Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли
Александра КРЫЛОВА 09 ноября 2016

Работу с большими данными подвели под Кодекс

На конференции «Защита персональных данных» подписи под Кодексом добросовестных практик поставили представители 24 представителя государства, общественных организаций и бизнеса. 

В числе подписавшихся представители «большой четверки» операторов связи и «Почты России», кредитных организаций («БинБанк)», профессиональных общественных объединений (Российский Союз автостраховщиков, Национальная страховая гильдия, РАЭК и РОЦИТ). Также среди их были замечены поставщики решений в области защиты информации («Аладдин Р.Д.», Group-IB), учебные заведения (РГГУ нефти и газа, Академии информационных систем), и даже представители органов власти отдельных субъектов Российской Федерации.

Фактом подписания документа, имеющего, по словам А. Жарова, руководителя Роскомнадзора, декларативный характер, все 24 подписанта подтверждают готовность компаний и организаций максимально защищать права граждан при работе в интернете. Тем самым, компании и организации, поставившие свои подписи под Кодексом добросовестных практик, присоединяются к проекту «Цифрового дома», Digital Privacy.

Впервые об этом проекте, направленном на формировании безопасной для граждан, бизнеса и государства цифровой среды Роскомнадзор заявил в этом году на СПЭФ, а на VII Международной конференции «Защита персональных данных» А. Жаров назвал основные блоки, из которых такой «Цифровой дом» строится. Это совершенствование и гармонизация законодательства, унификация подходов к обработке данных в цифровом пространстве с учетом международного опыта, внедрение принципов саморегулирования, сформированных при участии бизнеса, государства и общества; формирование модели безопасного поведения участников информационных процессов.

Кому нужен «Цифровой дом»? Прежде всего, обычным интернет-пользователям. Они, с одной стороны, не очень доверяют компаниям, которым дают разрешение на обработку своих персональных данных, а с другой, не представляют себе, насколько много данных собирается о них в интернете, об их привычках, об их местонахождении и даже о состоянии их здоровья.

По сути, речь уже идет не просто о персональных данных, а о больших пользовательских данных как новой реальности в интернете. Вызванная к жизни огромными объемами информации, накопленной поисковыми сервисами и социальными сетями, с одной стороны, и уже сформированным спросом на них, с другой, она, по словам И. Ашманова, генерального директора компании «Ашманов и партнеры» имеет несколько специфических признаков. Во-первых, большие пользовательские данные требуют исключительно автоматической обработки, во-вторых, объединение и анализ совокупности нескольких массивов таких данных дает новое знание – позволяет сделать выводы, которые не следуют из обработки каждого массива в отдельности. В-третьих, это данные с ретроспективной, они накапливаются годами и, наконец, в-четвертых, все они собираются по разным каналам и, соответственно, имеют разный формат.

Источниками таких данных выступают сами пользователи, сознательно раскрывающие ту или иную личную информацию, размещающие данные о себе в «закрытых» группах соцсетей. К ним добавляются данные, собранные без всякого их разрешения незаметными для глаза «наблюдателями»: браузерами, счетчиками (их на одном сайте может быть около 50) и т.д. Так что сами пользователи не понимают, насколько много данных о них в интернете уже накоплено, и как, кто и что может с ними делать.

«Если ситуация с персональными данными у нас достаточно хорошая, - сказал И. Ашманов, - то с большими пользовательскими данными это не так». Сегодня такие данные в интернете активно повсеместно собираются, в таком же «сыром» виде продаются, в том числе и за рубеж, анализируются. И этот процесс новсит неконтролируемый характер. По мнению эксперта, для изменения ситуации необходимо либо внести поправки в действующий Федеральный Закон «О персональных данных», или принять отдельный закон, регламентирующий сбор и обработку больших пользовательских данных.

Сейчас этот вопрос активно обсуждается на экспертном уровне в рабочей группе созданной при Администрации Президента РФ во исполнение поручения главы государства по результатам встречи с участниками первого российского форума «Интернет Экономика» в конце декабря прошлого года, которую возглавляет помощник Президента РФ И.О. Щеголев.

«С моей точки зрения, большие пользовательские данные должны быть собственностью нации, общественным достоянием, своего рода «цифровой нефтью», которая должна контролироваться и регулироваться государство», - сказал И. Ашманов. По его словам, это очень важно, во-первых, потому что это огромный рынок, а во-вторых, поскольку правильное использование знаний о нации, о государстве, о населении поможет повысить эффективность ЖКХ, транспорта, здравоохранения в разы.

Для того, чтобы это произошло, эксперт предлагает, помимо уточнения 152-ФЗ или создания нового закона, создать этот рынок для экономики, обсуждать стандарты доступа к таким данным, поставить российских и зарубежных интернет-игроков в равные условия. «Возможно, нужен государственный оператор, хотя для кого-то это звучит пугающее, - сказал И. Ашманов. – как точка, в которой можно узнать, какие данные о тебе собирают и как это можно запретить». Организациям, занимающимся саморегулированием интернет-индустрии, считает эксперт, стоит заняться стандартизацией пользовательских соглашений, чтобы прийти к унифицированному документу, в котором были бы определены общий для отрасли порядок сбора и обработки больших пользовательских данных.

Понимание, что решение этих и ряда других задач, связанных с созданием безопасной и комфортной информационной среды, потребует консолидации усилий и государства, и бизнеса, и общества, и граждан, и вдохновило Роскомнадзор на создание Кодекса Добросовестных практик. И, как отметил его руководитель, служба готова оказать организационную и методическую помощь участникам строительства «Цифрового дома», обеспечить сопровождение инициатив, направленных на развитие идей безопасного цифрового пространства.

«Я считаю, что государственный оператор больших пользовательских данных должен быть, и поддерживаю позицию экспертов, считающих такие данные национальным достоянием, а не собственностью компаний, которые их обрабатывают. Конечно, прежде всего, эти данные являются собственностью гражданина, но поскольку он не может оценить все риски, связанные с их распространением, нам нужно, дать ему возможность увидеть все его пользовательские данные, которые собраны в интернете и уже анализируется», - сказал А. Жаров. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.