Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2 2023
Александр БАРСКОВ  Дмитрий ГОРКАВЕНКО  15 августа 2023

Казахстан на восходящей траектории цифрового развития

Лежавший некогда на Великом шелковом пути Казахстан сегодня может стать одним из ключевых цифровых хабов Центральной Азии и Евразии в целом. Предпосылками к этому являются высокий уровень цифрового развития республики и планы компаний по организации ИКТ-инфраструктуры.

До недавнего времени основными акторами на рынке услуг коммерческих ЦОДов и облачных сервисов Казахстана выступали провайдеры, которые и развивали этот рынок. Однако в перспективе двух-трех лет для качественного перехода на новый уровень аутсорсинга ИКТ-инфраструктуры потребуется участие ключевых заказчиков, т.е. появление новых «действующих лиц» из среды профессиональных потребителей, которые благодаря своей публичной позиции и сотрудничеству с игроками рынка станут полноценными его участниками. Именно потребители окажут существенное влияние на создание новых продуктов, выработку требований к ним, возникновение новых гибридных моделей и т.п. Следующим этапом органического развития рынка станет формирование профессионального сообщества через обучение, обмен опытом, взаимодействие с органами государственной власти для выработки регуляторных правил и поддержки развития отрасли. 

Высокий потенциал рынка коммерческих ЦОДов и облачных сервисов Казахстана подтверждается сегодняшними подходами компаний к организации ИКТ-инфраструктуры и их ближайшими планами, которыми они поделились на конференции Data Center & Cloud Kazakhstan в октябре 2022 г. в Алматы. Эта ежегодная конференция, организуемая «ИКС-Медиа» и проводившаяся уже в шестой раз, стала авторитетной площадкой для обсуждения актуальных вопросов развития цифровой инфраструктуры Казахстана.
В статье использованы результаты опроса, проведенного iKS-Consulting среди делегатов 6-й конференции Data Center & Cloud Kazakhstan. Приведенные ниже воодушевляющие данные объясняются присутствием в выборке крупных компаний, компаний с госучастием, профессиональных потребителей услуг аутсорсинга ИКТ-инфраструктуры и т.п. Данные не репрезентативны для всей экономики Казахстана, но достаточно детально описывают ее «верхний сегмент» и показывают модель, которая станет массовой через три-пять лет.

Рынок ЦОДов и ИТ-аутсорсинг. Текущее состояние

За последние несколько лет ИТ-системы превратились из поддерживающего инструмента в критически важный актив для функционирования бизнеса и государственного управления. Казахстан показывает высокий уровень цифрового развития, который во многом определяется Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК. И результаты радуют. Так, в недавно опубликованном рейтинге ООН, отражающем электронное участие граждан во взаимодействии с государством (E-Participation Index), страна заняла высокое 15-е место, тогда как Россия – только 57-е.

Полномасштабная цифровизация всех отраслей экономики страны осуществляется в рамках Национального проекта «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций». Стремительно растет объем оцифрованных данных, как следствие, повышается спрос на их хранение. Набирают темпы локализация зарубежных (глобальных) и развитие местных облачных сервисов. Владельцы дата-центров и сервис-провайдеры все активнее выстраивают взаимовыгодные партнерские отношения.


Важным этапом развития рынка ЦОДов и облачных технологии Казахстана стало образование в июне 2023 года «Ассоциации операторов ЦОД и облачных сервисов».


Рынок коммерческих дата-центров Казахстана находится в стадии бурного роста. По данным iKS-Consulting, за три года – с 2019-го по 2022-й – количество стойко-мест в коммерческих ЦОДах удвоилось и достигло почти 2,5 тыс. Рост доходов коммерческих ЦОДов также впечатляет: за указанный период – с 9,1 до 17,9 млрд тенге. По прогнозу iKS-Consulting, к 2025 г. этот рынок увеличится до 25,8 млрд тенге.

