Rambler's Top100
Статьи ИКС № 07-08 2015
Феликс МУЧНИК  Александр ДЕМИДОВ  Иван ЛУКОВНИКОВ  Евгений БАГРО  Максим ГОРИН  Михаил АЛЕКСИН  08 сентября 2015

В поисках своего дата-центра

В России уже выросло многочисленное поколение клиентов, имеющих длительный опыт общения с российскими и зарубежными ЦОДами и поиска именно тех сервисов, которые отвечают требованиям конкретного развивающегося бизнеса в данный момент времени и в перспективе. И они готовы делиться этим опытом.

Облачные принципы

Александр ДЕМИДОВ

Александр ДЕМИДОВ, руководитель направления арендных решений, «1С-Битрикс»

Наши потребности в ИТ-инфраструктуре невелики, поэтому собственный физический ЦОД нам не нужен вовсе, мы используем облачный хостинг компании Amazon.

Почему именно облако? Если сравнивать по цене с реальным ИТ-оборудованием, то облачный хостинг всегда дороже. Но, выбирая облако, мы перестаем думать об инфраструктуре и ее обслуживании, экономим на обслуживающем персонале и времени. Помимо того, в облаке чаще всего реализовано множество дополнительных сервисов. Можно гибко управлять дисками, процессорами, памятью, быстро масштабироваться в зависимости от нагрузки.

Если компания часто запускает много новых сервисов, то пользоваться облаком удобнее. Никогда не знаешь, «взлетит» сервис или нет, насколько быстро он начнет расти. Если не «взлетел» – можно быстро свернуть всю инфраструктуру. А если сервис начал расти, можно быстро добавлять ресурсы для его поддержки. Традиционные ЦОДы выгоднее с финансовой точки зрения, когда у компании полностью устоявшаяся инфраструктура, рост, который хорошо прогнозируется.

Если говорить о принципах выбора дата-центра в целом – неважно, облачного или физического, – то нужно учитывать его репутацию, присутствие большого числа интернет-провайдеров, наличие сертификатов Uptime и т.д. Немногие дата-центры проходят эту сертификацию, но если они ее прошли, это значит, что у них нормальные системы охлаждения и электропитания, правильно сделано резервирование на случай аварии или системного сбоя.

Мы привыкли все наши сервисы резервировать. Поэтому нам важно, чтобы у дата-центра было как минимум две точки присутствия. Чтобы мы могли часть инфраструктуры развернуть в одной точке, часть – в другой, и их друг через друга зарезервировать. Кроме того, нам важно наличие у провайдера большого количества дополнительных сервисов, которые не нужно будет создавать с нуля (облачные файловые хранилища, балансировщики и т.д.). Важно также, чтобы SLA было понятным, четким и всегда соблюдалось, чтобы было зафиксировано время реакции на проблему, предоставлялась круглосуточная поддержка, а после серьезного сбоя – подробное описание проблемы для нас, пользователей. В соответствии с этими принципами мы сейчас планируем перенос российского сегмента наших сервисов в Россию, тоже к облачному провайдеру.

 

От корпоративного ЦОДа к гибридному

Евгений БАГРО

Евгений БАГРО, директор по развитию, ADV/web-engineering co.

Более 10 лет назад, когда наша компания впервые занялась выбором формата ЦОДа, мы исходили из того, что нам надо размещать ПО (сайты, сервисы, ERP/CRM-системы и т.п.), хранить большие объемы данных и предоставлять возможность нашим клиентам/партнерам размещать свое ПО на наших серверах. Тогда мы пришли к выводу, что корпоративный ЦОД – это оптимальное для нас решение и с финансовой точки зрения, и с точки зрения обеспечения безопасности данных.

За последние несколько лет к списку наших потребностей добавились новые:

 

  •  
    •  
      •  
        •  
          • быстрый анализ больших объемов данных;
          • выполнение большого количества вычислений в режиме реального времени;
          • обеспечение периодических пиковых нагрузок на наши ресурсы во время акций, презентаций и т.п.;
          • хранение большого объема медиаконтента;
          • необходимость резервирования всех типов данных.

 

 

Для удовлетворения этих потребностей мы создали гибридный вариант ЦОДа, состоящий как из собственных корпоративных серверов, так и из вычислительных мощностей и систем хранения, размещаемых в облаках. Раньше нам не хватало возможности быстро нарастить вычислительные мощности, и мы тратили довольно много времени сначала на анализ того, сколько нам нужно «железа», потом на ожидание его поставки. Цена ошибки в расчетах при этом была довольно высокой. Приходилось закладывать риски, чтобы избежать ситуации, когда для полноценной работы системы не хватает совсем немного, а ждать, пока довезут необходимую дополнительную «железку», нужно несколько месяцев. Сейчас все происходит быстрее и проще.

