Rambler's Top100
Статьи ИКС № 2-3 2009
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  10 марта 2009

Цена риска

Российский рынок системной интеграции замер — но не в предвкушении сумасшедшего роста доходов, а в ожидании. Компании даже запущенные проекты завершать не торопятся. Норма прибыли падает, норма убытков взлетает китайской петардой. Приходится маневрировать между возможным и жизненно необходимым.

О судьбах системной интеграции в эпоху всеобщего системного кризиса:

Виктор АВДЕЙ, исполнительный директор, «Интелайн Про Консалт»

Борис БОБРОВНИКОВ, генеральный директор, КРОК

Кирилл ВРОНСКИЙ, директор по стратегическому развитию, Telecom Design

Дмитрий ЕРШОВ, заместитель директора, учебный центр «Информзащита»

Сергей КАРПУНИЧЕВ, генеральный директор, Columbus IT Russia

Игорь КИМЯЕВ, технический директор, «Интелайн Про Консалт»

Валерий КРАМАР, технический директор, «Телесофт-РС»

Сергей СТАСЕВИЧ, директор по развитию бизнеса, направление «Телеком», Teradata

Юлия ХИТЬКОВА, руководитель отдела маркетинга решений, «Энвижн Груп»


«ИКС»: Каковы наиболее востребованные услуги системной интеграции?

Юлия ХИТЬКОВА, Энвижн ГрупЮ. ХИТЬКОВА: Это стратегические сервисы, касающиеся создания системы управления компанией в целом (не путать с ERP – это частный случай). Для крупных корпораций важной задачей становится централизованное управление всеми активами, а также технологический контроль, мониторинг и управление.

Правда, из-за ограниченности бюджетов идеальная ИТ-картина получается не всегда. Приходится маневрировать между желаемым и возможным, и искусство системного интегратора заключается в умении подвести заказчика к разумному компромиссу. Для этого надо обладать большим набором компетенций по многим областям ИТ, что может себе позволить только крупная ИТ-компания. Из более 500 работающих на рынке компаний таких – два-три десятка.

В. АВДЕЙ: Успешно продвигается бизнес по управлению проектами, особенно если он связан с интеграцией различных областей – Кирилл ВРОНСКИЙ, Telecom Designстроительство, ИТ-оборудование, энергетика, кондиционирование, сети, вентиляция, системы безопасности и др.

В. КРАМАР: Как правило, клиент начинает с небольшой услуги, чтобы оценить деловые качества консультанта. Если покажешь себя с лучшей стороны, можно рассчитывать и на заказ целого комплекса сервисов.

К. ВРОНСКИЙ: Новая тенденция на рынке, вызванная кризисом, – интерес к стратегическому аутсорсингу. Он характерен для мультирегиональных корпораций, когда аутсорсеру передается на обслуживание существенная часть ИТ-инфраструктуры и связанных с ИТ процессов и систем. Чтобы заказчики могли сохранить юридический и управленческий контроль над передаваемыми на аутсорсинг активами, создается совместное предприятие. Причем договор предусматривает, что заказчик всегда может выкупить компанию.


«ИКС»: ИТ-консалтинг — атрибут роскоши или необходимый элемент бизнеса?

Сергей КАРПУНИЧЕВ, Columbus IT RussiaС. КАРПУНИЧЕВ: Без профессиональных ИТ-систем профессионально делать бизнес невозможно. ИТ-консалтинг помогает выбрать решения, которые отвечают реальным потребностям бизнеса, а не являются избыточной красивостью, внедренной ради лейбла или по капризу руководства.

В. АВДЕЙ: Для малых предприятий, чей профиль далек от ИТ, это спасение, ведь держать в штате ИТ-специалистов по сегодняшним меркам – роскошь.

Валерий КРАМАР, Телесофт-РСВ. КРАМАР: ИТ-консалтинг – не роскошь, а жизненная необходимость. Добросовестный консультант поможет решить проблему, с которой клиент до сих пор не сталкивался, предложит оптимальное решение, обеспечит, если необходимо, сопровождение нового сервиса, обучение персонала. Все это разные стороны одного процесса — повышения качественных показателей работы ИС клиента.

