Rambler's Top100
 
Статьи
30 мая 2019

Большой секрет маленьких ЦОДов

Компания 3data, реализующая сегодня все более масштабные проекты, начинала с малых ЦОДов. Вопреки стереотипам она доказала, что небольшой коммерческий дата-центр может быть успешным бизнесом. Об уникальном опыте – Илья Хала, генеральный директор 3data.

– В представлении многих коммерческий ЦОД – это огромное здание где-то в промзоне. Вы же строите небольшие ЦОДы в самом центре мегаполиса. Почему был выбран такой подход?

– Идея создания коммерческих ЦОДов родилась у нас в 2010 г. В то время мы с коллегами занимались комплексным ИТ-аутсорсингом: обслуживали бизнес-центры, спорткомплексы, торговые центры, предлагая ИТ-услуги «под ключ». Чтобы не стать еще одним из схожих проектов «больших ЦОДов в промзонах», мы придумали концепцию сети небольших дата-центров, которые располагаются в деловых районах Мос­квы, в шаговой доступности для клиентов.

Поскольку в Москве много центров деловой активности, сразу стало понятно, что нужны не один-два, а большая сеть ЦОДов. Сейчас можно говорить о том, что концепция становится эффективной, когда в арсенале не менее 15 объектов. Кроме того, мы изначально поставили цель сделать ЦОДы максимально удобными для заказчиков – это важная составляющая того, что мы называем премиальным уровнем сервиса. Ключевой фактор – транспортная доступность: удобно добраться на метро или подъехать на автомобиле.

Важным показателем качества ИТ-сервисов является их сетевая доступность. Поэтому мы почти сразу начали сотрудничать с «Мастертел» – крупнейшим поставщиком оптических волокон в Москве. Компания начала размещать свои опорные узлы связи в наших ЦОДах, и на­оборот: узлы «Мастертела» становились базой для организации ЦОДов. Эти узлы тоже размещаются в деловых районах, в непосредственной близости от клиентов. Так что наши интересы совпали. Впоследствии мы начали сотрудничать и с другими операторами связи – на сегодня у нас порядка 30 таких партнеров.

– Подобрать здание, подходящее для организации ЦОДа, всегда непросто. А в центре Мос­квы, да еще и по приемлемой цене – это вообще реально?

– Да, это непросто. Недвижимость в центре дорогая. При этом надо найти здание, отвечающее целому ряду условий. Оно должно иметь планировку, пригодную для организации машзалов, необходимую несущую способность перекрытий, удобные подъездные пути, обеспечивать возможность установки внешних блоков кондиционеров, ДГУ. Мы отсматриваем десятки, иногда сотни предложений, прежде чем выбрать одно подходящее.

Сейчас у нас 10 ЦОДов, выкуплено еще порядка 15 зданий, на 10 площадках ведется активное строительство. Все новые здания приобретаем в собственность. Это принципиальная позиция. Почти каждый год на рынке ЦОДов случаются неприятные инциденты, связанные с договорами аренды. Мы исключаем подобные риски, повышая максимально надежность за счет управления полным циклом производства и контроля услуги.

– Хорошо, здание нашли. А инженерная инфраструктура? Как уместить в небольшое здание отказоустойчивую инфраструктуру?

– На первых площадках было сложно сделать инженерку, чтобы, с одной стороны, она соответствовала требованиям надежности, а с другой – «сходилась» экономика проекта.

Типовые для коммерческих ЦОДов решения оказались дорогими. Чтобы удешевить проекты, пришлось создать собственную экспертизу проектирования. С первой же площадки мы проектируем ЦОДы сами. Затем потребовалось тщательно перебирать продуктовые линейки почти всех вендоров, отыскивая компромиссные решения. Что-то найти не смогли и делали на заказ, в частности, серверные шкафы, PDU, слаботочные лотки.

Еще одна проблема была в том, что при малых объемах вендоры не хотели давать «хорошие цены». Но со временем они поняли, что мы строим не один ЦОД, а сеть дата-центров, и дали скидки, будучи заинтересованы в участии в столь амбициозном проекте.

– Каков уровень отказоустойчивости ЦОДов?

– Наши первые площадки соответствовали уровню Tier II, все последующие – Tier III. Все, что надо, задублировано: кондиционеры, ИБП, вводы электропитания, слаботочные вводы и т.д. Но мы не сертифицируем ЦОДы в Uptime Institute – в первую очередь по экономическим соображениям. Стоек в наших ЦОДах немного: от 60 до 200, поэтому сертификация просто не окупится.

