Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2013
Георгий ЛЕБЕДЕВ  11 ноября 2013

Информатизация не должна нарушать порядок работы врача

На оснащение медучреждений компьютерным оборудованием и ПО потрачено немало средств. Что нужно для того, чтобы «железо» превратилось в востребованные сервисы для врача и пациента? Об этом – Георгий ЛЕБЕДЕВ, заместитель директора по ИТ ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения.

Георгий ЛЕБЕДЕВ, заместитель директора по ИТ ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения.– Можно ли уже говорить о существенных изменениях в уровне информатизации российского здравоохранения?

– О существенных изменениях говорить можно будет немного позднее, а пока хорошо уже то, что на федеральном уровне было принято решение о необходимости информатизации здравоохранения, и более того – выделены финансовые средства, которые позволяют как минимум сделать первый шаг в построении единой информационной системы в сфере здравоохранения. В рамках программы модернизации реализовано инфраструктурное решение – все медицинские учреждения страны подключены к интернету, закуплены средства вычислительной техники и ПО. Активно идет  внедрение компонентов единой информационной системы, которое продвигается довольно сложно, что в принципе и ожидалось, поскольку ни одна внедряемая ИТ-система не начинает нормально работать сразу после установки. Для системы такого масштаба этого придется подождать год или даже два.

– Ну а пока широкая публика может опробовать только пресловутую запись к врачу через интернет?

– По большому счету, чтобы нормально реализовать запись на прием к врачу через интернет, нужно сначала наладить учет рабочего времени врачей в медицинских учреждениях, т.е. в каждом из них нужно выделить специального человека для ведения расписания приема, разработать административный регламент, что может себе позволить далеко не всякое медучреждение. Кроме того, получилось так, что этот сервис уже внедрен, а официально утвержденного регламента его работы нет и, соответственно, нет организации, которая за него отвечает, нет ни федеральной службы его сопровождения, ни ответственных за этот сервис в каждом из субъектов РФ.

– Каково сейчас состояние нормативно-правовой базы для медицинских информационных систем?

– Проблем с ней немало. Единственное направление, в котором дела обстоят хорошо, это программа стандартизации: в сфере информатизации здравоохранения уже действует около 40 национальных стандартов, и в этом году планируется принятие первых стандартов группы HL7, определяющих правила обмена, управления и интеграции электронных медицинских данных. С остальными документами ситуация не простая. Ожидается  целый ряд нормативных документов, в частности нормативный документ о введении в действие паспорта медицинского учреждения, регламент работы единой федеральной электронной регистратуры, порядок применения единых классификаторов и справочников в информационной системе здравоохранения. В этом может серьезно помочь создание федеральной целевой программы «Электронное здравоохранение», которая будет включать в себя и законодательное, и нормативное обеспечение. Очень полезной будет методика расчета эффективности применения информационных систем в сфере здравоохранения. Пока же вместо многих необходимых документов есть только временные инструкции и регламенты, которые носят необязательный характер.

– Вы не упомянули среди необходимых нормативных документов единый стандарт для ЭМК. Насколько он необходим?

– В международной практике достаточно стандартов, определяющих требования к ЭМК и ИЭМК, мы внедряем их в виде ГОСТов. А вот Положения об  электронной медицинской карте и интегрированной ЭМК, ссылающегося и на эти стандарты и на правила учета медицинской помощи в РФ, пока нет, в организациях  здравоохранения можно увидеть разные версии электронных карт. Думаю, что в этом нет ничего страшного. В принципе все эти ЭМК очень похожи, потому что вышли они из тех информационных систем, которые уже давно внедрялись и эксплуатировались в крупных лечебных учреждениях. Объем вводимых в них данных в принципе одинаков, а отличия есть только в системах ввода информации. Полагаю, что подвести все эти системы под единые требования, когда они будут сформулированы, проблемы не составит. Просто по большому счету создавать ЭМК должны не айтишники, а врачи вместе с ИТ-специалистами, потому что внедрение электронных средств не должно нарушать порядок оказания медицинской помощи.

– Ваши прогнозы: чего вы ждете от информатизации здравоохранения в ближайшие годы?

– Очень надеюсь, что в скором времени появятся и начнут в полном объеме работать те информационные ресурсы, которые составляют основу единой государственной информационной системы, что информатизация начнет реально повышать качество оказания медицинской помощи, что наконец-то будет построена система управления здравоохранением, в которой для поддержки  решений, принимаемых должностными лицами здравоохранения, будет использоваться ЕГИСЗ. Нужно не забывать, что все информационные системы – это вспомогательные инструменты для здравоохранения, и задача информатизации состоит в том, чтобы обеспечить всем необходимым работу людей, оказывающих медицинскую помощь. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!