«ИКС»: Как отразилось на вашей компании смещение бизнеса в регионы?

В. АВДЕЙ: Положительно. Сложно, далековато, зато есть где приложить свои знания и квалификацию. Доля региональных заказов у нас превышает 60%.

Сергей СТАСЕВИЧ, TeradataС. СТАСЕВИЧ: Смещение бизнеса в регионы, где конкуренция выше, чем в Москве, заставило нас скорректировать стратегию в России. В первую очередь мы развиваем партнерские отношения с интеграторами, имеющими представительства в регионах, а в Москве по-прежнему будем выполнять проекты своими силами.

В. КРАМАР: У региональных заказчиков масштабы бизнеса меньше, а следовательно, и порядок цен другой. Там ниже требования к «показателям применения» (производительности, времени реакции и т.п.), графический интерфейс может быть не столь изыскан. Главное – чтобы основной функционал работал как часы.

Игорь КИМЯЕВ, Интелайн Про КонсалтИ. КИМЯЕВ: Состав и наполнение услуг системных интеграторов для региональных клиентов зависят от самого региона. В регионах с развитой структурой промышленно-хозяйственной деятельности небольшие интеграторы предлагают СКС, телефонию, сетевые технологии, хостинг и пр., а филиалы столичных фирм – ERP, CRM, ЦОД и т.п.

Там, где промышленность представлена одним-двумя монопромышленными субъектами, рынок локальных поставщиков ИТ-услуг либо отсутствует, либо находится в зачаточном состоянии, а информационная поддержка возложена на ИТ-подразделения самих предприятий. При крайней необходимости (развертывание ERP, CRM, ЦОДа) компания покупает у внешних организаций услугу как товар «под ключ» – без разбиения на консалтинг, проектирование, поставку, монтаж и т.д.





«ИКС»: Что заставляет вашу компанию заниматься образовательной деятельностью?

Дмитрий ЕРШОВ, УЦ ИнформзащитаД. ЕРШОВ: Сначала учебный центр «Информзащита» готовил специалистов к работе с продуктами, поставляемыми нашей компанией. По мере развития рынка информационной безопасности центр стал обучать новым технологиям защиты информации сотрудников предприятия в рамках внутрикорпоративного обучения. С расширением спектра учебных курсов образовательная деятельность была выделена в отдельный вид бизнеса, вышла на самоокупаемость, стала приносить доход.

«ИКС»: Что принес кризис системным интеграторам?

Борис БОБРОВНИКОВ, КРОКБ. БОБРОВНИКОВ: Это проверка на прочность: бизнеса, процессов, команды, продуктового портфеля, проектной работы, мобильности принятия решений. Это проверка на адаптивность — готовность работать по новым правилам. Кризис сбивает норму прибыли — он задает норму убытков.

С. КАРПУНИЧЕВ: Сегодня заказчики заняли выжидательную позицию — даже в отношении уже запущенных проектов, так как не уверены, что смогут успешно их завершить. На это накладывается и негативный фон цепочки неплатежей, подорвавшей финансовые планы многих компаний.

«ИКС»: А в чем плюсы кризиса? И можно ли минусы преобразовать в плюсы?

Б. БОБРОВНИКОВ: Кризис выявляет скрытые несовершенства и позволяет оптимизировать бизнес-процессы, а кроме того, он сплачивает команду.

Виктор АВДЕЙ, Интелайн Про КонсалтВ. АВДЕЙ: С рынка уходят монстры и необоснованно раздутые ИТ-компании. Появляются узкоспециализированные, которые создадут новые организационные структуры — более мобильные, менее уязвимые и более продвинутые.

С. КАРПУНИЧЕВ: Плюсы — это выход на новые рынки сбыта: региональные, продуктовые, отраслевые. Это возможность сделать наконец то, до чего руки раньше не доходили: свернуть неприбыльные направления, сократить неэффективных сотрудников, ужесточить контроль за управлением средствами и планированием расходов.

С. СТАСЕВИЧ: В кризис большое значение приобретает качество клиентской базы. Как известно, 20% наиболее прибыльных клиентов приносят 80% прибыли, поэтому важно определить, кто является прибыльным клиентом, чтобы приложить все усилия для его удержания, а от кого можно отказаться.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!