Есть и ряд технических нюансов, связанных с небольшими размерами и местом расположения ЦОДов. Так, в московских двориках сложно организовать топливохранилище с запасом на 12 ч, как того требует Uptime. Мы используем ДГУ с большими баками, емкости которых хватает на 8 ч. Этого достаточно, поскольку гарантированное время доставки топлива – 2 ч.

Клиенты рассматривают наши ЦОДы как полноценные объекты Tier III. В списке требований, которые они предъявляют, мы обычно получаем больше 95% галочек. Для них этого достаточно.

– Вы реализовали несколько моновендорных ЦОДов. Насколько положителен этот опыт?

– На первых площадках мы подбирали оптимальные решения для каждой подсистемы. Приходилось общаться со многими вендорами, прорабатывать большое число вариантов, что требовало много времени, а ЦОДы надо было строить все быстрее. В какой-то момент у нас родилось предположение, что если выбрать вендора, который производит все основные инженерные системы, и сделать с ним комплексный проект, то можно получить массу преимуществ: хорошую цену, отличную совместимость компонентов, сокращение сроков поставки и пр.

Мы построили две моновендорные площадки: с Schneider Electric и с Legrand. Во многом наши предположения подтвердились. Мы получили хорошие цены на комплексный проект, ощутили более плотную поддержку вендоров. Но не могу сказать, что при этом существенно сократились сроки поставок или упростилось администрирование на этапе создания ЦОДа и ввода его в эксплуатацию.

При моновендорном подходе не всегда можно получить точно то, что хочешь. Так, в одном из проектов специфика модельного ряда вендора заставила установить более габаритные ИБП, чем мы хотели. В условиях ограниченной площади это ощутимо, но пришлось мириться с ограничениями продуктовой линейки конкретного вендора.

В целом моновендорные ЦОДы – успешный опыт. Но данный подход не будет для нас основным, у него не столь уж явные преимущества. Наша экспертиза позволяет эффективно собирать ЦОДы из решений разных производителей.

– Вы попробовали много инженерных решений. Удалось ли со временем выработать типовые?

– Инженерия должна быть типовая, чтобы эффект масштаба с учетом наличия сети из множества ЦОДов стал ощутимым – а по суммарному числу стоек мы уже сопоставимы с крупнейшими российскими дата-центрами.

Со временем у нас сформировались типовые подходы, мы полностью отказались от решений «под заказ». Вместе с тем на каждом новом объекте мы пытаемся что-то улучшить: повысить качество, снизить стоимость, расширить функциональность. Каждый следующий ЦОД – шаг вперед, но на базе уже отработанных решений.

– Одно из ключевых ваших преимуществ – шаговая доступность ЦОДов. При физическом размещении ИТ-ресурсов это важно. А для облачных сервисов?

– Для облачных сервисов тоже важно. Все чаще первичный сбор и обработку данных необходимо выполнять как можно ближе к заказчику. Если сервис оперирует большими объемами данных и при этом нужна малая задержка, то близость ЦОДа к месту генерации и потребления данных существенна. Важность шаговой доступности будет возрастать с распространением интернета вещей, сетей 5G, приложений виртуальной и дополненной реальности.

– Если говорить об облаках, то, пожалуй, самым известным стал ваш проект по размещению Huawei Cloud. Но это облако не поместилось в небольших ЦОДах 3data.

– Мы доказали, что успешным может быть не только крупный коммерческий ЦОД. Это важно, в том числе для развития проектов в регионах, где потребность в качественных дата-центрах растет, но емкости мегаЦОДов не всегда востребованы.

К нам все чаще приходят клиенты с большими запросами. Нередко это компании, которые в свое время поставили одну стойку в ЦОДе рядом со своим офисом, а сегодня решили доверить коммерчес­ким ЦОДам более масштабные задачи. Чтобы решать такие задачи, мы выстроили партнерские отношения с крупными дата-центрами, на базе которых создаем виртуальные ЦОДы 3data. Сейчас таких площадок две: DataPro и IXcellerate.

Проект Huawei Cloud действительно показателен. Начали мы с развертывания облачной инфраструктуры Huawei на 50 стойках в своем ЦОДе. Сейчас число стоек, задействованных под облако, увеличилось до 500, большая их часть размещена как раз на площадках IXcellerate и DataPro. Инфраструктуру этих площадок мы используем и для других проектов, в том числе для организации частных облаков.

В будущем 3data останется сетью ЦОДов, но в эту сеть будут входить не только собственные (физические) площадки 3data, но и виртуальные дата-центры, развернутые на площадках наших партнеров. Пока мы планируем ограничиться пятью десятками объектов в Московском регионе.

Беседовал Александр Барсков
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!