Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Лилия ПАВЛОВА 03 февраля 2012

За орбитой марсианской миссии

Россия не откажется от амбициозных космических проектов, несмотря на не самый радостный для отечественной космонавтики минувший год, когда из 34 запусков неудачными оказались 5 (самая громкая по общественному резонансу потеря – АМС "Фобос-Грунт"). Но подход к развитию отечественной космической индустрии, вероятно, будет основательно пересмотрен.

Готовится космическая доктрина-2030

До конца февраля этого года Роскосмос должен представить вице-премьеру Дмитрию Рогозину новый документ - стратегию развития космической отрасли РФ до 2030 г. В документе будут отражены, в частности, задачи в области фундаментальных исследований, создания беспилотных и пилотируемых аппаратов, использования космоса в интересах социально-экономического развития страны. Как сообщил глава Роскосмоса Владимир Поповкин в интервью радиостанции "Эхо Москвы", в последнее время государство удовлетворяет все заявки агентства: если в 2011 г. финансирование его программ составило около 100 млрд. рублей, то в этом году будет выделено 150 млрд., в 2013 – 175, а в 2014-м планируется превысить планку в 200 млрд. рублей. По словам В. Поповкина, "практически все задачи, которые необходимы, интересны, согласованы с Академией наук и скомплексированы", Роскосмос может решить в рамках этой стратегии даже на уровне финансирования. В то же время, последние космические потери (как нарочно, именно в юбилейный год космонавтики) ставят вопрос ребром: как эти задачи решать эффективно? В СССР они решались командной системой и диктовались интересами обороны страны.  "Сегодня должны быть другие стимулы, и другая заинтересованность людей, - признает глава Роскосмоса. - Это уровень зарплаты, это социальные блага. Это должна быть хорошая идея, которой люди будут охвачены, им будет интересно работать. Вот это сегодня мы полагаем в основу." Другой аспект новой стратегии  – промышленность, которая в стране сформирована в советские времена, но сегодня, по оценке В. Поповкина, загружена лишь на 43%. Причина тому - вертикальная интеграция, когда каждое предприятие, выпускающее конечную продукцию, собирало "под себя" всю кооперацию. "Это было, наверное, правильно,  - считает руководитель космического агентства. - Потому что мы эту кооперацию, слава Богу, сохранили в лихие 90-е. Теперь же отрасль перенасыщена, занята меньше чем на 50%. Поэтому теперь нужно проводить горизонтальную интеграцию. Например, несколько организаций производят космические аппараты - их надо горизонтально интегрировать, посмотреть эффективность, инновационные планы и определить, что стране нужно, а от чего следует отказаться."

К теме новых подходов к стратегии развития космической промышленности обратился и директор по развитию кластера "Космические технологии и телекоммуникации" фонда "Сколково" Дмитрий Пайсон на круглом столе РИА Новости. "Первым шагом должно стать повышение надежности космических средств и воссоздание системы нормативного регламентного обеспечения надежности. Регламенты применялись раньше, но сейчас рассеялись в российском законодательном пространстве, - считает Дмитрий Пайсон. - Надо внедрить регламенты. Нужна систематизация и трезвый взгляд на то, где мы сейчас находимся с точки зрения мировой конъюнктуры. Это должно, на наш взгляд, стать первым шагом – систематизация, упорядочение и трезвый взгляд на возможности дальше планировать и осуществлять амбициозные проекты. Говорить о стратегии развития космонавтики в плане "вперед и вверх" неправильно и некорректно. Сначала нужно четко осознать свою миссию, положение - и потом можно говорить о дальних полетах, это должно стать предметом общенациональной дискуссии с привлечением гражданского общества, научных институтов."
Со своей стороны, академик Лев Зеленый, директор Института космических исследований РАН, где разрабатывалась научная программа "Фобоса", отметил, что в планах реализации космических программ целесообразно предусматривать статью расходов на связи с общественностью. "К сожалению, мы начинаем говорить о космосе, когда происходит что-то плохое, когда есть о чем пошуметь, - констатировал Лев Зеленый. - Мы стараемся рассказывать и о том интересном, что происходит, но эта работа у нас ведется немножко "по-партизански". Так, мы выпустили книжку про "Фобос" на средства от прибыли института, приходилось ужиматься. Вот в бюджете NASA отводится 5-7% на публичное освещение программ. Это должна быть обязательная строка в бюджете любого космического проекта - небольшие деньги, но наши налогоплательщики поймут, зачем тратятся деньги на проект."

Что касается "Фобоса", то в интервью "Эху Москвы" Владимир Поповкин дал однозначный ответ, что отказываться от поставленных перед этим проектом задач Роскосмос не намерен, однако пока нет точного ответа, повторит ли Россия  "марсианскую миссию" самостоятельно или экспедиция к спутнику Марса будет организована в международной кооперации с европейскими партнерами. Напомним: автоматическая межпланетная станция "Фобос-Грунт" - первая за 15 лет российская АМС, предназначенная для доставки образцов грунта со спутника Марса, - была запущена в ночь на 9 ноября 2011 г. Маршевая двигательная установка станции не включилась и не смогла перевести аппарат на траекторию перелета к Марсу. "Фобос-Грунт" остался на околоземной орбите, и 15 января обломки зонда упали на Землю в Тихом океане. Стоимость всей миссии "Фобос-Грунт" оценивалась в 5 млрд. рублей, из которых цена самого космического аппарата составила 1,2 млрд. рублей.
 Лев Зеленый уверен, что неудача миссии "Фобос-Грунт" не должна остановить развитие российских планетных исследований, что миссию надо повторить. "Неудачи в космической отрасли бывают у всех стран, - заметил Лев Зеленый на круглом столе РИА Новости, - Но всегда и всюду делом чести и престижа агентства было эти миссии повторить, эти задачи решить... Это естественно для агентства - неудачу преодолеть и идти дальше. Мы ждем поддержки общества в этом деле, нужном и ученым, и всей стране." Он напомнил, что неудавшийся американский проект Mars Polar Lander был успешно осуществлен в ходе миссии "Феникс", европейский проект "Кластер" был повторен через четыре года после неудачи.


