отчетов мы использовали возможности учетных систем. Отчеты вручную выгружались из учетных систем, корректировались и трансформировались в готовые аналитические формы. Однако затем этот подход перестал быть эффективным.

Тому было несколько причин. Во-первых, ускорившийся рост бизнеса привел к увеличению нагрузки на учетные системы и подготовка единых форм отчетов стала требовать гораздо больше времени. Во-вторых, возросла сложность консолидации данных. К тому же процесс подготовки отчетов в ручном режиме был совершенно непрозрачным, а его результат слабо воспроизводим. В-третьих, мы столкнулись с проблемой производительности: подготовка отдельных отчетов стала занимать часы и при этом тормозила учетные системы. В-четвертых, возник вопрос о разграничении доступа к данным.

Поскольку наиболее остро эти проблемы встали перед нашим финансовым блоком, финансисты выступили внутренним заказчиком внедрения системы бизнес-аналитики. Вместе с ними мы сформулировали результаты, которые хотели получить от проекта. В страховой компании «ВТБ Страхование» должен был появиться единый сервис предоставления аналитической информации по максимально возможному количеству показателей из всех имеющихся у компании учетных систем. В идеале нам хотелось, чтобы для получения отчета внутреннему пользователю достаточно было нажать «большую красную кнопку». При этом подготовка даже самых сложных отчетов должна занимать не часы, а минуты.

Кроме того, структура системы и ее устройство должны быть понятны аналитикам и разработчикам. Еще мы надеялись, что пользователи смогут часть своих потребностей в отчетах закрывать сами: строить простые отчеты, модифицировать имеющиеся. Естественно, важными аспектами оставались обеспечение безопасности и разделение потоков информации о продажах и персональных данных пользователей.

«Механика»

Как наиболее отвечающую нашим целям мы выбрали систему бизнес-аналитики QlikView. Она позволила нам решить целый ряд задач в интересах финансового департамента, операционного блока, продающих подразделений.

Источниками данных для аналитического сервиса служит практически весь парк учетных систем: бухгалтерская система, операционная система, полисная система, система медстрахования, система единого контрагента, зарплатная система, а также электронный архив, коммуникационные системы и наш SMS-портал.

Раз в сутки, ночью, данные выгружаются из учетных систем и попадают в слой исходных данных, где раскладываются по отдельным папкам, затем преобразуются, очищаются, обогащаются, словом, приводятся к виду, готовому к загрузке в конечные модели на сервере. Тут эти данные с высокой скоростью обрабатываются по технологии in-memory. Результаты анализа отображаются на витринах, к которым пользователи получают доступ через специальное приложение-клиент. Кроме того, ИТ-департамент рассылает в автоматическом режиме готовые аналитические отчеты.

Такая сложная взаимосвязь процессов позволила нам сократить время, затрачиваемое на сборку отчетов, а также свести воедино данные о продажах, поступлении и начислении премий и прочих финпоказателей. С внедрением системы бизнес-аналитики в распоряжении финансистов, актуариев, андеррайтеров, сотрудников операционного блока оказались аналитические витрины, отображающие убытки, их расчет, доли перестраховщиков в убытках. Есть витрины с план-фактным анализом, анализом прогнозов и мотивации.

Отдельного упоминания заслуживает оперативный управленческий дашборд, с помощью которого топ-менеджеры могут следить за работой подразделений. Помесячно в разрезах бизнеса видны результаты выполнения плана, выполнение прогнозов. Можно посмотреть результат в разрезе продуктов, в разрезе линий бизнеса, все можно получить в виде подробных реестров. Можно на лету переключаться между отчетами в разных разрезах, между типами планов, можно менять способ расчета начисленной премии. Пользователь может выбрать любую линию бизнеса, и отчет практически мгновенно перестроится в соответствии с его выбором.

В аналитической системе можно получать бухгалтерские отчеты, позволяющие проанализировать обороты по счетам, можно обработать данные по закрытым базам и закрытым срезам. При этом, используя одну модель, мы умеем переключаться между временными срезами источников данных и видеть изменения, происходившие в каждом отчетном периоде.

Задачи разных категорий пользователей разбиты по родственным группам. Так, за финансовый результат отвечает блок финансовых моделей, за анализ клиентов – модель единого контрагента. Для операционного анализа есть комплекс своих моделей (контроль ошибок, электронный архив). Департамент HR тоже получил свою модель. Есть ряд моделей для специальных задач, имеющих узкую зону применения, но тем не менее достаточно важных.

Таким образом, мы получили желаемую возможность генерировать аналитическую информацию по большому количеству показателей. К примеру, в отчете по динамике и структуре продаж отображаются динамика, тренды, помесячное выполнение планов продаж, их сравнение с предыдущими периодами. Есть и любимый экономистами отчет-простыня, в котором около 70 столбцов и несколько миллионов строк. В нем содержится подробная информация по каждому договору страхования и все связанные с ним показатели.

Для пользователей мы предусмотрели гибкие отчеты. Так, аналитик может задать разрезы информации, которые ему нужны, и добавить какие-либо показатели. В соответствии с его настройками будет пересчитан итоговый отчет, это происходит довольно быстро.

Результат оправдал ожидания

Подводя итоги проекта внедрения системы бизнес-аналитики, нужно отметить, что теперь бизнес-пользователям предоставляется доступ к очищенным, нормализованным и обогащенным данным. У них появилась возможность менять детализацию в отчетах на лету: они могут получить данные как в крупных агрегированных аналитиках, так и в отдельных проводках. Разработанные нами дашборды позволяют быстро и легко оценить финансовый результат. Задав тот или иной фильтр в отчете, можно посмотреть, как изменятся связанные с ним показатели. Это очень удобно для анализа. Что важно, мы добились высокой скорости обработки информации: на построение самого сложного отчета системе требуется не более 10 минут.

Кроме того, в компании появился единый «источник правды». Финансовые модели содержат определенный слой данных, в котором хранятся все начисления и т.п., потом они используются во всех остальных моделях, где требуется финансовая информация. Тем самым мы исключили противоречивый взгляд на одни и те же финансовые показатели.

Мы еще не осуществили перенос в систему всех важных отчетов и продолжаем двигаться в этом направлении. Сегодня в компании «ВТБ Страхование» более 200 специалистов активно пользуются аналитической системой. Теперь ИТ-департамент достаточно быстро реагирует на их запросы, сроки доработки отчетности стали короче. Кроме того, мы смогли предложить пользователям вариант самообслуживания.

Приятное дополнение к результатам внедрения единой аналитической системы – в компании начала появляться единая терминология. Совершенно разные подразделения могут говорить на одном языке.  

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!