Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 01-02 2013
Александра КРЫЛОВА  29 января 2013

Операция «Мобилизация»

О том, с чего начинается мобильность сотрудников компании – со смартфонов и планшетов или с ИТ-решений, обеспечивающих их безопасный доступ к корпоративным средствам коммуникаций и бизнес-приложениям, можно поспорить. Из игроков телеком- и ИТ-рынка, своим участием поддерживающих разные сценарии работы сотрудника в отрыве от стационарного ПК в офисе, начнем с тех, без которых мобильности не будет в принципе.

Итак,

Универсальные операторы

Для компаний этого типа, испытавших на себе последствия замедления роста ARPU от голосовых сервисов, корпоративный рынок в целом является одной из точек роста. Тем более что клиенты из числа компаний малого и среднего бизнеса еще до сих пор не оценили преимущества, которые они могут получить вместе с договором о предоставлении им услуг связи на корпоративной основе. «Далеко не у всех SMB-компаний сегодня есть понимание, что намного выгодней компенсировать затраты сотрудникам на мобильную связь не в конверте, а заключив корпоративный договор с оператором. Такой подход позволяет снизить издержки, получить действительно нужные услуги и, что немаловажно, «обелить» эти затраты в финансовой отчетности», – констатирует Андрей Патока («ВымпелКом»).

Иными словами, возможности для роста в корпоративном сегменте далеко не исчерпаны, и в портфеле операторов сегодня десятки тарифных планов и решений, ориентированных на компании всех размеров. Помимо традиционных или конвергентных (FMC) голосовых услуг, в них входят разнообразные услуги передачи данных, в том числе «в пакете» с оборудованием – GSM-модулями, 3G-роутерами, обеспечивающими работу как сотрудников, так и «железных абонентов» в виде всевозможных устройств. Вносят свой вклад операторы и в обеспечение информационной безопасности компаний, создавая защищенные каналы для доступа к корпоративным информационным ресурсам.

Что такое корпоративная мобильность

Мобильность означает независимость от других людей, от внешних факторов в плане перемещения с места на место. Мобильность – это способность решать свои задачи независимо от места и времени. Информационные технологии, связанные с электронным документооборотом, управлением информацией, дают возможность, не сходя с места, участвовать в онлайн-совещаниях, переговорах, даже оказывать удаленно услуги по сопровождению или ставить диагнозы больным. Мобильные технологии позволяют сделать следующий шаг – работать с людьми и информацией из любого места. Мобильность не означает обязательности перемещения – но она дает такую возможность, независимость, непривязанность к определенному месту.

Вадим ИПАТОВ, «ИнтерТраст»  

«Мобильность для корпоративного клиента – это не столько сама связь, сколько возможность бесшовно пользоваться ИТ- и/или телеком-инструментами», – убежден Родион Левочка («Ростелеком»)*. По его словам, сегодня оператор, построив виртуальную частную сеть для корпоративного клиента, в качестве следующего шага предлагает распространить ее за пределы офиса компании с помощью услуги Remote VPN, обеспечивающей сотрудникам удаленный доступ с мобильных устройств к внутренним информационным ресурсам из любой точки мира.

Выступают универсальные операторы связи и в роли поставщиков компаниям и корпорациям мобильных устройств: Blackberry, iPhone и iPad. Правда, тут российские операторские компании еще не пошли по пути своих зарубежных коллег. Ведущие игроки мирового рынка телекоммуникаций – к примеру, компании AT&T или Vodafone – сегодня не ограничиваются поставками устройств в пакете с тарифным планом, а активно работают с производителями для их «подгонки» под требования крупных корпоративных клиентов и часто выступают в роли системных интеграторов. «На Западе операторы давно пришли к выводу, что для обеспечения оговоренного в SLA качества предоставляемых услуг необходим end-to-end мониторинг устройств, на которых они работают», – поясняет этот подход Сергей Мельник (Центр сертификации НТЦ «Комсет»).

