Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2013
11 ноября 2013

Разносторонний треугольник: пациент, врач и государство

Рынок решений для информатизации здравоохранения во многом зависит от государства – и не только от госфинансирования, но и от нормативной базы, которая не должна сдерживать внедрение новых, удобных для врача и пациента технологий.

«ИКС»: Какие драйверы у информатизации здравоохранения в России и что тормозит внедрение ИТ в медицину? Юрий БЕЛЬСКИЙ, директор представительства, Allied Telesis в России и странах СНГ

Юрий БЕЛЬСКИЙ, директор представительства, Allied Telesis в России и странах СНГ: Главным драйвером является давно сформировавшийся в обществе запрос на основательную и комплексную модернизацию медучреждений в целом. Информатизация — то, без чего этот процесс невозможно представить. Люди недовольны медицинским обслуживанием и состоянием клиник, тем, сколько времени приходится в них терять. В попытке ответить на этот запрос на здравоохранение выделяются значительные бюджетные средства, однако зачастую, с одной стороны, их оказывается недостаточно для проведения комплексной информатизации, а с другой – не всегда предлагаются оптимальные решения. Михаил ПЕРЕВЕРЗЕВ, руководитель департамента сетевых решений, медицинские системы, «Фуджифильм-РО»

Михаил ПЕРЕВЕРЗЕВ, руководитель департамента сетевых решений, медицинские системы, «Фуджифильм-РО»: Важно, что информатизация здравоохранения неразрывно связана с изменением структуры финансирования медицины и переходом на платные услуги. В результате на первый план нередко выходят административно-аналитические задачи информатизации, а повышение эффективности работы врача оказывается на втором плане. Усложняет решение задачи высокая разнородность медицинских данных – медицинские документы, статистические отчеты, результаты диагностических и лабораторных исследований. Многие используемые в России МИС не имеют интерфейса HL7 для обмена медицинскими данными, либо нет опыта его корректного использования. Владимир ДМИТРИЕВ, директор по продажам подразделения системной интеграции, T-Systems CIS

Владимир ДМИТРИЕВ, директор по продажам подразделения системной интеграции, T-Systems CIS: Пока основным драйвером и инвестором развития здравоохранения в России является государство. Программы развития телемедицины, внедрения единой ЭМК, технологии персонального мониторинга здоровья прописаны в качестве ключевых целей в Федеральной программе здравоохранения на 2013–2018 гг. Например, уже к декабрю этого года процент медицинских карт, представленных в электронном виде, должен вырасти до 26%, а 95% всех федеральных государственных бюджетных учреждений должны поддерживать использование дистанционных форм диагностики и лечения (телемедицина).Александр ВАСИЛЕНКО, глава представительства, VMware в России и СНГ

Александр ВАСИЛЕНКО, глава представительства, VMware в России и СНГ: Основные барьеры для реализации проектов в здравоохранении – дефицит квалифицированных ИТ-кадров непосредственно в медицинских организациях и сложности в организации качественных каналов связи. В связи с этим одно из главных требований к решениям, внедряемым в инфраструктуру медицинских организаций, – достаточно простое администрирование, с которым могли бы справляться специалисты лечебных учреждений. Дмитрий ФИШЕЛЕВ, руководитель коммерческого блока, «ПингВин Софтвер»

Дмитрий ФИШЕЛЕВ, руководитель коммерческого блока, «ПингВин Софтвер»: Безусловно, главным драйвером процесса является давление государства, обусловленное планом реализации госуслуг населению. В здравоохранении этот план требует для начала создания ИТ-ландшафта, покрывающего всю территорию России – со всеми вытекающими из этого последствиями. А главным тормозом процесса являются, собственно, сами врачи. Как недавно педагоги старались избежать применения в своей профессиональной деятельности компьютерной техники, так же сейчас это делают медики. Но педагогов освоить эту область заставили дети, а у врачей такого мощного драйвера нет. Средний возраст медицинского персонала, сложившиеся методы приема и лечения пациентов просто не оставляли места для информатизации. Всей стране известны случаи, когда закупленная сверхдорогая медицинская техника стоит без дела, потому что в этом ЛПУ никто не умеет ею пользоваться.


«ИКС»: Какие ИТ-решения наиболее востребованы сейчас в российском здравоохранении, изменились ли приоритеты в их выборе за последние год-два? И какие перспективные технологии и сервисы остались пока за бортом федеральной программы? Артем РЯБИНКОВ, руководитель отдела по развитию бизнеса, «1С-Битрикс»

Артем РЯБИНКОВ, руководитель отдела по развитию бизнеса, «1С-Битрикс»: Повысился интерес к комплексным решениям, которые обеспечивают автоматизацию различных областей – учет услуг, регистратура, запись на прием к врачу онлайн, хранение и обработка изображений. Со своей стороны мы можем констатировать большой интерес к готовым интернет-решениям, интегрированным с внутренними МИС. У многих остро стоят задачи масштабного присутствия в интернете и предоставления актуальных данных пациентам онлайн.