Для нас и наших клиентов важнейшие параметры дата-центра – надежность, технологичность, условия SLA и, безусловно, безопасность. Современные облака задают довольно высокую планку для данных показателей, а также предоставляют широкий спектр качественных услуг: например, географически распределенное фоновое бэкапирование данных и гарантию запуска резервной версии сайта в течение 15 минут в случае аварии практически без потери данных. Также современные облака позволяют контролировать стоимость владения ИТ-инфраструктурой и точно измерять эффективность ее использования. Ко всему прочему, для нас стали неактуальны такие вопросы, как амортизация оборудования, выделение места для серверной, организация системы вентиляции и охлаждения, подвод электропитания к серверам и оплата электричества. Все они уже решены за нас провайдером.

В облаках SLA, как правило, «интересней», чем в традиционных «железных» ЦОДах. Ведь облачный дата-центр – это, по сути, тот же «железный» ЦОД, только очень большой, где все оборудование стандартизировано, а все процессы оптимизированы и автоматизированы. В облаках практически исключены сбои, так как все системы зарезервированы. За несколько лет работы с облачными ЦОДами мы ни разу не столкнулись с серьезными сбоями, а решение несерьезных проблем всегда занимало минимум времени в любое время суток.

 

Страна - город - провайдер

Иван ЛУКОВНИКОВ

Иван ЛУКОВНИКОВ, вице-президент по разработке и облачным технологиям, Acronis

У нашего сервиса облачного хранения несколько миллионов пользователей по всему миру. Поэтому решение о создании глобальной сети облачных дата-центров было совершенно естественным. Для компании нашего размера оптимальный вариант работы с ЦОДом – это аренда места, интернет-линий, а в ряде случаев и серверов. Мы специализируемся на разработке ПО и предоставлении облачных услуг, а строительство и эксплуатация дата-центров – не наша специальность.

Поиск дата-центров мы начинали с выбора страны. В первую очередь мы открывали ЦОДы в регионах, где наш бизнес традиционно силен. Причин для этого несколько. Во-первых, облачное резервное копирование связано с передачей больших объемов данных, и чем ближе клиент к дата-центру, тем лучше. Во-вторых, клиентам обычно комфортнее, если их данные хранятся на территории их страны. Кроме того, в ряде стран национальное законодательство регулирует правила хранения персональных данных. Наконец, при выборе локации мы также учитываем местное законодательство, например, насколько сложно ввезти в страну оборудование.

Следующий шаг – выбор места (города) в стране, где мы открываем точку присутствия. Здесь роль могут играть два фактора. Первый – расположение мировых каналов интернет-соединений. Второй – географическая специфика. Например, в США для многих клиентов предпочтительно иметь резервную копию на двух разных побережьях (на случай очередного урагана «Катрина»). В Японии желательно, чтобы ЦОД не находился в сейсмоопасной зоне или на каком-нибудь вулкане. Последнее, кстати, не шутка, там есть и такие дата-центры.

Только после этого мы приступаем к выбору поставщика услуг. В первую очередь нас интересует качество, поэтому мы используем дата-центры уровня Tier IV от ведущих мировых провайдеров. Затем рассматриваются более или менее традиционные параметры – цена, скорость развертывания, масштабируемость и т. п. Поскольку нам удобнее работать с одним или двумя глобальными провайдерами, это тоже сказывается на принятии окончательного решения.

 

Однозначный выбор – colocation

Михаил АЛЕКСИН

Михаил АЛЕКСИН, ИТ-директор, United Card Services

Мы работаем в секторе бизнеса, для которого характерен почти линейный рост объема данных. Так как сегодня плотность записи, судя по всему, подошла к своему очередному пределу, рост числа стоек, необходимых для размещения этих данных, становится неизбежным. Поэтому вариант реализации корпоративного ЦОДа отпал. Иначе пришлось бы инвестировать большие средства в перспективную площадь машинного зала и решать неимоверное количество инфраструктурных вопросов – подведение достаточной электрической мощности, отведение тепла, обеспечение резервирования. Кроме того, собственный дата-центр при высоких требованиях к его доступности и непрерывности работы предполагает серьезные операционные расходы, слабо зависящие от количества размещенных стоек. Облака же выпадали из сферы наших интересов по причине достаточно жестких требований отраслевых стандартов к вопросам безопасности. Таким образом, использование коммерческого colocation являлось для нас осознанным и практически однозначным выбором.

