Rambler's Top100
 
Все новости Что посетить

В Петербурге наметили тенденции развития российского телекома

23 декабря 2009

Завершился III Международный форум "Интерком – 2009. Инфокоммуникации будущего", который с 10 по 11 декабря проходил в отеле «Sokos Hotel Olympic Garden» в Санкт-Петербурге.

Более 100 делегатов в течение двух дней обсуждали тенденции и перспективы современных рынков связи и различные направления развития российского телекома. Генеральным спонсором Форума в этом году стал национальный оператор связи «Ростелеком».

Целью III Международного форума «Интерком-2009» стало развитие телекоммуникационного рынка России через внедрение технологических и маркетинговых разработок ведущих российских и зарубежных компаний в области телекоммуникаций и высоких технологий.

В Форуме приняли участие топ-менеджеры крупнейших компаний отрасли телекоммуникаций: «Ростелеком», «МТС», «Вымпелком», «Скай Линк», «МТТ», «Комстар», «МегаФон», «РТКомм», «Эрикссон», «Х5 Retail Group», «Северо-Западный Телеком» и другие. Форум «Интерком-2009» удивил не только составом участников, но и интересной, насыщенной программой.

Первый день Форума был посвящен современным тенденциям и перспективам рынков фиксированной и мобильной связи, потребительской востребованности услуг связи в нынешних условиях, а также перспективным способам увеличения ARPU.

На открытии Форума «Интерком-2009» с приветственным словом выступил представитель Генерального спонсора – компании «Ростелеком» – Иван Маковкин, заместитель коммерческого директора Северо-Западного филиала компании. Для национального оператора связи «Ростелеком» ежегодное участие в Форуме стало доброй традицией: компания приветствует развитие профессиональных связей, обмен опытом, взаимовыгодное межоператорское партнерство, доверительные отношения между коллегами по отрасли. «Тот факт, что в 2009 году «Ростелеком» поддерживает «Интерком» в качестве Генерального спонсора, мы расцениваем как наш вклад в развитие телекоммуникационного рынка России», - прокомментировал интерес к мероприятию представитель генерального спонсора мероприятия.

Поприветствовал участников Форума и представитель Правительства Ленинградской области - заместитель председателя Комитета по телекоммуникациям и информатизации Валентин Сидорин. В своем выступлении г-н Сидорин рассказал о нескольких интересных проектах Правительства, связанных с переходом области на цифровое эфирное вещание, которое будет запущено и в Петербурге. Также будет запущен односторонний эфирный интернет, а телеканал ЛОТ появится во втором мультиплексе. 

Программа первого дня Форума включала панельную дискуссию «Современные тенденции и перспективы рынков фиксированной и мобильной связи. Потребительская востребованность в сегодняшних условиях» и круглый стол «За счет чего операторам дальше увеличивать ARPU в условиях исчерпавшегося потенциала роста голосовых услуг». Спонсором секции выступила компания «Эрикссон».

Модератор мероприятий Денис Кусков, генеральный директор информационно-аналитического агентства «Неделя сотовых технологий», выступил с докладом о развитии рынка телекоммуникаций в России и Северо-Западном федеральном округе в частности. По словам докладчика, доходы от услуг связи в стране в первом полугодии 2009 года выросли на 8,1% по сравнению за аналогичный период прошлого года. По прогнозам, по итогам текущего года доходы от услуг связи в России превысят цифру 1300 млрд рублей. Говоря о СЗФО, г-н Кусков отметил, что объем рынка услуг связи в первом полугодии 2009 года увеличился на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Прогнозируемый объем рынка услуг связи в СЗФО по итогам текущего года  - более 150 млрд рублей. 

О некоторых тенденциях развития телекоммуникационного рынка России рассказал Иван Маковкин, заместитель коммерческого директора Северо-Западного филиала «Ростелеком». По словам спикера, на фоне общего спада ВВП, телекоммуникационная отрасль по прежнему показывает рост, при этом большую часть рынка занимают услуги широкополосного доступа к сети Интернет. Говоря о ШПД, г-н Маковкин отметил, что насыщение рынков Москвы и Петербурга находится на уровне 80%, в регионах же рынок ШПД далек от этого. «Резерв роста для указанного рынка – в регионах, и именно на региональных рынках в ближайшее время будет происходить все самое интересное. Также наблюдается продолжающийся рост скоростей на тарифных планах услуги ШПД. Дальнейший рост рынка будет происходить как за счет увеличения скоростей доступа, так и за счет увеличения количества дополнительных сервисов», - сообщил представитель «Ростелекома».