В числе услуг мировых операторов есть и сервисы Mobile Device Management (MDM). По словам Сергея Кузьмина (Orange Business Services в России и СНГ), компания сегодня предлагает ИТ-службам решение, обеспечивающее для корпоративных мобильных устройств не менее высокий уровень поддержки и безопасности, чем для стационарных ПК. ИТ-службе оно дает возможность контролировать расходы на мобильную связь (например, дистанционно подключать и отключать роуминг), проводить инвентаризацию устройств и установленного на них ПО, противодействовать утечкам корпоративной информации и т. д. В настоящее время, по словам С. Кузьмина, оператор рассматривает возможность предлагать такое решение в России.

Впрочем, и наши операторы большой тройки сегодня так или иначе, но говорят о планах предоставления заказчикам решений класса MDM – либо своими силами, либо с партнерами из числа разработчиков такого ПО или системных интеграторов.

Игроки этого сегмента рынка услуг связи активно выходят и за пределы поля телекоммуникаций с набором облачных сервисов, предоставляемых по моделям IaaS или SaaS. К примеру, с помощью облачной платформы «Ростелекома» в компаниях могут пользоваться своими корпоративными ИТ-ресурсами и со смартфонов, и с планшетных компьютеров. «Любой программный продукт, в котором есть возможность интерфейсной адаптации под мобильные устройства, может стать доступным с нашей облачной платформы», – подчеркнул Р. Левочка. Заметен интерес со стороны «большого бизнеса» и к платформе в целом, и к ее отдельным сервисам, например к услуге облачной телефонии. Эта услуга позволяет построить закрытый номерной план предприятия с короткой нумерацией внутри облака, и на ее базе можно реализовать самые разные бизнес-модели, вплоть до распределенного контактного центра с надомными операторами. Для этого достаточно организовать единую точку входа в «облако телефонии», задать интеллектуальные правила маршрутизации звонков в зависимости от загрузки операторов и переадресацию на их устройства, которые могут находиться дома или в офисе.

«На мой взгляд, для корпоративного клиента такая мобильность более ценна, чем просто мобильная связь, которая сегодня уже стала commodity – общедоступным сервисом», – считает Р. Левочка. И в этом с ним трудно не согласиться.

Поставщики смартфонов и планшетов

Мобильные решения, позиционируемые как корпоративные, разных классов и разного назначения, на российском рынке сегодня активно продвигают сразу несколько амбициозных мировых игроков: Apple, Samsung, Acer, Asus. Почему? «Потому что каждый из них сумел обеспечить безупречное качество таких продуктов и комфортность их использования в деловой среде для решения профессиональных задач, а это значит, что на базе их устройств можно смело развертывать мобильные рабочие места сотрудников», – отвечает Сергей Орлик (Центр корпоративной мобильности ГК «АйТи»).

Но, как известно, все эти поставщики пришли в корпоративный сегмент с массового рынка и даже специально работали над адаптацией своих решений к его требованиям. Изначально на работу с корпоративными информационными ресурсами был ориентирован только сервис Blackberry компании RIM, включающий в себя как оконечные устройства, так и серверную часть. «С помощью этого решения можно четко контролировать, какая информация какому сотруднику доступна, можно удаленно изменять настройки устройств и даже блокировать некоторые их функции, например фотокамеру, – перечисляет преимущества этой платформы Сергей Елпатьевский (МТС), – и я считаю, что и по сей день с точки зрения реализации у этого решения нет конкурентов».

Однако поздний приход в Россию (в конце 2007-го – начале 2008 гг.), совпавший с появлением устройств на базе iOS и Android, нерешенные вопросы с регулятором, не позволившие реализовать здесь ряд преимуществ Blackberry, а также неактивная позиция самой компании RIM в освоении нашего корпоративного рынка свели эти преимущества на нет. В итоге сегодня доля устройств RIM в объеме продаваемых в России смартфонов практически незаметна. Аналитики компании J’son&Partners, приводя в своем исследовании «Российский рынок смартфонов и планшетных ПК» распределение продаж смартфонов с разными операционными системами в РФ в III квартале 2012 г., отнесли Blackberry в категорию «Другие» с долей 0,3%.

«Компания RIM оказалась в ситуации «пан или пропал», – говорит С. Орлик, – либо 30 января 2013 г. она сможет в лице Blackberry 10 предложить рынку не просто конкурентоспособный продукт, но и некую ценность – неважно, будет ли та заключаться в удобстве пользования, в функционале или в стоимостных характеристиках, – либо исчезнет с рынка».