Коммерческая миссия выполнима

Отдельно в Роскосмосе стоит программа – ГЛОНАСС. С одной стороны, именно благодаря мощной господдержке (и политической воле, и финансированию) сейчас группировка спутников ГЛОНАСС работает в полном составе. С другой – в 2011 г. ожидалось принятие ФЦП по поддержанию и развитию спутниковой  навигационной системы ГЛОНАСС на 2012–2020 гг., утверждение которой затянулось до февраля этого года. Первоначально Роскосмос запрашивал 462 млрд. рублей; сейчас известно, что бюджет программы составит 330,5 млрд. рублей (20,54 млрд. рублей в 2012 г.; 21,6 млрд. руб в 2013 г.;  23,2 млрд. руб в 2014 г.). Вычеркнутые 131,5 млрд были расчитаны на наземное внедрение наземной аппаратуры потребителя для гражданского использования ГЛОНАСС, массовое развитие навигационных услуг. И если о коммерческой выгоде лунных или марсианских миссий пока что можно только мечтать, то на основе более "приземленных" навигационных спутниковых систем, две из которых глобальные (GPS и ГЛОНАСС),  уже активно формируются перспективные рынки навигационно-информационных услуг, обещающие стать массовыми.
Российский ГЛОНАСС выходит на гражданскую службу позже американской GPS, и созданный в 2009 г. федеральный сетевой оператор «НИС ГЛОНАСС» только начинает набирать коммерческие обороты. Но, по предварительной оценке, выручка «НИС ГЛОНАСС» за 2011 г. составит около 3,3 млрд. рублей, что более чем 4,5 раза выше 2010 г. и в 100 раз больше по отношению к 2009 г.  Призванный коммерциализировать ГЛОНАСС, оператор в полную силу развернется с полноценным запуском ключевых проектов: "ЭРА-ГЛОНАСС"(60 млн. ТС к 2020 г., все дороги страны – около 1 млн. км.); система взимания платы с большегрузного транспорта (12-тонники) на основе навигации (более 1,5 млн. ТС и 50 тыс. км федеральных дорог); внедрение технологий ГЛОНАСС в субъектах РФ; создание автоматизированной системы диспетчерского управления и обеспечения безопасности перевозок на наземном пассажирском транспорте г. Москвы как часть проекта ИТС-Москва; навигационно-информационное обеспечение Олимпийских игр – 2014 в рамках Логистическо-транспортного центра в Сочи; создание ведомственных (МВД, МЧС, Ространснадзор и другие) и крупных отраслевых навигационно-информационных систем (Почта России и другие); внедрение систем мониторинга и управления транспортом на предприятиях топливно-энергетического комплекса РФ; создание системы тахографического контроля автотранспорта РФ. Кроме того, оператор ведет работу в интересах продвижения технологий ГЛОНАСС на зарубежные рынки.

Сейчас уже очевидно, что в дальнейшем массовый рынок будет развиваться в русле совместимости систем. В 2011 г. объем внутреннего рынка чипсетов ГЛОНАСС/GPS для автомобильного транспорта достиг 270 тыс., что почти в 3 раза больше, чем в 2010 г. Технология ГЛОНАСС стала мировым стандартом для пользовательского оборудования: компании Apple в октябре 2011 г. объявила о поддержке ГЛОНАСС в своих смартфонах iPhone 4S; в 2012 г. намечается тенденция перехода всех ведущих мировых производителей мобильных телефонов на двухсистемное оборудование ГЛОНАСС/GPS, которое может стать самой массовой продукцией на мировом навигационном рынке.

В этой связи недоумение вызывает "экономия" ФЦП на наземном сегменте, ведь только его развитие позволяет решить задачу коммерциализации ГЛОНАСС, поставленную  государством. Не следует, впрочем, путать  "коммерциализацию" и "окупаемость". По мнению Дмитрия Пайсона, разговоры об окупаемости и GPS, и ГЛОНАСС - это пример либо крайне упрощенческого подхода, либо макроэкономического. "Эти федеральные системы изначально создавались для решения задач безопасности, а не для коммерческого использования, - напоминает Д. Пайсон. - Но они имеют такую роскошную инновационную инфраструктуру, которую можно применять в гражданских целях, повышая эффективность использования системы. Но затраты государственного бюджета (как российского, так и американского) на систему не окупятся."

По словам Д. Пайсона, окупаемость возможна на уровне пользователей - тех, кто управляет парками транспорта и получает экономическую эффективность за счет навигационно-информационных услуг. А уже потом, возможно, на уровне налогов государство возвращает какие-то деньги, но невозможно посчитать, каков этот процент от вклада федерального бюджета в программу. Кроме того, бизнес будет в области инновационного производства наземной аппаратуры пользователей, разработки чипсетов. "К слову, у нас в Сколково среди реальных и потенциальных участников кластера космических технологий и телекоммуникаций есть несколько фирм, создающих чипсеты и разрабатывающих системные подходы к решению задач навигации на основе ГЛОНАСС/GPS на транспорте, - и мы поддерживаем их инновационную деятельность, - заметил Д. Пайсон. - Но нет смысла рассчитывать, что этот бизнес окупит государству расходы, которые оно понесло на создание ГНСС."

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.