Более половины компаний крупного бизнеса РК уже отошли от модели использования только собственной инфраструктуры и являются потребителями услуг инфраструктурного аутсорсинга (рис. 1).
Рис. 1. Характер использования ИКТ-инфраструктуры компаниями Республики Казахстан

Если говорить об использовании для решения ИТ-задач внешних сервисов, то облака пока более популярны, чем размещение оборудования в коммерческих ЦОДах. Так, наряду с собственными площадками инфраструктурные облачные сервисы задействуют около четверти опрошенных, а услуги коммерческих ЦОДов – около 20%.

Примерно каждая десятая компания использует все три варианта организации ИТ-инфра­структуры: собственную площадку, коммерческий ЦОД и облачные сервисы. Этот гибридный вариант, по мнению экспертов iKS-Consulting, наиболее перспективен, поскольку позволяет снизить расходы и повысить эффективность функционирования различных систем (приложений), размещая их в оптимальной (с точки зрения нормативных, логистических, экономических и других факторов) для каждой системы среде. Более того, при наличии единой консоли управления такой гибридной инфраструктурой появляется возможность оперативной (в ряде случаев автоматической) миграции нагрузок и приложений из одной среды в другую.

На момент проведения исследования 16% респондентов обходились без использования собственных ИТ-площадок. Более половины из них (9%) решали свои задачи только за счет применения облачных сервисов, а 2% размещали оборудование в коммерческих ЦОДах. Соответственно остальные (5%) задействовали оба этих варианта.

Перспективы развития

Уже в ближайшие год-два доля компаний, прибегающих к услугам коммерческих ЦОДов и облачным сервисам, может существенно увеличиться. По данным iKS-Consulting, развитие собственной инфраструктуры (собственных серверов на собственной площадке) будет приоритетным только для 27% (рис. 2). Все остальные в той или иной степени будут наращивать использование услуг коммерческих ЦОДов и/или облачных сервисов.
Рис. 2. Приоритетные направления развития ИКТ-инфраструктуры для компаний РК

Примерно 20% наряду с развитием собственных площадок намерены использовать услуги коммерческих ЦОДов, устанавливая в них собственные серверы (colocation) или арендуя серверы провайдера (dedicated). А еще 11% к перечисленным вариантам будут активно добавлять различные облачные сервисы, причем как IaaS/PaaS и SaaS, так и Bare Metal. Последний вариант представляет собой арендованные (в коммерческом ЦОДе или у облачного провайдера) серверы c установленной средой виртуализации, и его, согласно сложившейся таксономии, аналитики также относят к облачным сервисам.

Интересно отметить, что сделать ставку исключительно на внешние сервисы (приобретаемые у коммерческого ЦОДа и/или облачного провайдера) готовы лишь около 11% респондентов. Это немного меньше доли компаний, которые уже задействуют только такие варианты (16%). Полагаем, это объясняется тем, что заказчики стали более четко определять свои ИТ-задачи и классифицировать (приоритизировать) свои ИТ-ресурсы, осознавая, что при всех преимуществах сервисной модели часть приложений (данных) оптимально оставлять в собственных ЦОДах. Причины могут быть разными, например, необходимость обеспечить минимальное время отклика (при расположении собственного edge-ЦОДа рядом с местом сбора данных), более жесткие требования к безопасности, выполнение нормативных требований и т.д.
Рис. 3. Планы использования компаниями сервисов коммерческих ЦОДов и облачных провайдеров

При этом в 2022–2023 гг. примерно 60% заказчиков планируют использовать (или наращивать объем использования) сервисов коммерческих ЦОДов и облачных провайдеров (рис. 3). Причем среди тех компаний, которые на момент проведения опроса не использовали аутсорсинг ИТ-инфраструктуры, к услугам коммерческих ЦОДов и/или облачных провайдеров обратится 34% (рис. 4). Это неизбежно отразится на развитии соответствующего рынка.
Рис. 4. Планы использования сервисов коммерческих ЦОДов и облачных провайдеров компаний, не использующих аутсорсинг ИКТ-инфраструктуры

Развитие отрасли ЦОДов и облачных сервисов Казахстана обусловлено не только ростом популярности ИТ-аутсорсинга, но и увеличением расходов компаний на ИТ. Согласно данным iKS-Con­sulting, в 2023 г. более 60% компаний увеличат бюджет на ИКТ-инфраструктуру (по сравнению с соответствующими расходами в 2022 г.). Причем четверть компаний указали, что этот рост составит 20–25% и более, а 36% оценили запланированный рост в 10–15% (рис. 5).
Рис. 5. Предполагаемое изменение расходов компаний на ИКТ-инфраструктуру в 2023 г.