В своем выступлении о развитии 3G в России и о Северо-Западном регионе как лидере в строительстве сетей третьего поколения Сергей Семенов, технический директор «МегаФон Северо-Запад», отметил: «Мы видим, что абоненты делятся на две категории. Первая – та, которая использует коммуникаторы, смартфоны, и пользуются на них мобильными приложениями. Но мы понимаем, что это не основной драйвер прироста. А основной драйвер прироста — это мобильные модемы. Именно на них, как мы говорим, качают много трафика».

Две бизнес-модели, которые могут изменить ситуацию снижения выручки операторов, предложил генеральный директор «Скай Линк – Северо-Запад» Николай Деменчук. По его словам, уже используемая система тарификации контента сейчас позволяет удерживать маржинальность за счет более эффективной монетизации трафика, а разрабатываемая платформа доставки рекламы и Premium-контента сможет привлечь дополнительные инвестиции со стороны рекламодателей.

Тему мобильного широкополосного доступа продолжил Артем Кузнецов, руководитель группы беспроводных решений компании «Эрикссон Восточная Европа и Центральная Азия». В своем выступлении г-н Кузнецов рассказал об особенностях и перспективах развития мобильного ШПД.

Ключевыми докладами первого дня Форума стали выступления топ-менеджеров таких крупных компаний, как «Вымпелком»,  «Северо-Западный Телеком» и «Ростелеком».

Важнейшие тенденции регионального рынка ШПД выделил директор Северо-Западного региона «ВымпелКом» Андрей Ковтонюк. В своем докладе «Уникальный интеграционный опыт «Билайн»» он отметил, что сейчас региональные операторы широкополосного доступа по темпам роста опережают коллег из Москвы и Петербурга: проникновение сервиса в этих городах уже достигло насыщения. Преимущество в борьбе за абонентов в регионах имеют операторы ШПД национального масштаба, имеющие собственные магистральные каналы связи, – именно стоимость трафика для самих провайдеров во многом определяет цену на ШПД.

Тему перехода на технологии NGN и введение в эксплуатацию новейшей сетевой инфраструктуры связи осветил Алексей Никитин, директор Департамента технического развития «Северо-Западный Телеком». Ключевыми моментами его доклада стали неограниченные возможности по доступу абонентов к сетевым  информационным ресурсам, существенное снижение энергопотребления на объектах связи, отсутствие активного оборудования в домах, унификация и автоматизация процессов предоставления Triple Play услуг.

Предметом доклада представителя Северо-Западного филиала компании «Ростелеком» Евгения Николаева стало IP-телевидение, представленное спикером в качестве инструмента увеличения дохода оператора связи.

В рамках круглого стола, посвященному способам увеличения ARPU, коммерческий директор компании «Метроком» Андрей Закревский рассказал об особенностях конкуренции на корпоративном рынке телекоммуникационных услуг Санкт-Петербурга. Он выделил основные тренды 2009 года на рынке связи: объединение сетей мобильных и фиксированных операторов связи, развитие беспроводных сетей WiMAX, покупка крупными игроками рынка сетей более мелких операторов, вывод сотовыми операторами безлимитных тарифных планов на доступ к сети Интернет, вывод на рынок операторами фиксированной связи дополнительных сервисов, выход операторов Санкт-Петербурга на рынок Ленинградской области и СЗФО, а также выход на розничный рынок связи «оптовых игроков».

Некоторые участники Форума видят способы увеличения ARPU немного иначе. Например, Иван Мирошниченко, руководитель группы управления продуктами компании «РТКомм», считает, что инструментами неценовой конкуренции должны стать SLA и FMA – соглашения об уровне и способах предоставления услуг между поставщиком и потребителем.

Первый день Форума «Интерком-2009» завершился круглым столом на тему: «Возможности операторов связи в сфере обеспечения безопасности детей в сети Интернет: взаимодействие с государственными органами и собственные инициативы». Мероприятие проходило под эгидой Года Безопасного Интернета, при поддержке Партнёра Форума - Российского клуба связистов. В роли ведущего круглого стола выступил  Илья Мальков, директор Российского клуба связистов. Основной целью встречи стало обсуждение с операторами связи одной из важнейших задач оргкомитета «Года Безопасного Интернета» – совместное взаимодействие организаций и компаний в пользу защиты детей. В ходе беседы были затронуты проблемы, связанные с использованием социальных сетей. Например, регистрируясь на различных ресурсах, несовершеннолетние пользователи не осознают всех последствий и риска, которому они подвергаются, оставляя конкретные данные о себе в открытом доступе.

Развитие ШПД в регионах оказалось основным вопросом обсуждения второго дня Форума, началом которого стала панельная дискуссия на тему: «Проекты по строительству ШПД: движение в регионы». Спонсором секции стала компания «Цеппелин Русланд».