Ю. БЕЛЬСКИЙ: Нынешний приоритет российского здравоохранения – построение базовой инфраструктуры во всех учреждениях. Во многих регионах уже есть больницы и госпитали, использующие самые новые разработки.

 

Андрей СВИРИДЕНКО, председатель правления, SPIRITАндрей СВИРИДЕНКО, председатель правления, SPIRIT: Аппаратные системы ВКС зачастую по-прежнему чересчур дороги для медучреждений, поэтому наиболее удобными для предоставления консультаций и работы с пациентами оказываются программные продукты для видеоконференций. Особенно те, которые позволяют организовать видеоконференцию непосредственно через браузер. По нашим данным, организации здравоохранения сегодня составляют не менее 7% общего числа покупателей программных ВКС в России. Денис КАТЮШИН, директор управления по консалтингу, Optima Consulting (группа Optima)


Денис КАТЮШИН, директор управления по консалтингу, Optima Consulting (группа Optima): Поскольку медицина все больше переходит на коммерческие рельсы, для многих ЛПУ теперь важно не только достойное качество диагностики и лечения пациентов, но и достижение целевых экономических показателей. Поэтому наряду со специализированными ИТ-решениями, ориентированными на диагностику, лечение, профилактику, в клиниках востребованы решения для автоматизации управленческого и бухгалтерского учета, а также системы бизнес-аналитики, которые позволяют проводить разносторонний анализ деятельности клиники вплоть до конкретной услуги, врача, кабинета. Игорь НИКУЛИН, директор департамента ИТ, КРОК


Игорь НИКУЛИН, директор департамента ИТ, КРОК: Самые перспективные технологии в здравоохранении по большей части те же, что и в других областях. В первую очередь нужно создать ИТ-инфраструктуру, автоматизировать рабочие места медицинских сотрудников, внедрить специализированные системы аналитики и СЭД, решить вопрос защиты данных. Дальше уже можно будет думать о системах телемедицины, мобильных решениях и т.д. При реализации федеральной программы информатизации здравоохранения, на мой взгляд, можно было больше внимания уделить методологии внедрения информационных сервисов, таких как запись на прием к врачу, ускоренная госпитализация, аналитика работы лечебных учреждений.Дамир ЕНГАЛЫЧЕВ, директор по работе с ключевыми заказчиками департамента по работе со здравоохранением, IBS


Дамир ЕНГАЛЫЧЕВ, директор по работе с ключевыми заказчиками департамента по работе со здравоохранением, IBS: В текущем фокусе информатизации – по-прежнему административные процессы: учет затрат, управление ресурсами, минимизация бумажного документооборота, снижение затрат и повышение качества подготовки медицинской отчетности и статистики. Тем не менее уже в рамках федеральной и региональных программ здравоохранения предусмотрено внедрение технологий, направленных на автоматизацию самого лечебного процесса. Появляются отдельные элементы поддержки принятия врачебных решений (поддержка стандартов лечения, предупреждение о лекарственном взаимодействии при выписке электронного рецепта, предоставление врачам доступа к медицинской информации). В качестве наиболее интересных направлений можно отметить технологии речевого ввода информации, поддержки принятия решений на основе сведений, содержащихся в ЭМК пациента, технологии медицинских исследований, позволяющие выявлять закономерности на основе анализа больших объемов псевдонимизированных медицинских данных. Григорий ШЕВЧЕНКО, коммерческий директор, «Открытые Технологии»

Григорий ШЕВЧЕНКО, коммерческий директор, «Открытые Технологии»: К сожалению, сегодняшний процесс информатизации медицины развернут в сторону ИТ-компаний, а они пытаются адаптировать уже имеющиеся решения для других отраслей под задачи медицинской информатизации. Надо вернуться к истокам, посмотреть на задачи в комплексе, увидеть и проанализировать то, что уже сделано и сделано хорошо. И в первую очередь заняться разработкой и внедрением технологий, повышающих качество лечения и управления лечебно-диагностическим процессом. Ведь медицина прежде всего должна лечить и вылечивать, а потом уже эффективно управлять финансами.




«ИКС»: Какова ситуация со стандартами, которые должны обеспечить совместимость разных МИС? Приживутся ли в России западные стандарты? И нужна ли разработка национальных?

А. РЯБИНКОВ: На сегодня в России нет общепринятого стандарта для взаимодействия медицинских систем. Например, стандарт HL7, широко распространенный в мире, далеко не всегда применим в конкретных российских проектах – прежде всего в силу высокой сложности, избыточности, проблем с русификацией. По этой причине для интеграции веб-систем с МИС многие производители медицинского ПО используют свои закрытые форматы. Необходим российский отраслевой стандарт для этих задач, и тогда решать их будут гораздо быстрее и эффективнее. Андрей ЕГОРОВ, ведущий архитектор практики медицинских проектов, AT Consulting

Андрей ЕГОРОВ, ведущий архитектор практики медицинских проектов, AT Consulting: После принятия концепции создания ЕГИСЗ и начала ее разработки множественность стандартов перестала быть актуальной. Тем не менее требуется большая работа в области стандартизации электронных документов. Прямой перевод существующей системы «бумажной» медицинской документации в электронный вид не принесет ожидаемых результатов, а, возможно, только повысит трудоемкость их создания.