В целом в последние три года ежегодные темпы роста ИТ-инфраструктуры у половины опрошенных превысили 10%, причем у 16% компаний инфраструктура росла более чем на 30% (рис. 6).
Рис. 6. Увеличение объема ИКТ-инфраструктуры компаний за последние три года

О высоком уровне развития ИКТ в целом свидетельствует средняя мощность, подведенная к стойко-месту (по данным iKS-Consulting, она уже составляет 7,7 кВт), а также формирующийся спрос на еще более высоконагруженные стойки.

На казахстанском рынке коммерческих ЦОДов и облачных провайдеров выделяются четыре компании, образующие группу лидеров. Это «Казахтелеком», «Транстелеком», «Казтелепорт» и QazCloud. Именно проекты, реализованные указанными четырьмя компаниями, внесли наиболее значимый вклад в развитие казахстанского рынка ЦОДов в 2020–2022 гг.

Развитие инфраструктуры ЦОДов позволяет развивать цифровые сервисы, в первую очередь по облачной модели. По данным iKS-Consulting, совокупный объем рынка облачных услуг с учетом прямых государственных закупок в 2021 г. превысил 16,22 млрд тенге. Три четверти объема облачного рынка в стране приходится на инфраструктурные услуги (IaaS). В оставшейся четверти доминирует SaaS. В этом сегменте в основном присутствуют локализованные версии зарубежных продуктов и используются агентские модели продаж. 

Развивают облачные сервисы и владельцы крупнейших сетей ЦОДов Казахстана. И эти сервисы все более востребованы местными пользователями (рис. 7). Процесс будет нарастать, поскольку облачные сервисы в стране активно локализуются.
Рис. 7. Принадлежность используемых в Казахстане облачных сервисов

В целом развитие компетенций и формирование профессионального сообщества позволят рынку коммерческих ЦОДов и облачных сервисов Казахстана выйти на новый уровень, что, в свою очередь, даст возможность сформировать и закрепить позиции страны как ключевого цифрового инфраструктурного хаба Центральной Азии и всей Евразии.  

 
Развитие ЦОДов – важное условие для цифровизации Республики Казахстан 

Развитие отрасли центров обработки данных – важное условие для полномасштабной цифровизации экономики Республики Казахстан и реализации соответствующих государственных программ. Одним из направлений цифрового развития страны мог бы стать аутсорсинг ИКТ-инфраструктуры для органов государственной власти. Использование инфраструктуры профессиональных ЦОДов для функционирования государственных информационных систем позволит не только повысить надежность и эффективность функционирования таких систем, но и снизить расходы на их поддержку.

Для размещения критически важных для функционирования экономики и государства информационных систем важно обеспечить безусловную надежность и безопасность инфраструктуры ЦОДов. Это требует применения наилучших мировых практик в области проектирования, построения и эксплуатации таких объектов. Не менее важно формирование и совершенствование нормативной правовой базы для регулирования отрасли с учетом государственных интересов Казахстана.

Абилкаир Болатбаев, руководитель управления развития новых технологий и инфраструктуры в области связи Комитета телекоммуникаций, Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК


 
Госзаказ – отправная точка развития инфобизнеса

Мы беседуем со Светланой Аблеевой, начальником отдела развития и разработки дивизиона информационных технологий – филиала АО «Казахтелеком»

– Каковы основные препятствия и драйверы развития отрасли коммерческих ЦОДов и облачных сервисов Республики Ка­захстан?

