Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Екатерина ШЛЫК 27 июня 2014

Образование на пути перемен

Где находить идеи и вдохновение для перемен в структуре и форме российского образования на всех уровнях? Можно попробовать обратиться к инноваторам и стартаперам.

Образование на пути переменИнститут образования и Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования провели Конкурс инноваций в образовании (КИвО). Первые результаты конкурса (данные полуфинала) были обнародованы в рамках круглого стола, прошедшего в МИА «Россия сегодня».

Всего на КИвО в 2014 году поступило 577 инновационных проектов из 200 городов 13 стран мира. В результате трехступенчатого отбора в полуфинал вышли 28 проектов из разных регионов России. В дальнейшем командам предстоит доработать свои идеи на Летней школе и презентовать их на Конференции по инновациям в образовании в рамках pitching sessions потенциальным инвесторам.  

Тематика проектов совершенно разная. Здесь есть и электронная школа, и электронные библиотеки, и мобильные приложения, и проекты с использованием виртуальной реальности, и геймификация образовательного процесса… В общем, представлены все современные широко обсуждаемые технологические тренды.

Владимир Солодов, руководитель департамента проектов  практик направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ), отметил, что инновационная деятельность необходима для того чтобы адаптировать систему образования к новым реалиям. Но практика показывает, что крупные корпорации и тем более государственные учреждения не могут быть драйверами инновационных идей. Их источник – небольшие компании и стартапы. Поэтому проведение конкурсов, подобных КИвО, очень важно для действительно интересных и актуальных проектов.

Впрочем, как заметил Александр Сидоркин, директор Департамента образовательных программ НИУ ВШЭ, первый этап конкурса, помимо осознания того, что люди готовы участвовать в подобного рода предприятиях и предлагать действительно интересные идеи, выявил и ряд проблем. Например, неспособность людей продвигать свои проекты и монетизировать идеи. Фактически ни один из участников конкурса не имел идей, куда идти со своим проектом и кому его предлагать. Именно эту задачу в какой-то мере призвана решить летняя школа. А вторая проблема заключается в том, что на данном этапе сложно говорить о каком-то соответствии инноваций в сфере образования реальным нуждам образования. Но здесь может помочь налаживание диалога между образовательным сообществом и инноваторами.

Как заметил  Владимир Солодов, и разработчикам проектов, и тем, кто будет принимать решения об использовании предлагаемых проектов в образовательной индустрии, важно не забывать, что технологии – это не самоцель. Он сравнил те перемены, которые переживает отрасль образования сейчас, с тем, что происходило в книжной индустрии во времена Гуттенберга. Если до появления печатного станка можно было рассуждать о наиболее эффективном и правильном способе переписывания книги от руки, то после его появления сами такие рассуждения потеряли смысл. Сейчас роль «гуттенберговского станка» выполняют новые цифровые технологии. Однозначно, что именно они станут тем каналом, тем инструментом, с помощью которого знания будут передаваться. Но основной вопрос – что передавать – все равно останется.

Очень важно, что изменения в образовании происходят не только из-за давления со стороны технологий, но и из-за радикально изменившихся требований со стороны бизнеса, со стороны экономики. Компании и организации нуждаются в специалистах нового типа – гибких, легко адаптируемых, готовых учиться на протяжении всей жизни, готовых осваивать смежные, а то и вовсе новые профессии.

Александр Сидоркин отметил, что современное образование очень сильно изменилось. Оно стало более сложным содержательно, у него больше нет границ в том плане, что «образовательный возраст» может теперь длиться всю жизнь. И это все - не требования завтрашнего дня, это реальность,в которой мы живем. Поэтому когда мы говорим о применении инновационных технологий в образовании, нужно понимать, что и задачи мы решаем не только (а, быть может, и не столько) будущего, сколько настоящего. С ним согласилась и декан школы бизнеса Integral РЭУ им. Г.В. Плеханова Лариса Карташова. По ее словам, в области postgraduate (а именно в этой сфере работает бизнес-школа) уже сейчас очень хорошо видны коренным образом изменившиеся требования к специалистам. От них требуют не фундаментальных знаний, а умения управлять, нацеленности на результат, изучения кейсов и умения адаптировать глобальный опыт для решения конкретных, локальных задач. Это ьтребует иного подхода не только к процессу обучения, но и к самому отбору как студентов (слушателей), так и педагогов.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.