Rambler's Top100
Все новости Новости отрасли

Бесконтактные платежи: возврата к наличным не будет

04 марта 2020

Большинство россиян знакомы с технологией бесконтактных платежей. Растет доля тех, кто платит за товары и услуги при помощи смартфона, чаще всего это люди молодого и среднего возраста. Часть опрошенных считают бесконтактные платежи удобным, но небезопасным способом оплаты. 

Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного Аналитическим центром НАФИ в феврале 2020 года.

Банковские карты являются сегодня распространенным платежным средством: подавляющее большинство россиян (82%) – держатели банковских карт, причем за последние 11 лет их доля выросла с 31% до 82%.

Сегодня продолжается развитие платежных технологий, в том числе активно распространяется технология бесконтактной оплаты, осведомленность о которой находится на высоком уровне. Большинство россиян знают о возможности оплачивать товары и услуги путем бесконтактных платежей с помощью банковской карты (93%) или мобильного телефона (88%). В меньшей степени осведомлены о платежах с других устройств – смартчасов и браслетов (65%).

Значительная часть россиян оплачивают свои покупки бесконтактным способом. Так, более половины (58%) использовали для бесконтактной оплаты банковские карты. Каждый четвертый (26%) платил за товары или услуги при помощи смартфона, причем за год число тех, кто использовал этот метод, выросло на 15 п.п. 7% использовали для оплаты смартчасы или браслеты.

Те, кто платил электронными устройствами, чаще всего осуществляли оплату при помощи сервиса Google Pay (44%), на втором месте – Apple Pay (33%), на третьем – Samsung Pay (11%).

Россияне считают технологию бесконтактной оплаты удобной. Те, кто знаком с технологией бесконтактной оплаты, чаще отмечали удобство платежей посредством банковской карты (80%) и смартфона (70%). Также многие говорили, что оплату товаров и услуг удобно осуществлять при помощи смартчасов (63%), браслетов (60%) и брелоков (56%).

При этом треть опрошенных считают, что бесконтактные формы оплаты не являются безопасными. Примерно равные доли россиян, пользующихся различными способами бесконтактной оплаты – картой, смартфоном, часами и т.п. – считают их небезопасными. Подробнее – в Таблице 3.

Чаще других оплату бесконтактным путем предпочитали осуществлять россияне молодого и среднего возраста (от 18 до 44 лет). Представители этой возрастной группы также чаще других считают, что бесконтактная оплата с различных устройств более комфортная и безопасная.

Тимур Аймалетдинов, заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ: «Россия неуклонно следует мировым трендам развития системы безналичной оплаты – более удобной, более дешевой в обслуживании и, главное, более прозрачной. Но до лидеров пока далеко: в некоторых странах наличная оплата сведена к минимуму. Например, в Швеции уже меньше 20% покупок в стране совершаются наличными. Там общество привыкает к новым феноменам: мелкие покупки в переходах и даже милостыня – это тоже безналичные и зачастую бесконтактные платежи.

В то же время слишком быстрое развитие платежных инструментов дает и обратный результат. Например, в Швейцарии в малых городах и сельской местности ликвидированы почти все банкоматы и банковские отделения. Проблему с наличными решают посредством развития мобильных p2p-платежей и приложений, позволяющих людям получать наличные в магазинах, переводя деньги со счета на кассовый терминал. Обслуживающие банки дополнительно оплачивают такие операции магазинам – для них это дешевле установки и обслуживания банкоматов.

Год назад в Филадельфии был введен специальный закон, обязывающий принимать наличные, после массовых обращений о нарушениях прав жителей, не пользующихся банковскими картами или вовсе не имеющих банковского счета.

Глобальная цифровизация выводит на рынок финансовых услуг новых игроков – IT-компании. Обратной стороной удобства (и для государства, и для конечного потребителя) становится безопасность. На уровне регулятора возникает вопрос монополии монетарного контроля и регулирования. Достаточно вспомнить реакцию национальных банков на введение компанией Facebook международной криптовалюты Libra – неволатильной по стоимости в отличие от биткоинов и доступной глобальной аудитории социальной сети, насчитывающей более 2,7 млрд. пользователей по всему миру.

Для бизнеса также возникают угрозы: главным образом, в конкуренции. Данные о безналичных платежах, равно как о стоимости, товаре, месте покупки и даже самом плательщике аккумулируются и используются ИТ-гигантами для управления потребительским поведением через маркетинг и рекламу.

Для обычного потребителя возникает дилемма между удобством и безопасностью совершаемых операций. Средний бесконтактный платеж без пин-кода в точке оплаты занимает 15 секунд – это на 30% быстрее контактной оплаты картой и более чем вдвое быстрее расчета наличными. Однако именно вопросы безопасности, как показало наше исследование и как подтверждается исследованиями в других странах, остаются главным барьером на пути к переходу на современные платежные инструменты».

Источник: НАФИ

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Оставить свой комментарий:

Для комментирования необходимо авторизоваться!

Комментарии по материалу

Данный материал еще не комментировался.