– Основной драйвер – политика государства, направленная на цифровизацию казахстанского бизнеса и общества в целом. Заказы государства – отправная точка для развития инфобизнеса в РК. Первыми клиентами ЦОДов стали госорганы, холдинги с госучастием и компании, выполнявшие госзаказы.

Другой важный стимул – поворот бизнеса в сторону качественного и массового ИТ-сервиса. Веб-сайт, маркетплейс, диджитал-маркетинг, CRM и т.п. стали обычными инструментами. Пандемия способствовала массовости данной тенденции. Она вынудила заняться цифровизацией многие компании вне зависимости от размера и вида бизнеса. Именно пандемия дала толчок развитию облаков, так как потребовала оперативного управления инфраструктурой, быстрого добавления или сокращения ресурсов.

– Каковы, на ваш взгляд, основные причины перехода корпоративных заказчиков из собственных серверных комнат (ЦОДов) в коммерческие ЦОДы и облака?

– Для наших клиентов одна из основных причин – необходимость расширения бизнеса и/или открытия филиальной сети с централизованным управлением. Для этого требуется наращивание ресурсов и гибкое управление ими. Поэтому многие решаются перейти на облачную инфраструктуру. 

Оптимизация затрат тоже зачастую склоняет компании к ИТ-аутсорсингу. Когда требуется обновление серверного оборудования, а бюджет ограничен, бизнес приходит к нам, чтобы арендовать физические или виртуальные ресурсы. 

– Каковы ваши планы по развитию своих ЦОДов и услуг, предоставляемых на их основе?

– Сегодня «Казахтелеком» владеет сетью из 27 дата-центров по всему Казахстану суммарной емкостью около 1600 стойко-мест. Среди наиболее интересных объектов – ЦОД в Павлодаре, рассчитанный на 320 стойко-мест. В 2012 г. этот ЦОД получил сертификат Tier III Design от Uptime Institute, а в 2018 г. подтвердил свой уровень, получив сертификат Tier III Facility. Также отметим ЦОД в Акколе, имеющий уникальное конструктивное исполнение. Это, по сути, бункер на 80 стоек, который рассчитан на защиту персонала и оборудования от прямого воздействия различных средств поражения. В 2023 г. мы планируем расширить его на еще одну гермозону вместимостью 44 стойки.

Самый новый ЦОД «Казахтелекома» – модульный дата-центр в Алматы на ул. Диваева. В настоящее время введены в эксплуатацию два модуля суммарной емкостью 84 стойко-места. В 2023 г. планируется завершить организацию еще двух модулей такой же емкости. Одна из особенностей ЦОДа в том, что каждая стойка имеет высоту 50U и поддерживает мощность до 8 кВт.

«Казахтелеком», понимая растущую потребность бизнеса в облачных сервисах (IaaS/PaaS/SaaS), планирует активно развивать и данное направление. Сегодня использование ресурсов ЦОДов в облачных проектах составляет около 25–30%, и мы намерены увеличить эту долю до 50%. Компания сотрудничает с облачным провайдером «ИТ-Град» и другими поставщиками ПО и решений SaaS/PaaS/IaaS, а также разрабатывает программу развития облачных сервисов казахстанского производства.



Политика государства – важный драйвер развития ЦОДов и облаков

На вопросы «ИКС-Медиа» отвечает Ерлан Минавар, заместитель председателя правления по стратегическому развитию и инновациям, «Транстелеком»

– Каковы основные препятствия и драйверы развития отрасли коммерческих ЦОДов и облачных сервисов Республики Казахстан?

– К числу драйверов развития отрасли коммерческих ЦОДов, безусловно, относятся политика государства, направленная на повышение транзитного потенциала Казахстана, а также проекты создания систем видеонаблюдения, стартовавшие в ряде регионов. Мощным катализатором перехода заказчиков в облака стал рост стоимости оборудования и увеличение сроков его поставки.