Безусловно, при выборе ЦОДа нас интересовали и его оснащение, и обеспечение информационной безо­пасности, и содержание SLA, и многое другое. Но по большому счету главные критерии для любого дата-центра – число активированных стоек в управлении и количество плановых и аварийных простоев. Облачный ЦОД должен оцениваться по другим параметрам – здесь важна не столько развитость инфраструктуры, сколько организация сервиса, механизмы репликации данных, балансировки, масштабирования, оркестрации и т.д.

У облачных сервисов есть определенные общие недостатки. В частности, количество участников процесса производства конечной услуги по сравнению с традиционными сервисами colocation возрастает, а людям свойственно ошибаться. К тому же труднее становится выявить причину того или иного сбоя. Облачные провайдеры часто грешат использованием сверхдешевых компонентов, полагаясь на горизонтальное масштабирование и избыточность. А для нашего бизнеса, как и для многих других, самое важное – это непрерывность процесса, так как любой, даже краткосрочный сбой приводит к прямым убыткам.

 

Colocation + IaaS+ SaaS

Максим ГОРИН

Максим ГОРИН, руководитель департамента ИТ, центральный офис, «Первый БИТ»

Наша компания динамично растет, появляются новые направления, филиалы, сотрудники. Все это требует постоянного развития нашей информационной структуры, а это весьма ощутимые операционные затраты. При подготовке бюджета модернизации собственной ИТ-инфраструктуры мы решили просчитать перенос в облако одного из центральных корпоративных сервисов – корпоративной почты. Облачный сервис стоил чуть больше внутрикорпоративного решения, но при этом в значительной степени минимизировал наши риски. Мы сами предоставляем своим клиентам программные продукты «1С:Предприятие 8» по модели SaaS, и это накладывает на нас серьезные обязательства при выборе надежного партнера – провайдера дата-центра. Учитывали и техническое обеспечение ЦОДа, и компетентность персонала, и соотношение цены и качества сервиса, и предоставляемые гарантии. Мы выбрали коммерческий дата-центр с уже построенной аппаратной и программной архитектурой и сейчас размещаем в нем часть собственного оборудования (colocation), арендуем мощности по модели IaaS и используем часть сервисов по модели SaaS.

Современные облачные сервисы могут закрывать практически любые потребности бизнеса (это касается как программно-аппаратной части – IaaS, PaaS, так и конкретных решений по модели SaaS) и при этом позволяют серьезно сократить инвестиции в модернизацию и поддержку собственной ИТ-инфраструктуры. Но всегда остаются сервисы, которые по разным причинам (секретность, невозможность работы сервиса в удаленном режиме и пр.) должны работать в собственном ЦОДе или на собственном оборудовании в коммерческом дата-центре.

Различие SLA у «железных» и облачных сервисов ЦОДа только в наборе включенных услуг. В «железе» – это максимально быстрое восстановление после сбоя, а для облачных сервисов добавляется ответственность за работоспособность ПО, которое клиент получает как услугу. Поскольку для бизнеса критическим может быть простой любого узла информационной системы, требования к «железным» и облачным услугам дата-центра одинаково высокие. Причем, если раньше уровень доступности сервиса для нас составлял 97,5%, то сегодня – 99,5%. Конечно, бизнес хочет быть защищен со всех сторон на 100%, но, к сожалению, даже самый чистый спирт – это водный раствор с концентрацией «всего» 96,6%.

 

Выбор в денежной плоскости

Феликс МУЧНИК

Феликс МУЧНИК, генеральный директор, Softkey

В настоящий момент каких-либо «идеологических» препятствий (кроме трансграничной передачи данных) для использования облачных сервисов компаниями любого размера нет. Поэтому выбор между услугами ЦОДов и облачными провайдерами лежит в денежной плоскости. Если компания понимает, что может организовать собственными силами инфраструктуру необходимого качества, производительности и надежности, то она просто сравнивает стоимость in-house-решения с ценой аренды облака в среднесрочной перспективе. Обычно для масштабных проектов чисто облачный подход оказывается довольно дорогим и актуален исключительно на начальном этапе развития. По мере роста масштабов проекта возникает возможность частично использовать собственную инфраструктуру, а в периоды пиковых нагрузок или в случае сбоев задействовать облачные сервисы. Если же проект относительно невелик, то облачные сервисы могут удовлетворять все его потребности и в долгосрочной перспективе. Помехой для этого может стать только несоответствие облачного сервиса заявленным характеристикам (что встречается нередко и является фактором, который у многих отбивает охоту обращаться к облакам).

 

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!