Панельную дискуссию модерировал Денис Крамаренко, коммерческий директор Северо-Западного филиала компании «КОМСТАР-Регионы». В своем выступлении он выделил несколько основных тенденций развития рынка фиксированной связи. Это рост конкуренции во всех сегментах рынка, тенденция к предложению мультисервисных услуг и конвергенции, активное развитие в регионах крупных операторов, тенденция к универсальности и простоте решений, выход домовых сетей на корпоративный рынок, активизация провайдеров беспроводного доступа.

С ключевым докладом «Кобрендинговые продукты в сфере Мобильной связи» выступил Максим Свердлов, начальник отдела маркетинга и маркетинговых коммуникаций филиала «МТС Макро-регион «Северо-Запад». В частности, речь шла о совместном проекте МТС и футбольного клуба «Зенит» - «Зенит Мобайл», который был представлен компанией 10 декабря 2009 года.

Технологии бесперебойного питания для базовых станций на Форуме представил Юрий Петрищев, управляющий розничными продажами электрогенераторных установок в СНГ компании «Caterpillar». В докладе речь шла о гибридных решениях на базе нескольких источников питания.

Об услугах по контролю качества обслуживания в телекоммуникациях рассказал Глеб Андрианов, начальник отдела мониторинга качества работы сети компании «МТТ». Основные вопросы, которые поднимались в выступлении г-на Андрианова, - управление трафиком и качеством обслуживания, а также предоставление услуг по контролю качества обслуживания в рамках концепции «программное обеспечение как услуга».

Новые возможности в мобильной МГ/МН-связи осветил первый заместитель директора филиала «МегаФон Северо-Запад» Петр Акульшин: «Сейчас сотовые операторы активно строят собственные магистральные сети, что позволяет им передавать трафик из региона в регион без посредников и создавать прямые стыки с зарубежными каналами. Как результат, становится возможным не только сократить издержки, но и контролировать качество связи».

Во второй день Форума «Интерком-2009» также обсуждались перспективы развития MVNO («Виртуальные операторы мобильной связи»). Ведущим круглого стола «Перспективы развития MVNO в условиях кризиса. Результаты действующих проектов и перспективные стартапы» стал Владимир Шульга, генеральный директор компании «Народный Мобильный Телефон». В ходе дискуссии с докладами выступили представители компаний «Гарс Телеком», «Orange Business Services» и «Х5 Retail Group».

Перспективы сотрудничества сотовых операторов и крупных розничных сетей в своем выступлении наметил Вице-президент по сервисам крупного ритейлера «Х5 Retail Group» Руслан Гурджиян. По его словам, в Европе по числу абонентов лидируют именно ритейл-MVNO. Хотя в нашей стране таких проектов пока немного – «А-Мобайл» от «МТС» и «Ашана» и тарифный план «Эльдорадо» у оператора «Матрикс». Перспективы у виртуальных операторов велики: интеграция с кассовыми системами и CRM, совместные маркетинговые акции «трафик за покупки» и «покупки за трафик» весьма привлекательны как для потенциального клиента, так и для обоих участников бизнес-процесса.

III Международный форум «Интерком-2009» не только определил основные факторы конкурентной борьбы на рынке потребительских услуг, но и прояснил ситуацию на российском рынке телекоммуникаций: снижение прибыли в результате кризиса и роста конкуренции не привело к его стагнации. Наоборот, разработка новых предложений и ввод инновационных сервисов только активизировались – и в 2010 году рынок ожидает новую волну борьбы за клиента.

Организатор Форума – ICF–Международные конференции.

  • Генеральный спонсор – национальный оператор связи «Ростелеком».
  • Спонсоры секций – Цеппелин Русланд и Эрикссон.
  • Партнеры – SoftLine и Российский клуб связистов.
  • Генеральный информационный спонсор – Эхо Москвы в Санкт-Петербурге.
  • Генеральный видео-партнер – IP-News.
  • Официальный информационный спонсор – The Baltic Course.

Информационная поддержка: РБК, Ведомости, St. Petersburg Times, Telecom Daily, spbIT.ru, ComNews, CIO, BYTE, Журнал "ИКС" , T-Comm, ERPNEWS, @Astera, Компьютер Price, CRN/RE, Мобильные телекоммуникации, ТелеМультиМедиа, Connect! Мир связи, Кабельщик, IT-Event.Ru, МИС-Информ, ISP-Review, Век качества и другие.

Сайт Форума -  www.konfer.ru

По материалам IP-News, ИАА «Неделя сотовых технологий», spbIT и пресс-службы компании ICF-Международные конференции

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться:

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.