Серьезно препятствует развитию отрасли то, что владельцами ЦОДов являются в основном операторы связи. На рынке практически нет компаний, которые специализировались бы именно на услугах ЦОДов. Также стоит отметить неравномерность распределения бизнеса (деловая активность сосредоточена в Алматы, Астане, Караганде, Атырау и Актау), а также отсутствие крупных ИT-проектов, способных генерировать большой объем трафика (например, социальные сети). Еще один негативный фактор – высокие затраты на строительство и услуги каналов связи и почти полное отсутствие программных продуктов и сервисов, разработанных в Казахстане.

– Каковы, на ваш взгляд, основные причины перехода корпоративных заказчиков из собственных серверных комнат (ЦОДов) в коммерческие ЦОДы и облака?

– В числе таких причин – низкая отказоустойчивость существующих серверных комнат и значительные затраты на модернизацию собственного оборудования. Обращаясь к ИТ-аутсорсингу, заказчики стремятся избавиться от непрофильной для себя деятельности. При этом в облачных услугах их привлекает скорость организации виртуальной инфраструктуры, предлагаемой провайдерами.

– Каковы ваши планы по развитию своих ЦОДов и услуг, предоставляемых на их основе?

– Мы намерены развивать публичные облака и продукты на основе инфраструктурных сервисов (IaaS). Использовать сеть наших ЦОДов в проектах видеонаблюдения (общественная и дорожная безопасность). Кроме того, в наших планах – развитие проектов Smart city, спутниковых проектов, а также модели MSSP (Managed Security Service Provider). Также мы собираемся провести сертификацию дата-центров по стандарту PCI DSS, важному для финансовой отрасли.


 Фундамент цифровизации – надежная ИT-инфраструктура

Собеседник «ИКС-Медиа» – Сырым Толеулиев, заместитель председателя правления, «Казтелепорт»

– Каковы основные препятствия и драйверы развития отрасли коммерческих ЦОДов и облачных сервисов Республики Казахстан?

– Один из основных драйверов развития рынка услуг ЦОДов и облачных сервисов в Казахстане – цифровизация государственных услуг и банковского сектора. Этот процесс стимулирует цифровизацию других отраслей. Как известно, фундамент цифровизации – это надежная ИT-инфраструктура: развитие бизнеса всегда требует внедрения новых информационных систем, наращивания вычислительных ресурсов и хранилищ, защиты от киберугроз.

– Каковы, на ваш взгляд, основные причины перехода корпоративных заказчиков из собственных серверных комнат (ЦОДов) в коммерческие ЦОДы и облака?

– Если говорить об услугах аренды физической инфраструктуры, то здесь основную роль играет финансовая выгода: содержание собственной серверной требует от компаний больших затрат на инженерную инфраструктуру и штат специалистов. Использование же услуг коммерческих ЦОДов подразумевает, что техническая поддержка инженерной инфраструктуры и профилактические работы ложатся на плечи оператора ЦОДа и компаниям не нужно заниматься непрофильной деятельностью. Это весомые аргументы, с которыми соглашаются даже те ИТ-директора, которые не хотели бы передавать часть функций коммерческим ЦОДам.

А основная причина перехода в коммерческое облако – возможность быстрого запуска продуктов и вывода их на рынок. Такой переход подстегивают и проблемы с логистикой, которые усугубились в 2022 г. Поставка серверного и сетевого оборудования сейчас занимает от полугода.

– Каковы ваши планы по развитию своих ЦОДов и услуг, предоставляемых на их основе?

– Мы будем продолжать развивать свою стратегическую позицию сильного провайдера ИКТ-инфраструктуры и повышать ценность своих продуктов для потребителей. Развивать бизнес будем по нескольким направлениям. Во-первых, планируем активно модернизировать и масштабировать собственную технологическую инфраструктуру: в 2022 г. в Алматы ввели в эксплуатацию ЦОД «Сайрам» (Tier III Design & Facility), в 2023 г. собираемся запустить ЦОД Tier III в Астане. Во-вторых, выходим на новые рынки: в 2023 г. наши облачные сервисы станут доступны для клиентов в Узбекистане. В-третьих, мы существенно расширим продуктовую линейку – запустим собственные платформенные сервисы на базе Open Stack, разнообразим консалтинговые услуги в области ИБ и поддержку информационных систем клиентов.


Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!