Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Юлия БЕЛОУС 16 июля 2013

Homo ludens 2.0

При глобальной виртуализации вопрос о компьютерных играх становится всё острее: так ли опасно жить в цифровом мире, заменяя свою реальную личность цифровыми персонажами? В этом пытались разобраться с точки зрения философии, психологии и социологии пришедшие на показ документального фильма "Жизнь 2.0 " (Life 2.0) режиссёра Джейсона Спингарн-Коффа.

Фильм об  игре  Second Life компании Linden Lab послужил лишь поводом для обсуждения темы "Виртуальная реальность и её невиртуальные жертвы" с разных аспектов. Известно, что все компьютерные игры делятся на «game», то есть агональные, где перед участниками ставятся конкретные задачи, и   «play» — так называемые симуляторы, которые больше напоминают театральное действие. Second Life — довольно известный социальный симулятор, где игрок сам создаёт свой аватар и обустраивает пространство вокруг него. Джейсон Спингарн-Кофф, режиссёр «Life 2.0», решил  заострить внимание на том, как люди, увлёкшись лёгкостью изменений в виртуальном пространстве, ломали привычный уклад своей реальной жизни. Год выпуска киноленты — 2010. Посвящать документальный фильм игре, где люди знакомятся и влюбляются, разрушая при этом реальные отношения — более чем странно, потому что ещё в 2001 году были выпущены романы «Одиночество в Сети» Януша Леона Вишневского и «Новейшая история любви» Нэн Маккарти.

 Не зря социолог Виктор Вахштайн  заявил, что фильм «убогий» и не отражает в полной мере сущности данной игры, подоплека которой — банальный бизнес: там многое покупается на виртуальную валюту Linden Dollar(L$), обмениваемую на настоящие деньги. А так как зарегистрированные пользователи могли играть в виртуальные казино, этим виртуальным развлечением заинтересовалось ФБР. И в докладе о терроризме упомянутого ведомства США фигурирует название Second Life:оно включено в список угроз обществу. Расширяя тему до всех компьютерных игр в целом, Вахштейн заметил: «Для социологов они представляют позитивное явление, так как становятся полем исследований. Грани реальности ползут. Фрейм-аналитика призвана, в частности, объяснить, как происходит транспонирование из одного мира в другой, изучить механизмы этого перевода». По его словам, все игры отличают два характерных признака: замкнутый операционный порядок и принцип структурного подобия.

Философ Олег Аронсон напомнил постулат Йохана Хёйзинги из книги «Homo ludens» об игровом элементе всей человеческой культуры и добавил: «Привычка делить мир двоично идёт ещё со времён Платона. Виртуальный мир — одна из форм реализации даже не фантазий, а фантазмов. А также это уход от социального давления».

Эксперт в области компьютерных игр Андрей Подшибякин считает, что в геймерстве ничего маргинального нет и средний возраст игроков, как ни странно, равен в среднем 34 годам. Его мнение, что индустрия игр будет продолжать развиваться, так как это выгодный бизнес: «Стоимость производства игры растёт. В будущем останутся лишь две категории — дорогостоящие блокбастеры и грошовые «independent».А экономически и идеологически индустрия игр идёт путём кинематографа».

Психоаналитик Андрей Россохин, говоря о нынешнем поколении «Y», указывает на проблему родителей и детей. Не удосуживаясь заняться своими чадами и вместо того, чтобы дарить им  элементарное внимание и тепло, большинство отцов и матерей вынуждают ребёнка прятаться от эмоциональной пустоты в виртуальном мире. «Во всем важен баланс, — такова точка зрения психолога. — Да, у виртуаноманов зависимость ярко выражена, но она менее разрушительна, чем наркотическая и алкогольная».

Стоит ли бояться, что воспитанные в двух измерениях дети будут асоциальными? Наверное, не стоит. В своё время только появившиеся книги, кинематограф и телевидение вызывали подобное настороженное опасение. Сейчас же все сходятся во мнении, что лекарством от виртуального угара остаётся, как ни странно, хорошая книга без картинок: именно создавая воображаемый мир сознанием, а не в двоичных кодах, мозг максимально активизируется. По словам Олега Аронсона, «технологии — это сфера продолжения нашей чувственности». И надо почаще об этом вспоминать.

Юлия БЕЛОУС

 

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.