Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли

Счетная палата проверила реализацию ФЦП "Электронная Россия"

09 декабря 2011

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки соблюдения законодательства целевого и эффективного использования бюджетных средств в ходе реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)", в том числе результатов формирования инфраструктуры "электронного правительства" в Минкомсвязи России и "Ростелекома".

Первоначально запланированный объем финансирования составлял свыше 77 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета - более 50%, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - около 30%, внебюджетные источники - 20%.

За время реализации программы в период с 2002 по 2010 г. в нее трижды вносились изменения, касающиеся целей и планируемых результатов. В результате проведенных корректировок ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)" цели, задачи и планируемые результаты реализации программы были значительно изменены относительно первой редакции, вследствие чего мероприятия последней редакции программы были направлены исключительно на формирование структуры "электронного правительства".

В ходе реализации программы наблюдалось существенное сокращение объемов ее финансирования в связи с оптимизацией мероприятий в рамках программы и изменений бюджетных назначений. Фактический объем бюджетных назначений за весь период действия программы составил почти 30 млрд руб., сократившись от первоначального объема на 65,5%, в том числе: средства федерального бюджета 75%, средства бюджетов субъектов Российской Федерации 25%. Финансирование программы за счет внебюджетных источников в соответствие с последней редакцией программы в отличие от ее первоначальной редакции не предусматривалось.

Кассовое исполнение ФЦП "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" за весь период реализации составило более 20 млрд руб., или почти 80% от бюджетных назначений. При этом сложившаяся структура кассового исполнения программы не соответствует плановому распределению финансовой нагрузки между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, предусмотренному в пропорции, в частности: за счет средств федерального бюджета профинансировано свыше 93,5%, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 6,5%.

Из 42 целевых индикаторов Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)" выполнен 41 целевой индикатор, невыполнение одного индикатора допущено государственным заказчиком Минкомсвязи России по показателю "Количество федеральных органов исполнительной власти, в которых внедрена типовая автоматизированная информационная система центра телефонного обслуживания", 2 целевых индикатора перевыполнены: показатель "Доля официальных сайтов субъектов Российской Федерации, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, касающимся полноты информации о деятельности органов государственной власти" (государственный заказчик Минэкономразвития России) составил 77% при плановом значении 70%; показатель "Количество государственных и муниципальных гражданских служащих, повысивших квалификацию в области использования информационных технологий" (государственный заказчик Минобрнауки) составил 2 862 человек при плане 2500 человек.

Эффективность расходования бюджетных средств, выделенных в 2010 г. на реализацию программы в части достижения ее целевых индикаторов, составила 102,9%.

При этом на коллегии отмечалось, что единственным исполнителем по реализации мероприятий программы был выбран "Ростелеком". В качестве основного довода, приводимого Минкомсвязью России в пользу выбора "Ростелеком", являлось обеспечение экономической эффективности мероприятий программы.

Затраты федерального бюджета на оплату работ, выполненных "Ростелекомом" в 2010 г., по трем государственным контрактам составили 1,3 млрд руб., или 98,9% процента от общего объема стоимости работ, заказчиком которых являлось Минкомсвязи России.

Однако в ходе сравнительного анализа бюджетных расходов, произведенных Министерством с целью финансирования мероприятий программы, и расходов "Ростелекома" на их реализацию установлено, что маржинальный доход "Ростелекома" составил 136,8 млн руб. При этом механизм возврата сэкономленных "Ростелекомом" средств целевого характера в федеральный бюджет условиями госконтрактов предусмотрен не был. Таким образом, указанные средства федерального бюджета не были направлены на мероприятия программы, что, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, противоречит принципу эффективности бюджетных расходов и соответственно основному условию выбора "Ростелекома" в качестве единственного исполнителя работ по программе.

Указанные средства, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, должны быть возмещены государственному заказчику при дальнейшем финансировании государственной программы "Информационное общество (2011 - 2020 гг.)".

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации приняла решение направить представление в Минкомсвязь России. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального собрания.

В связи с завершением Счетной Палатой проверки результатов исполнения Федеральной Целевой Программы «Электронная Россия» (2001 - 2010), ОАО «Ростелеком» опубликовал следующее заявление: «Компания «Ростелеком» являлась единственным исполнителем данной ФЦП только в 4 квартале 2009 года и 2010 году, что составляет порядка 15% от общего времени, отведенного на реализацию программы. За этот срок сумма государственных контрактов, заключенных с ОАО «Ростелеком» составила порядка 2 млрд. рублей, что составляет около 10% от общего объема средств, выделенных на ее реализацию. При этом достижение ключевых целевых показателей ФЦП было осуществлено преимущественно в рамках исполнения именно контрактов с ОАО «Ростелеком». Таким образом, привлечение «Ростелекома» к реализации данной программы в качества единственного исполнителя было оправданным и показало свою высокую эффективность.

Маржинальный доход, полученный ОАО «Ростелеком» при исполнении вышеупомянутых контрактов, в первую очередь, является прямым следствием строгого исполнения принятых в компании процедур и регламентов закупок товаров и услуг.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что «Ростелеком» является открытым акционерным обществом, акциями которого помимо государства владеют частные акционеры, и в соответствии с действующим законодательством целью его деятельности, в том числе и при исполнении государственных контрактов, является получение прибыли.

При этом никаких юридических оснований для возврата полученного маржинального дохода ОАО «Ростелеком» не имел, и в настоящий момент не имеет. Соответствующий механизм действующим законодательством не предусмотрен.

В настоящее время ОАО «Ростелеком» обсуждает с Минкомсвязи механизм, который позволил бы при исполнении госконтраков, заключенных в рамках реализации программы «Информационное общество», предоставить государственному заказчику дополнительно услуги и сервисы на сумму, равную полученному маржинальному доходу.

Необходимо особо подчеркнуть, что в ходе работы над этим проектом «Ростелеком» инвестировал в создание «электронного правительства» более 1,5 млрд. собственных средств, что сопоставимо с инвестициями государства в этот период».

По материалам CNews и компании "Ростелеком"

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.