С производителями мобильных устройств и операторами сотовой связи в некоем антагонизме пребывают сегодня

Поставщики решений для унифицированных коммуникаций

Эта группа участников рынка находится под давлением операторов мобильной связи, с одной стороны, и поставщиков облачных услуг в виде «виртуальных АТС» – с другой. У ряда компаний, сетует Сергей Члек (Siemens Enterprise Communications), корпоративная телефония сегодня ассоциируется с настольными телефонами, громоздкими и сложными в управлении телефонными станциями, и существует мнение, что она ничем не может помочь в обеспечении удаленной работы сотрудников компании. Но это не так. Современные интеллектуальные коммуникационные платформы обладают большим набором возможностей, обещая при этом существенную экономию расходов на связь. Однако знающих о них организаций в России намного меньше, чем убежденных в исключительности мобильных телефонов  как средства связи для удаленных сотрудников.

Причин тому видится две: первая – в несопоставимости рекламных бюджетов поставщиков платформ корпоративной телефонии и универсальных операторов, вторая – нежелание людей разбираться в сценариях работы с даже самой интеллектуальной системой и учиться работать с ней. Каким бы дружественным не был ее интерфейс, он не сравнится с iPhone, подчиняющимся легкому нажатию пальца на сенсорный экран. Словом, компании, как и люди, ленивы и нелюбопытны.

На этом с поля телекоммуникаций и коммуникаций унифицированных перейдем в зону ИТ, где свой вклад в обеспечение удаленной беспроводной работы вносят

Системные интеграторы

Сегодня на рынке о своей стратегии «мобилизации» клиентов заявляют сразу несколько крупных системных интеграторов – по оценке Петра Лилеева («Астерос Консалтинг»), пять или шесть. «Одни из них идут по пути поддержки вендора, другие специализируются на узких отраслевых решениях, развивают практики, целиком посвященные «нефтянке» или банкам. Есть компании, которые просто занимаются разработкой приложений под заказ, и это тоже часть бизнеса, потому что всегда есть потребность что-то доработать», – поясняет П. Лилеев.

Видя постоянно повышающуюся готовность крупных компаний в России к расширению своего ИТ-ландшафта за счет включения в него инфраструктурных элементов мобильности, системные интеграторы несут сегодня в массы заказчиков как тиражируемые продукты и решения, так и экспертизу. Она необходима, например, в области защиты корпоративных данных и управления ими, интерес к которым, по оценке Константина Воронкова («Лаборатория Касперского»), у российских компаний только зарождается.

Задачу повышения информированности рынка о различных аспектах «мобилизации» решает сегодня Центр корпоративной мобильности ГК «АйТи». «Мы оказались первыми, кто не занимался продвижением конкретных решений, – рассказывает С. Орлик, – а попытались сделать некую домашнюю работу по систематизации долгосрочных потребностей бизнеса в этой области, постарались привести на наш только формирующийся рынок ярких зарубежных игроков, которые ранее не работали не только в России, но и в Восточной Европе».

В зависимости от специализации системных интеграторов складываются их отношения с операторами связи. Так или иначе, обе стороны нужны друг другу, чтобы соответствовать требованиям клиентов, а значит, будут вырабатывать взаимовыгодные схемы сотрудничества. «Мы расположены к некоему симбиозу с ИТ-сообществом», – заявляет А. Патока.

По мнению П. Лилеева, продвигаясь в сторону сервисов для корпоративного рынка, операторы оказались на  еще не освоенном поле. «Большая четверка могла бы объединить усилия, чтобы предложить комплексный корпоративный сервис – от хранилищ данных до бизнес-приложений, предоставляя его в пакете с телефонными тарифами», – считает он, добавляя, что еще предстоит нейтрализовать такие демотиваторы, как сопротивление служб безопасности и предвзятое отношение к облачным технологиям.

Условием успеха в этом новом для операторов сегменте, по мнению С. Орлика, будет бесперебойное функционирование их основного бизнеса – оказания услуг связи с гарантированным QoS, за которое корпоративные заказчики платят и готовы платить только им.

А заказчики кто?

