Rambler's Top100
Статьи ИКС № 03-04 2016
Николай МАЗУР  25 апреля 2016

М2М в массовом секторе только начинается

Для универсального оператора связи интернет вещей – это уже сегодня востребованные рынком продукты и решения. 

Николай МАЗУР, директор по маркетингу корпоративного бизнеса, «МегаФон»

В настоящее время «МегаФон» развивает свои М2М- и IoT-предложения (разделение между ними пока условное) по двум направлениям. Во-первых, это горизонтальные решения для транспорта, энергетики, ЖКХ, финансовых сервисов, логистики, вендинга и телемедицины на нашей платформе межмашинного взаимодействия. Во-вторых, это вертикальные/коробочные решения для конкретных отраслей. 

Поскольку, как показывает наша аналитика, «умные дома» в России пока мало востребованы из-за стоимости решения целиком, развитие IoT-направления сконцентрировано в сегменте В2В. Тут мы помогаем клиентам получать «умные заводы» и «умные машины». При этом мы активно развиваем как свои собственные М2М- и IoT-предложения, так и платформенные решения наших партнеров.

Помимо горизонтальных платформенных решений, в нашем фокусе вертикальные рынки. Для них создаются как М2М-продукты «широкого профиля», для всех отраслей бизнеса, так и индивидуальные решения для задач конкретного заказчика с учетом специальных потребностей той или иной отрасли.

В настоящее время наибольшее распространение в России получили М2М-решения для  транспорта (такси, информационные табло на остановках, контроль скорости движения). К примеру, установка модемов с сим-картами во все машины позволяет не только наблюдать за их перемещением, но и анализировать маршруты. Система, например, поможет выявить водителей, которые предлагают клиентам оптимальный путь, и тех, кто возит их кругами.

Важным клиентом для «МегаФона» стала компания «РТ-Инвест транспортные системы», оператор системы «Платон». Контракт с ней предусматривает поставку до 2 млн сим-карт для бортовых устройств с подключением их до 2017 г. к нашей М2М-платформе. Эти бортовые устройства будут использоваться в большегрузных автомашинах для определения размера платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Этот проект мы считаем стратегическим, поскольку он закладывает фундамент для долгосрочного сотрудничества и преду­сматривает инновационный уровень обслуживания.

На сегодняшний день для передачи данных в целях М2М достаточно скоростей 2G, поэтому клиентам важнее плотность покрытия, надежность соединения. Она обеспечивается в том числе и за счет взаимодополнения технологий: к примеру, мобильная или беспроводная связь часто бэкапирует фиксированную. В среднесрочной перспективе мы видим очень высокий потенциал M2M-сервисов, использующих скоростные сети передачи данных: не просто сбора телеметрических данных, а видеофиксации и видеоаналитики в режиме онлайн, для которых скорость передачи критически важна.

Что касается массового рынка М2М, или IoT, этот сегмент мы только начинаем развивать и видим перед собой сразу несколько барьеров. Первый – это отсутствие государственных программ по развитию телеметрических услуг, стимулирующих производителей разрабатывать пользовательские устройства. Второй – особенности географического положения нашей страны. Значительную часть территории России занимают зоны со сложным климатом и низкой плотностью населения, что затрудняет или делает невозможным сплошное покрытие территории высокоскоростным мобильным интернетом. Третий барьер – государство не готово брать на себя расходы по поддержке социальных программ, направленных на предоставление телематических услуг жителям труднодоступных населенных пунктов и районов, к примеру, по оплате интернет-трафика для мобильного здравоохранения.

Вместе с тем мы не считаем, что эти барьеры смогут всерьез и надолго затормозить развитие технологий. Тем более что результатами развития М2М-бизнеса в корпоративном сегменте мы довольны. На протяжении двух последних лет динамика роста М2М-направления «МегаФона» положительная. По итогам 2015 г. количество сим-карт, установленных с целью удаленного мониторинга устройств у корпоративных пользователей, достигло 1,6 млн, что, по нашим оценкам, составило 25% рынка.   Икс

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: