Rambler's Top100
Реклама
 
Все новости Новости отрасли
Екатерина ШЛЫК 11 ноября 2014

«Школьная карта» как часть образовательной платформы

Проект «Школьная карта», реализованный в Татарстане, показал, что при правильном подходе к построению инфраструктуры и интеграции информационных систем банковская карта нового поколения действительно может стать основным инструментом единой образовательной платформы.

В Зеленодольском районе Татарстана с конца апреля 2014 года внедряется пилотный проект «Школьной карты» нового образца. Карты, выпущенные в рамках проекта, позволяют не только контролировать посещение занятий основного и дополнительного образования, но также служат транспортной картой, позволяют оплачивать услуги школьного питания по безналичному расчету, и, конечно, могут служить обычной банковской картой.

Проект реализован совместными усилиями Министерства образования и науки Республики Татарстан, Министерства информатизации и связи РТ, «Центра информационных технологий» Татарстана, «АК БАРС» БАНК и международной платежной системы MasterCard.

На данный момент в проекте участвуют все школы, детские сады и учреждения дополнительного образования Зеленодольского района.

Изначально «АК БАРС» БАНК выпускает на каждого учащегося либо карту и браслет, оснащенные PayPass-чипом, либо две карты, привязанные к одному счету. Одна из карт – «родительская», с ее помощью родители получают доступ ко всем возможностям просмотра и управления, доступным в личном кабинете, также через эту карту можно пополнять счет. Вторая карта – ученическая, она служит пропуском в школу, средством оплаты, транспортной картой.

«Школьная карта» как часть образовательной платформыПо словам Андрея Поминова, заместителя министра образования и науки Республики Татарстан, хотя сейчас и рано  делать какие-то далеко идущие выводы – по всей видимости, первые взвешенные итоги могут появиться где-то через полгода после запуска проекта , то есть к Новому году, - но уже сейчас с уверенностью можно говорить о том, что использование новой «Школьной карты» удобно и для учеников, и для родителей, и для педагогов и администрации учреждений образования, и для руководителей департамента. Тесная интеграция карт с порталами госуслуг, системой «Электронная школа» и системой «Школьное питание» делает учет посещаемости, контроль успеваемости, оплату питания в разы проще и прозрачнее. Таким образом, говорит Поминов, новая карта вполне может стать базовым инструментом для единой образовательной платформы. Хотя пока о тиражировании опыта Зеленодольского района на другие регионы Татарстана речи не идет.

Андрей Поминов отмечает, что проект оказался очень полезным с точки зрения администрирования системы образования. Так как «Школьная карта» обеспечивает контроль посещения учреждений дополнительного образования, то собираемая статистика позволяет оценить востребованность того или иного кружка, оптимальным образом сформировать программу, определить время проведения занятий, распределить учебные кабинеты и, конечно же, перераспределить финансирование должным образом.

Галина Ганеева, вице-президент международной платежной системы MasterCard, отметила, что безусловной ценностью проекта является и финансовое образование детей. Мир развивается таким образом, что безналичная оплата становится все популярнее. И поэтому, воспитывая в детях умение пользоваться инструментами для безналичной оплаты, мы воспитываем граждан будущего. Причем дети учатся не только непосредственному «общению» с терминалами и банкоматами – они учатся правильно распределять деньги, принимать финансовые решения и т.д.

Что же касается технологической стороны дела, говорит Галина Ганеева, то используемый в проекте чип PayPass интересен тем, что на него можно записать любую информацию – не только информацию о банковском счете или возможности доступа в помещение, но и, например, данные медицинского полиса.

«Школьная карта» как часть образовательной платформыПо словам Татьяны Камалетдиновой, исполнительного директора ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан», не исключено, что в будущем система электронного здравоохранения, над которой сейчас идет работа в Татарстане, действительно будет интегрирована с системой школьных карт. На данный же момент, рассказывает Камалетдинова, для проекта были интегрированы четыре информационные системы – республиканская и муниципальная системы предоставления госуслуг, система «Электронная школа» и система «Школьное питание». В результате интеграции пользователи – родители учащихся могут из своего привычного личного кабинета на портале госуслуг осуществлять любые действия по «Школьной карте» - от просмотра электронного дневника и школьного меню ребенка до пополнения карты, запрета тех или иных действий по карте и т.д.

Важно, что вся информация об  образовательных услугах, полученных ребенком, собирается в одном месте - детский сад, школа, дополнительные занятия, - данные о посещаемости, успеваемости, предпочитаемых предметах и т.д. Это позволяет определять индивидуальную образовательную траеторию, что считается одной из основных задач современной системы образования.

«Электронная школа», интегрированная с системами СКУД, позволяет в автоматическом режиме передавать данные о присутствии/отсутствии ребенка в электронный журнал (данные можно редактировать в ручном режиме, что необходимо для тех случаев, когда ребенок пришел в школу без карты, ведь в данном случае по данным СКУД он будет отсутствовать) и в систему «Школьное питание». В системе «Школьное питание» учитель выбирает меню на завтраки и обеды для каждого ребенка (либо просто отмечает количество детей, которые будут завтракать и обедать), при этом он видит, у кого из детей хватает денег на оплату, у кого средства на счет подходят к концу. Сформированные данные в электронном виде уходят в столовую, работники которой накрывают столы сообразно полученным спискам. Важно отметить, что ни ребенок, ни учитель не расплачиваются за обеды и завтраки каждый раз – деньги за плановое питание списываются со счета, поэтому никаких очередей из детей с карточками у кассы не возникает – расплачивается картой школьник только в том случае, если он хочет купить в школьном буфете что-то дополнительно.

По словам завуча Зеленодольского лицея №1, в целом вся система учета детей - заказа питания - отправки заявки занимает минут 10, в то время как раньше на это уходило порядка часа. И главное, материальная ответственность за детские деньги на питание с учителя полностью снята.

Проще стал и обмен документацией с компанией, занимающейся поставками питания – все полностью переведено на безналичный расчет, финансовые документы формируются за любой период, каких поездок с бумагами больше не нужно.

Возвращаясь к СКУД, стоит отметить, что в Зеленодольском эксперименте вместо привычных турникетов используются "электронные привратники", разработанные специально под этот проект компанией "Инфоматика". Если ребенок или взрослый проходят через рамку, не приложив карту, "привратник" загорается красным светом, издает звуковой сигнал, а камера фотографирует нарушителя. Таким образом создается "блэклист" - те постетители, которые вошли без разрешения. Те же, кому доступ разрешен, автоматически отмечаются в базе с "белым списком". Блаодаря системе можно не только буквально "в лицах" увидеть, кто вошел и кто вышел из здания, но и в любой момент времени посмотреть, сколько людей находится в помещении.

Татьяна Камалетдинова отмечает, что качество услуг, оказываемых с помощью «Школьной карты», прозрачность и эффективность работы интегрированной системы стало возможным потому, что сначала была создана развитая ИТ-инфраструктура – во всех школах Зеленодольска обеспечен проводной широкополосный доступ, в каждом классе установлена точка Wi-Fi доступа. В учреждениях допобразования установлена как минимум одна  точка Wi-Fi доступа, а у каждого педагога есть защищенный планшет со сканером, позволяющим считывать информацию с чипов. Ребенок приходит, «отмечается», прикладывая карту или браслет к считывателю,  в начале и в конце занятия, а сформированный отчет педагог должен просто передать с планшета, воспользовавшись для этого школьным или домашним интернетом. При отсутствии инфраструктуры сделать систему удобной, действительно облегчающей работу, а не усложняющей ее, сделать бы не получилось.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.