Первыми пользователями мобильных устройств для доступа к корпоративным ресурсам в России были сотрудники филиалов и дочерних компаний крупных иностранных холдингов, и, как вы понимаете, это был сервис Blackberry. С появлением на нашем рынке продуктов компании Apple желание использовать эти устройства для работы с документами или просмотра бизнес-аналитики выразили топ-менеджеры крупных корпораций. Они же стали драйверами  продвижения «мобильности» вглубь – к специалистам, выполняющим свои бизнес-процессы за пределами компаний.

При этом, как отмечает Ирина Семенова (ГК MAYKOR), сейчас самыми «мобилизованными» являются те компании, которые работают с конечным потребителем, например оформляют сделки с клиентами у них в офисе (страховые агенты, агенты по продаже банковских услуг и т.д.). При сама ГК MAYKOR начала «мобилизацию» сотрудников несколько лет назад, вооружив более 2000 своих штатных инженеров коммуникаторами. Результаты, на которые она при этом нацелилась, – улучшение организации работы инженеров, возможность контролировать работы в режиме онлайн, оптимизация качества услуг, прозрачность оценки труда и, соответственно, системы его оплаты. 

Д. Лаврентьев («Росгосстрах»), выступая осенью прошлого года на Дне корпоративной мобильности, отметил, что компания «мобилизуется» сверху вниз. Топ-менеджеры и директорский корпус – которые, кстати, сами, на свои деньги приобрели смартфоны для работы с корпоративными ресурсами – просматривают на этих устройствах аналитические отчеты и документы. Впереди непростая задача превращения в мобильных сотрудников всей 50-тысячной армии страховых агентов (большинство из которых старше 35 лет), которую в «Росгосстрахе» рассчитывают решить в пятилетней перспективе.

Необходимость выдавать сотрудникам корпоративные мобильные устройства, недорогие, но качественные, с предустановленными специализированными приложениями возникает в компаниях, где мобильность является неотъемлемой частью бизнес-процессов. Так, у одного из клиентов КРОК, крупной промышленной фирмы, сразу две категории мобильных сотрудников. Первая – работники отдела сбыта – активно пользуются CRM, особенно работая у заказчика. Вторая – инженеры на производстве, которые сразу же вносят в систему информацию о ходе работ с помощью специальных ударопрочных смартфонов, защищенных от пыли и влаги.

Фактором, который и сегодня сдерживает «мобилизацию», являются угрозы информационной безопасности. «Реалии российского рынка, – говорит К. Воронков, – это пока, к сожалению, предоставление неконтролируемого удаленного доступа к корпоративным данным». По его словам, многие работники в России уже имеют удаленный доступ к корпоративной почте и документам со своих личных устройств, однако ИТ-служба не всегда знает, какие приложения установлены на устройствах работников, шифруются ли они, используется ли защита паролем, VPN при работе с корпоративными ресурсами. В сегменте CMБ ценность информации обычно не столь высока, как в крупных компаниях, конфиденциальных данных и персональных данных клиентов меньше, и использование личных мобильных устройств сотрудников для доступа к корпоративной информации никого не беспокоит. А вот в крупных корпорациях и госструктурах жесткие требования к защите любых данных, что серьезно осложняет использование сотрудниками мобильных устройств для работы с ИТ-ресурсами.

Подводя итоги

Операторы связи, поставщики мобильных устройств и коммуникационных платформ, системные интеграторы и разработчики решений в области информационной безопасности – каждая из этих групп игроков делает свою работу для того, чтобы корпоративные мобильные пользователи могли решать свои профессиональные задачи независимо от местонахождения. Первые обеспечивают передачу данных, вторые – многофункциональные и удобные устройства, третьи создают для них бизнес-приложения, четвертые продумывают, как защитить корпоративные данные, сохраняемые на этих устройствах.

Словом, несмотря на кажущуюся фрагментарность сегмента корпоративной мобильности, основные игроки готовы к творческому взаимодействию и, конечно, к дальнейшему подогреву интереса к «мобилизации» у корпоративных заказчиков. 

________________________________________________________________

*В декабре 2012 г. Р. Левочка был назначен генеральным директором компании «Центральный телеграф».

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!