Д. ЕНГАЛЫЧЕВ: Собственных стандартов обеспечения интер-операбельности медицинских данных в России нет. Всё, что есть, так или иначе заимствовано или локализовано. Создание собственных стандартов – это очень длинный и затратный путь. Сейчас нет школ, которые могут взять на себя эту задачу. А те организации, которые готовы подключиться к международному процессу стандартизации, не получают достаточного и системного финансирования.


«ИКС»: Насколько полезен зарубежный опыт внедрения медицинских ИС? Как показали себя в российских условиях западные решения для информатизации медицины?

Сергей ЩЕРБИНА, заместитель гендиректора, Esri CISСергей ЩЕРБИНА, заместитель гендиректора, Esri CIS: Платформенные технологии западных поставщиков вполне могут использоваться в России, наша система хотя и имеет свою специфику, но задачи, стоящие перед ней, совершенно не уникальны. Например, проведение геостатистического анализа распространения того или иного заболевания и выявление определяющих его факторов требует одних и тех же инструментов независимо от страны. В этом смысле оправдано использование продуктов, «обкатанных» в сотнях и тысячах реальных внедрений по всему миру.

Г. ШЕВЧЕНКО: Западный опыт на российском рынке фактически не востребован, очень немногие иностранные фирмы предлагают здесь свои МИС. Не существует стандартного механизма передачи или обмена опытом применения ИТ между Западом и Россией ни в медицине, ни в любой другой индустрии. Что касается доработки и тиражирования западных МИС, это также непросто. У нас сегодня нет двух похожих клиник, поэтому о типовых внедрениях  говорить не приходится, под каждое конкретное учреждение нужна существенная доработка.


Сергей МАРТЫНОВ, директор по развитию бизнеса с госсектором, «Техносерв Консалтинг»Сергей МАРТЫНОВ, директор по развитию бизнеса с госсектором, «Техносерв Консалтинг»: Западные МИС отражают специфику модели зарубежного здравоохранения, поэтому без доработок они не могут массово использоваться в России. Есть отличия в функциональных обязанностях работников (например, за рубежом медицинская сестра выполняет значительный объем тех работ, который у нас выполняет врач), в нормативах времени на прием одного пациента и т.д. Но отдельные направления развития зарубежных систем нашли применение при создании отечественных МИС – например, разработка формализованной клинической документации (стандарт openEHR). Открытый стандарт управления, хранения и обмена электронными историями болезни – это как раз тот опыт, который может быть успешно перенесен из западной практики в отечественную.



«ИКС»: Ваши ожидания от информатизации здравоохранения в ближайшие годы?

С. ЩЕРБИНА: Мы ожидаем развития региональных систем и их интеграции в единую федеральную систему управления здравоохранением, роста востребованности портальных решений, внедрения систем для решения задач управления и оптимизации ресурсов и объектов инфраструктуры здравоохранения, более эффективных систем диспетчеризации, повышения оперативности и качества собираемых медицинских и других данных.

М. ПЕРЕВЕРЗЕВ: Участие в проектах информатизации здравоохранения уже привело к росту профессиональной грамотности всех заинтересованных сторон – врачей, пациентов, ИТ-специалистов, руководителей здравоохранения и т.д. Это ведет к формированию новых, более четких требований к информационным сервисам в медицине. Кроме того, постепенное развитие сетевой инфраструктуры будет способствовать более широкому использованию облачных решений в здравоохранении.

С. МАРТЫНОВ: Наиболее мощные прорывы произойдут в частной медицине. А поскольку для негосударственных медицинских учреждений очень важен аспект экономической эффективности, то они будут активно внедрять специфические для отрасли «ERP». Помимо базового функционала в таких системах найдут отражение ряд бизнес-процессов и задач, специфичных для медицинского учреждения.

В. ДМИТРИЕВ: Мы надеемся, что в стандартах по здравоохранению появятся такие направления, как телемедицина, и будет пересмотрена правовая база для появления этой услуги в России. Следует также ожидать появления единой карты пациента, и с технологической точки зрения работы эти ведутся. Но правовая база пока определяет работу с бумажными картами как единственно возможный вариант.

А. ВАСИЛЕНКО: В 2012 г. в России была создана база для развития ИТ-инфраструктуры в медицине, к концу 2013 г. формирование единого информационного пространства в основном будет завершено, но отдельные блоки будут постепенно внедряться еще в течение нескольких лет. В ближайшие годы мы ожидаем дальнейшего развития и становления высокотехнологичного медицинского сектора. Основная идея – наладить обмен медицинской информацией, увеличить скорость обработки запросов на местах и структурировать все данные в электронном виде.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Региональная информатизация