Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Лилия ПАВЛОВА 29 июня 2012

Всепланетной вахте спасателей 30 лет

30 июня 1982 г.  с космодрома "Плесецк" был запущен первый спутник  глобальной международной космической системы поиска и спасания судов и самолетов КОСПАС-САРСАТ. За 30 лет благодаря системе спасено больше 36 тыс. человек.



На пресс-конференции, посвященной 30-летию со дня запуска первого  космического аппарата  международной космической системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, Юрий Матэвич Урличич, генеральный директор – генеральный конструктор ОАО "Российские космические системы", признался: "Скажу вам честно,  -  это моя самая любимая система, потому что она - самая гуманная, имеющая единственное назначение – спасать жизни людей".


  Характерно, что начало созданию самой гуманной космической системы было положено в разгар "холодной войны", когда в конце 70-х четыре государства - СССР, США, Канада и Франция – сумели договориться об объединении усилий в поисках и спасании терпящих бедствие воздушных и морских судов. Изначально система состояла из советского (ныне российского) сегмента КОСПАС (Космическая Система Поиска Аварийных Судов), и иностранного SARSAT (Search And Rescue Satellite-Aided Tracking). В каждый сегмент вошли спутники, аварийные радиобуи, наземные станции приема спутниковой информации и национальные центры управления.  Отечественная часть этой системы и первый спутник спасания «Надежда» начали создавать в НПО «Радиоприбор», ныне ОАО «Российские космические системы», которое было определено головным предприятием, ответственным за создание системы в целом. "Четыре страны вступили тогда в соревнование, кто первый запустит спутник - и первым оказался наш спутник, - отметил Ю. Урличич. - 10 сентября 1982 г. этот спутник, еще на стадии отработки технических средств системы,  ретранслировал сигнал бедствия с разбившегося в горах Канады небольшого самолета – и жизни трех авиаторов были спасены.  Мы до сих пор занимаем лидирующие позиции в этой системе, участниками которой стали уже 44 страны. В прошлом году был запущен среднеорбитальный КА "Глонасс-К" с ретранслятором системы КОСПАС-САРСАТ – и символично, что 30 марта этого года благодаря переданному с этого спутника сигналу опять были спасены канадские авиаторы, потерпевшие крушение. Предмет нашей гордости - не только космический сегмент, но и наземные станции, и бортовое оборудование. А главное – люди, которые  смогли преодолеть стереотипы, создать систему, необходимую всему человечеству. Это Леонид Иванович Гусев, который был руководителем института в годы создания системы; Леонид Федорович Макаров, возглавивший это направление;  Арнольд Сергеевич Селиванов, который также стоял у истоков системы; нынешний главный конструктор системы Игорь Васильевич Никушкин… Вообще, в нашем институте это направление особо почетное, и за все время существования этого направления можем вспомнить многих ее подвижников".


 Как отметил А. Селиванов, руководитель аналитического центра ОАО "Российские космические системы", главной задачей при создании системы было "заставить ее работать как единый организм", когда независимо от того, гражданин какой страны включает радиобуй, в каком месте это происходит и кто является производителем радиобуя, чей спутник улавливает сигнал – этот сигнал обязательно достигнет спасательных служб, и помощь обязательно придет. Задача эта решается путем обеспечения технической совместимости оборудования разных производителей, подтверждаемой многочисленными испытаниями системы. "Я не стану утверждать, что система идеальна, - заметил А. Селиванов. – В первые годы приходилось довольно долго ждать появления аварийного сигнала на наземной приемной станции, но недостатки исправляются в процессе эксплуатации. А когда я начал заниматься этой системой, меня поразили даже не технические особенности ее построения, хотя они были очень интересны и оригинальны, - меня поразил дух сотрудничества представителей всех стран, которые в этой системе участвовали. Что интересно, даже высокопоставленные чиновники из силовых структур, курирующие систему, тоже демонстрировали исключительную благожелательность. В условиях "холодной войны" это было очень ново. Потом появилось понимание, что это - глубинная особенность системы, которая заставляет людей работать именно так". 


 Что касается перспектив развития КОСПАС-САРСАТ, то они связаны с улучшением основных ее характеристик - сокращением времени доставки сигнала бедствия до спасательных служб, повышение точности определения географических координат. По словам Игоря Васильевича Никушкина, главного конструктора системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, в ближайшее время время доставки аварийного сообщения будет сокращено от полутора часов до 50 мин.; точность самоопределения координат повышена с нескольких километров до сотен метров. Эффективность системы напрямую зависит от орбитальной группировки – и сейчас, по данным ОАО РКС, ведутся работы по размещению оборудования КОСПАС-САРСАТ на космических аппаратах, предназначенных для работы в составе глобальных навигационных систем ГЛОНАСС, GPS и Galileo. В перспективе все они могут быть оснащены соответствующими бортовыми комплексами, что обеспечит практически мгновенное обнаружение, идентификацию, получение и определение географического положения аварийных сигналов.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.